Классный час "Я - подросток"
материал

Петроченко Оксана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_ya-podrostok.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Классный час

Тема:   «Я -подросток. «Сюрпризы» переходного возраста»

Дата проведения:  12.11.2021 г.

Форма проведения:  беседа

Цель:  формирование у обучающихся представлений о физических и психических процессах, протекающих в организме человека в подростковый период, сложностях «переходного возраста».

Образовательные технологии:

  • элементы ИКТ-технологии;
  •  элементы технологии критического мышления
  • элементы игровой технологии.

Методическое оснащение:

1. Интерактивная доска.

2. Презентация по изучаемой теме.

3. План-конспект

4. Ватман, цветные карандаши.

Ход мероприятия

I. Вступление

        Учитель: подумайте и сформулируйте определение понятия:

Подросток - ….

        Учитель: Сегодня наш классный час будет посвящен теме подросткового возраста.

Как вы можете охарактеризовать подростковый возраст? Какой он?

Ответы обучающихся:

Подростковый возраст

критический

переломный

трудный

переходный

        Подростничество — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности. В отечественной психологии принято считать, что подростничество начинается в 11-12 лет и заканчивается (переходит в юность) в 15-16 лет. На Западе к подросткам относят всех несовершеннолетних. Физиологически пик подростковых трудностей – это 13-14 лет. Но метафора "вечный подросток" не просто красивое литературное выражение. Есть люди, которые не выходят из психологического состояния подростничества до самой старости.

        II. Основной этап

        Учитель: Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Как мы уже с вами отметили, именно  этот период характеризуют как «трудный».

- А как вы думаете, почему именно так характеризуют этот возрастной период?

Ответы обучающихся.

        Учитель: Это особенный возраст для каждого человека. Подросток обнаруживает перемены в себе, в своих мыслях, чувствах, переживаниях. Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. 

        Учитель делит детей на две творческие группы (принцип деления жребий). Каждая группа получает ватман, и цветные карандаши, фломастеры.

        Учитель: Кто такие подростки? Что необычного с ними происходит? Я вам предлагаю сегодня совместно ответить на эти вопросы. Но для начала каждая группа должна нарисовать на бумаге портрет «типичного подростка». Обучающимся даётся 10 минут на рисунок.

        Учитель: Замечательно!  Теперь каждая группа получает своё задание. Группа номер 1 расскажет нам, какие физиологические изменения происходят с вами в период подростничества. А вторая группа нам расскажет о психологических изменениях. Для своего рассказа вы должны использовать рисунки — дополнять их названиями, схемами.

        На данную работу обучающимся даётся 10 минут. Затем каждая группа по очереди рассказывает об изменениях, которые происходят с этом возрасте. После выступления каждой группы, учитель подводит итоги и дополняет рассказ обучающихся своими сведениями.

        Учитель: Когда ребенку исполняется 12-14 лет, то сложно не заметить, что в этот период он начинает активно расти. Так, некоторые дети вырастают за год на 3-7 см., что является достаточно сложным испытанием для всего организма. Активнее всего растут трубчатые кости, формируется грудная клетка, руки и ноги, подросток становится непропорциональным, может быть нарушена координация движений.

        Помимо роста непосредственно скелета перестраивают свою работу и внутренние органы: изменяется деятельность гипофиза, увеличивается темп роста мышечной системы, ускоряется обмен веществ. Также более активно начинают работать половые и щитовидная железы, растет сердце, увеличивается объем легких.

        Максимально активны половые гормоны, благодаря чему у подростков усиливаются вторичные половые признаки: у мальчиков мутирует голос, появляется кадык, растут волосы на лице, теле. В результате всех этих кардинальных физиологических изменений у подростка могут возникнуть проблемы со здоровьем.

        Изменения в интеллектуальной сфере приводят к развитию способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учёбе, она отходит на второй (в лучшем случае) план. Это бывает вызвано желанием, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к ребёнку, а как ко взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. В период важных изменений формируется новое восприятие окружающего мира. Однако, еще не успев стать взрослым, подросток вдруг теряет преимущества, которые имеют дети. Вот тут-то и возникает дилемма: стать абсолютно независимым и наплевать на родителей и всех остальных или, напротив, полностью отказаться от своего мнения.

        Учитель предлагает самостоятельную работу, направленную на анализ своих отношений со взрослыми.

        Учитель: Итак, предлагаю вам ответить на следующие вопросы, чтобы узнать, знают ли вас взрослые:

  • Какие стереотипы представлений о подростках чаще всего бывают у взрослых?
  • Какие из них неправильные? Почему?
  • Какие соответствуют действительности?
  • Могут ли подростки изменить представление взрослых о себе?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

        Учитель: Из-за внешних изменений тела, к которым подростку еще необходимо привыкнуть, может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик. Также в этот период у подростка наблюдается снижение самооценки. Он начинает все более активно сравнивать себя с другими мальчишками, зачастую обращая внимание именно на свои слабые стороны, ощущает неуверенность в собственных силах.

        Учитель предлагает выполнить задание, на изучение своей самооценки.

        Учитель:  Перед вами лежит листочек на котором изображена шкала. Я предлагаю вам отметить, где на этой шкале будете вы, оценить себя по 7 параметрам — ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, уверенность в себе, внешность.

        После того, как обучающиеся сделали отметки на шкале, учитель рассказывает о самооценке.

        Учитель: Люди, которые склонны переоценивать себя - на шкале отмечают себя как можно выше, и наоборот — люди, склонные к заниженной самооценке, отмечают себя на шкале ниже серединки. Большинство же людей, имеющих адекватную самооценку — отмечают себя посередине или чуть выше. Где на вашей шкале оказались вы? Что у вас с самооценкой?

        Учитель: столь же противоречиво и поведение подростка в компании сверстников.

  • с одной стороны он стремится во что бы то ни стало быть таким, как все, с другой – очень хочет выделиться и отличиться любой ценой, и не всегда с позитивной стороны;
  • с одной стороны ребенок стремится заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирует собственными недостатками.

Завершите следующие предложения (индивидуальная работа - самоанализ): 

  1. Я прекрасно себя чувствую с другими людьми, когда... 
  2. Я чувствую себя некомфортно с другими людьми, когда... 
  3. Мне легче поделиться своими чувствами с другими людьми, когда... 
  4. Мне бывает трудно разделить свои чувства с другими людьми, когда… 
  5. Я чувствую расположение к другому человеку, когда он... 
  6. В нашем классе мне больше всего нравится, когда... 

По желанию обучающиеся зачитывают предложения.

        III. Заключение

       Учитель: Подводя итог нашего мероприятия, хочу услышать от вас два основных вывода.

        Первый. Скажите мне чем подросток отличается от ребёнка?

Ответы обучающихся.

        Учитель резюмирует ответы (подросток в отличие от ребёнка более самостоятелен; он способен сам принимать решения; сам выбирает себе одежду и стиль, на многие вещи имеет собственную точку зрения, подросток начинает уделять больше внимания своей внешности, появляется первая любовь, более развит физически).

        Второй. Чем подросток отличается от взрослого?

Ответы обучающихся.

        Учитель резюмирует ответы (взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен; взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями, взрослый человек несёт ответственность не только за себя , но и за других людей, у подростка степень ответственности только формируется, взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества, взрослый человек более самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни).

        Рефлексия

Учитель предлагает закончить предложения.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я научился…

Было интересно узнать…

Меня удивило…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для классных руководителей Подросток

Информация для проведения семинара...

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

Классный час "Подросток и Закон"

Классный час предназначен для подростков старших классов (9-11), учащиеся знакомятся с понятиями правонарушение, проступок, преступление, шалость....

Классный час"Подросток и алкоголь"

Народная китайская мудрость гласит: "Путь длиной в тысячу шагов начинается с первого шага". И это относится к любому пути: в каждый момент перед тобой выбор - пойдёшь ты по пути разума или по до...

Классный час "Подросток и закон"

Методическая разработка классного часа для учащихся 9-11 классов.Цель: воспитание правовой культуры школьников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах от...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...

Классный час "Подросток и закон"

Классный час "Подросток и закон"...