Классный час "Когда подросток преступает закон"
классный час (6, 7, 8 класс) на тему

Лакман Елена Ивановна

Методическая разработка классного часа об ответственности несовершенолетних за правонарушения и преступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kogda_podrostok.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  муниципального образования г. Нягань  

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Методическая разработка классного часа:  «Когда подросток преступает закон»

                                                                            Социальный педагог

Лакман Елена Ивановна

г. Нягань, 2013 г.

Классный час по теме:   «Когда подросток преступает закон».

Цитата: Никакие         выгоды,         достигнутые          ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира. / Г. Филдинг /

Пояснительная записка.

Средняя общеобразовательная школа №4  расположена в микрорайоне Геология, сегодня насчитывает 545 учащихся. Наша школа удалена от культурного центра города,  в микрорайоне отсутствуют центры дополнительного образования, библиотека, с недавнего времени  и  музыкальная школа. Спортивные комплексы «Геолог»  и «Юниор» охватывают   спортивными занятиями преимущественно детей  с 6 до 12 лет.

 В начале каждого учебного года перед коллективом школы стоит сложная  задача:

  - выявить учащихся склонных к совершению правонарушений,  детей из неблагополучных, опекаемых, многодетных и малообеспеченных семей, определить  причины отклонений в поведении и нравственном развитии и обеспечить каждому нуждающемуся своевременную социально- педагогическую поддержку, с привлечением служб и ведомств системы профилактики.

Из  анализа социальных паспортов классов,  по состоянию на сентябрь 2013 года,  в школе :  

   132     (24%)  учащихся воспитываются в неполных семьях;

57       (10%) детей из многодетных семей;

14      (2,5%) детей из семей малообеспеченных;

13      (2,4%) детей воспитываются в семьях  иностранных  граждан;

20 (7,7%) детей являются воспитанниками детского дома «Северяночка»;

19     (3,5%) детей в опекаемых семьях;

4      (0,7%)  детей инвалидов;

19 (3,5%)  детей воспитывается в неблагополучных семьях.

Поэтому одно из важнейших направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде.

В 2012-2013 учебном году на  профилактическом учете в школе состояло 32 несовершеннолетних.   В течение учебного года специалистами школы проводилась профилактическая работа и (было снято 12 учащихся  и поставлено 7), количественный состав на конец 2012-2013 учебного года  составил 26 учащихся  тем самым снизился на  1,1%

Основными причинами постановки на учет являются: распитие спиртных напитков в общественных местах, нанесение телесных повреждений, самовольные уходы.

Цель: Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

1 . Познакомить учащихся с административными правонарушениями, уголовными преступлениями.

2. Познакомить учащихся с видами наказаний при совершении преступления или проступка.

3. Выработать умения правильно вести себя, если подросток окажется в милиции.

Форма проведения:  практикум

Место проведения: школьный  кабинет

Участники: учащиеся, классный руководитель,  социальный педагог

Оборудование:

-  компьютер, экран, видеопроектор;

-  на доске – тема классного часа

-   карточки с заданиями,

- фломастеры, маркеры

Вступительное слово учителя.

Ребята, послушайте небольшой эпиграф и подумайте, о чём пойдет речь на нашем занятии:

Эпиграф Коль ты невинного избил,

Несправедливо оскорбил,

Презренье ты себе купил !

Кто так ведет себя с людьми,

Дурак, дубина он, пойми:

Все возликуют ведь, когда Придет и на него беда

Себастьян Брант.

Ответы, рассуждения детей        

Учитель:

Тема нашего занятия "Когда подросток преступает закон".

Когда подросток преступает закон, что он совершает? (он совершает преступление или проступок)

- Чем отличается преступление от проступка?

Ответы детей        ( чтение определений в словарях)

Запись на доске — читают дети.

Преступление - это общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.

Проступок - правонарушение, влекущее административную или дисциплинарную ответственность.

Это такие преступления:

- убийство;

- хулиганство;

- драки;

- умышленное причинение вреда здоровью;

- похищение человека;

-  кража;

-  вымогательство и разбой;

- захват заложников;

- угон транспорта

См. памятку подростку "Для тех, у кого чешутся руки".

Вопрос детям:

С какого возраста человек несет ответственность за совершенное преступление?

Ответы детей        

И не думайте, что вы еще ребенок - несовершеннолетний, что вам ничего не будет, вы не можете быть наказаны. Уголовная ответственность за преступление наступает с 14 - летнего возраста.

Чаще всего преступления совершают подростки группой лиц (группа, если уже 2 человека), считая при этом ответственности будет меньше. Это не так. За групповое преступление увеличивается ответственность. Нередко преступление совершают в состоянии алкогольного опьянения или наркотического. Следует знать, что любой вид опьянения не освобождает от ответственности.

Чаще всего преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

Например: в г. Нягани за последний год совершено:……

А сейчас мы с вами поговорим о наказаниях, которые могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступления.

Вопрос к детям:

 Знаете ли вы какие наказания могут быть за совершенные преступления?

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

 - исправительные работы;

 - арест;

 - лишение свободы;

 - конфискация имущества;

Учитель:        Подростки        порой        совершают        и        другие         правонарушения,        не

связанные с уголовной ответственностью. За некоторыми из них предусмотрена административная ответственность.

К административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. За вред причиненный детьми в возрасте до 14 лет , отвечают их родители или лица их заменяющие.

Давайте перечислим виды правонарушений, которые административно
наказуемы:        

 - потребление наркотических средств, а также их хранение и      распространение;
- мелкое хулиганство;

- нарушение правил дорожного движения;

- безбилетный проезд на транспорте;

 - злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции.

Такие проступки менее опасны, поэтому наказания за них не так суровы:

- предупреждение;

- штраф;

- административный арест до 15 суток

 - конфискация предмета ( например ружьё, которым совершен проступок)

А теперь проверим то, как вы поняли о чем мы с вами говорили.

Проведем конкурс "Преступления и наказания".

  1. Уголовное наказание.

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.

Наказания:

*лишение свободы

  •  Ссылка
  •  Предупреждение
  •  Предание публичному позору
  •  Четвертование
  •  Конфискация имущества
  •  Штраф
  •  Избиение плетьми

Время на выполнение задания - 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.

Правильный ответ: лишение свободы, штраф, конфискация имущества.

2.Возраст.

 Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; 6)14 лет; в) 16 лет; г) 1 8 лет.

Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.

Преступления:

- убийство (с 14 лет);

- причинение тяжкого вреда здоровью- ( 14 лет);

-  кража (14 лет);

 - грабеж (14 лет);

 -  вымогательство ( 14 лет);

-  заведомо ложное сообщение об акте терроризма (14 лет);

 - бандитизм (16 лет);

 -  получение взятки (16 лет);

Время на обсуждение команды каждого пункта задания - 5 сек.

За правильно выполненное задание команда получает 4 балла.(по 1 баллу за каждые две правильно поднятые карточки).

3.Обстоятельства

Команды получают карточки:        

а)        отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

 б) смягчающее обстоятельство ( уменьшает ответственность);

В) освобождает от ответственности (снимает ответственность);

 г) никак не учитывается .

Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки. Обстоятельства:

  •  совершение преступления в группе (отягч. обстоят.);
  •  явка с повинной ( смяг. обстоят.);
  •  несовершеннолетие виновного (смяг. обстоят.);
  •  необходимая оборона ( освобождает от ответственности);
  •  совершение преступления в состоянии опьянения (отягч. обстоят.);
  •  наличие заболевания у обвиняемого ( никак не учитывается)

Время на обсуждение командой каждого пункта -        10 сек. За правильно

выполненное задание команда получает 3 балла.( по 1 баллу за две правильно поднятые карточки).

Работа в группах.

1 задача:

18-летний Максим, управляя автомобилем, совершил наезд на пешехода, который в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Как вы оцениваете это правонарушение - как преступление или как проступок ? Какой это вид деяния?

2 задача:

Александру 17 лет. Вместе со своим другом он совершил разбойное нападение и был задержан сотрудниками милиции. Можно ли считать, что это преступление совершено группой лиц ?

3 задача:

15- летний Юрий совершил квартирную кражу, находясь в состоянии наркотического опьянения. Может ли это обстоятельство освободить его от уголовной ответственности?

Спасибо за работу!

Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в милиции в качестве задержанного. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами вы можете воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции и что надо делать в первую очередь.

  1.  Работники милиции обязаны немедленно сообщать родителям о факте задержания несовершеннолетнего.
  2.  Должны всегда иметь при себе документы.
  3.  До приезда родителей вы можете не сообщать никаких других сведений ( кроме данных о себе и месте своего жительства ) Объяснения должны быть только в присутствии родителей или законных представителей.
  4.  Если совершено административное правонарушение, то время задержания как правило ограничивается 3 часами. Если уголовное преступление- 72 часа.
  5.  С момента задержания вы имеете право на защиту (адвоката).
  6.  Проводится личный досмотр в присутствии понятых и должен составляться протокол.
  7.  Не подписывайте протокол, если вам не понятно за что нужно расписаться, тем более пустой протокол.

У любого задержанного имеются права .

Карточки раздаются в группы и читаются права задержанного.

Права задержанного.

1 .Вправе знать причину задержания .

  1. Имеет право на защиту или быть допрошенным в присутствии родителей.
  2. Имеет право подавать жалобы на действия органов производящих задержание.
  3. Закон запрещает допрашивать в ночное время.

Работа в группах:

I.задача. 

Не сообщил никакой информации о своих родителях и был допрошен в их отсутствие. Законны ли действия следователя, производившего допрос?

2. Задача

Несовершеннолетний Маликов, имеющий паспорт, был задержан по подозрению в совершении хулиганских действий. Он заявил что нуждается в помощи адвоката, однако работники милиции сказали, что он еще только подозреваемый, а право за обращением к адвокату у него появляется лишь при предъявлении ему обвинения. Имел ли Маликов право  на помощь адвоката?

3. Задача

При проведении допроса несовершеннолетнего Галкина следователь сам записал его показания. По окончании допроса следователь потребовал подписать протокол, не ознакомив Галкина с его содержанием. Какие нарушения прав Галкина допустил следователь?

- Теперь вы знаете какими правами можете воспользоваться и как нужно себя вести , если окажитесь в милиции в качестве задержанного.

Учитель: Прежде чем совершить тот или иной поступок, мы всегда должны помнить о том, что:

Дети в группах читают:

  1. Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других лиц.
  2.  Все люди равны перед законом.
  3.  Каждый человек имеет право на жизнь.
  4.  Достоинство личности охраняется государством.
  5.  Свобода и безопасность

Учитель:

Ребята, а как вы понимаете смысл цитаты, записанной на доске?

Рассуждения детей        

Вывод учителя :

Любое совершенное действие это уже прошлое и его уже нельзя изменить. От ваших поступков на прямую зависит отношение к вам окружающих. Т.к. существует мудрое выражение: "Раньше я слушал людей и верил их поступкам, теперь я слушаю людей и смотрю на их поступки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

Классный час "Подросток и Закон"

Классный час предназначен для подростков старших классов (9-11), учащиеся знакомятся с понятиями правонарушение, проступок, преступление, шалость....

Классный час "Подросток и закон"

Методическая разработка классного часа для учащихся 9-11 классов.Цель: воспитание правовой культуры школьников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах от...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...

Классный час "Подросток и закон"

Классный час "Подросток и закон"...

Презентация к классному часу "Подросток и закон"

Презентация к классному  часу "Подросток и закон"...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»

Методическая разработкаклассного часа  «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...