Классный час на тему: Как дела, подросток?
классный час (10 класс) по теме

Тимошенко Людмила Робертовна

Классный час на тему: Как дела, подросток? Цель Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе. Аудитория Учащиеся 9-11 классов, один класс или параллель. Подготовительная работа I. Беседа. 1. Мы поговорим сегодня о таком периоде в жизни человека, который принято называть подростковым. А кто такие подростки? Дайте, пожалуйста, своё определение. /Учащиеся высказываются/ 2. Учёные считают, что подростки – это низшая возрастная граница молодёжи (14-16 лет), это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства (14-16 лет) и юности (28-35 лет) к социальной ответственности. 3. В психологическом словаре есть определение термина «подросток». Это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. 4. Содержащиеся в определении слова развитие, перестройка, формирование предполагают подростковый период как переходный период в жизни человека, что всегда сопряжено с определёнными трудностями и проблемами. Какие они у подростка? Попытаемся выявить круг проблем, волнующих сегодняшних подростков, и их отличительные черты от других возрастных групп людей. Что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «подросток»? На доске учитель заполняет ассоциограмму и вписывает называемые учащимися проблемы: непонимание со стороны взрослых лень отсутствие денег подросток здоровье проблемы в школе субкультуры проблемы в семье вредные привычки отсутствие свободы хобби 5. Предлагаю вам выбрать одну из этих тем и осветить её более подробно в проектной работе. Учащиеся выбирают наиболее близкую им проблему, выбирают группу, в которой им хотелось бы поработать и намечают план работы. Учитель помогает определиться с приёмами работы над проектом, в том числе способами поиска информации и презентации материала. II. Этап работы над проектами В ходе этого этапа учащиеся встречаются в своих группах, делятся найденной информацией, обсуждают её, делают выводы, готовят презентации. III. Классный час «Как дела, подросток?» Ход классного часа 1. Вступительное слово учителя. а) Подросток – это, мы говорили, низшая возрастная граница молодёжи (14-16 лет). Учёные – социологи считают, что молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Именно эту цель мы и преследуем с вами на наших классных часах, посвящённых проблемам подростков. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом и выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни и в то же время, вступая в общественную жизнь, она впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию. И нам важно направить эту потенцию в правильное русло. Молодёжь, как особая возрастная и социальная группа, всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы. Продолжить этот список вы можете сами и, возможно, сделаете это в новом проекте. б) Молодёжь никогда не давала и не даёт покоя другим поколениям, её обсуждают, ею восхищаются, её критикуют. Послушайте несколько цитат о молодёжи. Цитата первая. “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.” Цитата вторая. “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна” Цитата третья. “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек”. Цитата четвертая. “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”. Как вы думаете, о молодёжи каких годов здесь идёт речь? /Учащиеся высказывают свои предположения. Все сходятся в мысли, что это о сегодняшней молодёжи./ Вы будете удивлены, но этим цитатам уже много веков. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э. ; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет. Что следует из услышанного? Какой можно сделать вывод? Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Оказывается, молодёжь в любом веке не понимается и не принимается старшими поколениями и критикуется ими. в) А вот ещё несколько цитат. Юность занята собой, на окружающих смотрит вполглаза. Самый неблагодарный, — да и неприятный, — возраст 17-20 лет. К жизни еще не привык, к себе самому тоже. Ни жизни, ни смерти, ни людей не понимаешь, а между тем убежден, что отлично все видишь, понял и даже во всем слегка разочаровался. (Зинаида Гиппиус) Скажите, эта цитата близка вам, вы её разделяете? С чем вы согласны, а с чем нет? Действительно, ребятам оказалось трудно понять себя и людей, но очень хочется это сделать. 2. Этап презентации проектов. Начнём цикл классных часов, посвящённых проблемам молодёжи. Сегодня вам предстоит увидеть и услышать три проекта. 1 группа продемонстрировала проект о результатах анкетирования учащихся 9-11 классов нашей школы, прокомментировала их и обобщила. 2 группа показала проект, в котором проанализировала проблему курения среди подростков. 3 группа рассказала о своих увлечениях, некоторые продемонстрировали их или представили фотографии. 3. Рефлексия. Закончите предложения: Я не знал(а), что … Мне было интересно узнать, что … Я попробую … 4. Ещё одна цитата: Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы.(В. Швебель) Как вы понимаете эти слова? Ученики делают вывод, что без ошибок не обойтись, но, чтобы они не имели опасные последствия, их надо обсуждать, анализировать и стараться не допускать в другой раз. Если работа над проектами вас привлекла, продолжим её и выберем следующие для обсуждения и проектных работ темы. 5. А закончить наш классный час мне хочется ещё несколькими цитатами. Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи. (Рабиндранат Тагор) Старшее поколение всегда ругает молодежь: - она, мол, совершенно испортилась, стала легкомысленной, не уважает старших, без царя в голове, только о забавах и думает… Услышав такой стариковский разговор, Раневская сказала со вздохом: - самое ужасное в молодежи то, что мы сами уже не принадлежим к ней и не можем делать все эти глупости… (Фаина Раневская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurenie.pptx294.65 КБ
Файл rezultaty_anketirovaniya.pptx796.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нечто бестелесное, нечистое, едкое и вонючее сделалось для людей удовольствием и даже необходимостью жизни ( Гуфеланд ) А ты куришь?

Слайд 2

Курение подростков вызывает тревогу по нескольким причинам. Во–первых, те кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь . Во-вторых, курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак, эмфизема легких). В–третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки – курильщики чаще страдают от кашля , дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.

Слайд 3

Причины курения подростков

Слайд 4

Динамика роста числа курильщиков в нашем классе по наблюдениям одноклассников

Слайд 5

Курение в нашем классе 10 класс

Слайд 6

Вред курения для подростков При курении у подростка очень сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объём памяти. Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения. Установлено, что смертность людей, начавших курить в подростковом возрасте (до 20 лет), значительно выше, чем среди тех, кто впервые закурил после 25 лет. Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки , вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.

Слайд 7

При курении у подростка происходит патология зрительной коры . У курящего подростка краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения, может снизиться в целом многообразие восприятия. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате – снижение чувствительности к свету. Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курящих подростков исчезает восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему цвету. В последнее время у окулистов появилось новое название слепоты – табачная амблиопатия , которая возникает как проявление подострой интоксикации при злоупотреблении курением. Особенно чувствительны к загрязнению продуктами табачного дыма слизистые оболочки глаз у детей и подростков . Никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в подростковом возрасте является одним из факторов предотвращения такого грозного заболевания, как глаукома .

Слайд 8

Состояние клеток слуховой коры после курения в подростковом возрасте совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды. Курение подростков активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курящих подростков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи – угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы. О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. Возбуждая сосудодвигательный центр и влияя на периферический сосудодвигательный аппарат, никотин повышает тонус и вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.

Слайд 9

Известно, что с увеличением числа курящих подростков помолодел и рак лёгких . Один из ранних признаков этой болезни – сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких, тогда как основные симптомы – это быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение работоспособности. Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков , не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности.

Слайд 10

В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии. Установлено, что слишком раннее курение задерживает рост. При проверке оказалось, что не только рост, Но и объём груди у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников. Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы. Такова цена курения для молодёжи . К сожалению, в силу возрастных особенностей подростки не осознают до конца степень пагубных последствий курения табака .

Слайд 11

Профилактика курения подростков - тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков , но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы. Никотин в форме сигарет – наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество. За последние два десятилетия курение среди взрослых существенно сократилось в развитых странах, а в развивающихся – возросло. Ситуация в нашей стране неблагоприятная, такая же как и в развивающихся странах, число курильщиков не только растет, но активно и молодеет.

Слайд 12

В Европе и США активно проводится профилактика курения: проводится антиреклама курения, реклама здорового образа жизни словом делается всё чтобы оздоровить нацию. И табачные компании вынуждены искать рынок сбыта! Россия как раз та страна, где профилактика курения не только забыта, но наоборот идут активные рекламные компании курения. Самое страшное, что даже молодые девушки активно участвуют в подобной рекламе курения. Какая тут профилактика курения ? Когда по всей стране толпы людей все больше и больше заняты не профилактикой курения , а наоборот навязыванием курения! Именно по этому количество курильщиков среди молодежи неуклонно растет. По данным опроса среди школьников, курение – серьёзная проблема подростков: подавляющее большинство школьников курили хотя бы один раз в жизни, к старшим классам курит 50-70% мальчиков и 30-40% девочек.

Слайд 13

Картинки из жизни

Слайд 14

Последствия курения

Слайд 15

Ты ещё не бросил курить?

Слайд 16

Источники информации: http ://www.russlav.ru/tabak/kurenie_podrostkov.html

Слайд 17

Над проектом работали: Усачев Никита Прытков Андрей Клабуков Александр Бусыгин Антон Муртазина Вероника Умрихина Дарья Тындюк Кирилл


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как дела, подросток ?

Слайд 2

Результаты анкетирования подростков 9 -11 классов школы № 83

Слайд 3

Что для тебя важно в жизни?

Слайд 4

Чего ты боишься?

Слайд 5

Твоя самая главная проблема

Слайд 6

Ты куришь?

Слайд 7

С какого времени?

Слайд 8

Ты употребляешь алкоголь?

Слайд 9

Где ты попробовал алкоголь впервые?

Слайд 10

Ты знаешь, что алкоголь вреден для здоровья?

Слайд 11

Твои родители знают о твоих вредных привычках ?

Слайд 12

Ты сбегал из дома?

Слайд 13

У тебя есть карманные деньги?

Слайд 14

Чего ты хочешь от жизни?

Слайд 15

Проект выполнили: Шипилова Нина Бурнаева Юлия Желваков Денис Мальгин Александр Рачев Евгений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Личностно-ориентированный классный час на тему: «Забота нас объединяет и делает добрее…»

В основу проведения классного часа взят текст из книги Д.С. Лихачёва "Заветное" "Этажи заботы", его анализ и обсуждение. На внеклассном мероприятии раскрывается значение слов "доброта", "забота" через...

Классный час по теме "Небрежный человек все делает вдвойне"

Многие, наверно, слышали высказывание: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь». Однако, немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут как получится, плывя по течению, ведут...

Классный час на тему "Добрые дела - это важно"

Целью классного часа «Добрые дела – это важно» является задача помочь каждому ребенку заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым. Доброту можно проявить в...