Технологическая карта урока по ОБЖ, Тема Аварии на радиационных и химических объектах
план-конспект урока по обж (8 класс)

Рудь Сергей Юрьевич

Технологическая карта урока по ОБЖ, Тема Аварии на радиационных и химических объектах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОБЖ

Предмет

ОБЖ

Дата проведения

Февраль

Класс

Учитель

Рудь Сергей Юрьевич

Тема урока, № урока

Урок «Аварии на радиационных и химических опасных объектах и их возможные последствия»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

познакомить учащихся с основными причинами аварий на радиационных и химических опасных объектах и их последствиями, действием радиации химических элементов на организм человека

Задачи урока

Обучающие

  • Познакомить учащихся с понятиями «радиационные и химические опасные объекты», «радиоактивное и химическое загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на радиационных и химических опасных объектах и о влиянии радиоктивных и химических веществ на организм человека.

Развивающие

  • способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
  • развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;
  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;  
  • продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД: 

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности
  • усвоение правил индивидуального  и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, Химически опасный объект, радиационная авария, химическая авария лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген

Межпредметные связи

Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»

Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу;  составление логической схемы прочитанного;  конспектирование.

Технологии

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

План урока

этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Приветствие.

Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения, желаю вам удачи.

Приветствуют учителя.

 Мотивация (создание проблемной ситуации)

Задание 1.

 Попрошу вас, сейчас подойти к партам и взять по одной части пазла и внимательно запомнить часть, теперь вам необходимо найти и соединить с другими участниками соответствующие пазлы.

У вас, должно получиться два знака. Оставайтесь каждый у своего конечного результата. Так вы, сейчас собирая пазлы, разделились на группы.

Попрошу Вас назвать значение данных знаков. Что они обозначают?  

Теперь вы разделились на две группы, «1. радиационная и 2. химическая защита».

Ученики собирают пазл и делятся на две группы.

Называют значение данных знаков. (Радиационная опасть и химическая опасность)

Садяться в две группы

 Мотивация (создание проблемной ситуации)

Задание 2. 

Звучит сирена «Внимание всем» + видео ролик

Небольшой видеоролик про радиационные и химические аварии (30 секунд)

Ученики внимательно слушают, должны назвать для чего звучит сирена и что она обозначает  «Внимание всем и о чем говорит смысл видеоролика

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание).      

Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Целеполагание:

Ребята, как вы думаете? Мы собрали два пазла, у нас с вами получилось два знака «Радиационная и химическая опасность»

Посмотрели видеоролик где происходят аварии

Давайте с вами определим тему сегодняшнего урока?

Тема урока: «Аварии на радиационных и химических опасных объектах и их возможные последствия»

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

Цель:

1.Познакомиться с радиационными и химическими опасными объектами;

2.Какие были в истории аварии;

3.Определить классификацию аварии и составить алгоритм действий при аварии радиационного и химического объекта.

Ментиметр:

Ребята, у вас на столе стоят включенные ноутбуки, в них запущена программа, «Ментиметр». Открыта презентация. Теперь мы с вами выполним небольшие задания, по данный теме, вспомним пройденные раннее темы и узнаем на сколько вы помните ЧС техногенного характера (3-4 слайда в презентации)

  1. Кто открыл явление радиоактивности
  2. Какие виды излучения вы теперь знаете?
  3. Какое из них самое опасное?
  4. В каких единицах измеряется доза: а) излучения,      б) облучения?
  1. Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
  2. Кто  больше облучается: а) живущие на равнине,       б) живущие в горах?
  3. Назовите потенциально опасный радиационный объект

Слайд 11.

Ребята, а что такое РОО?

Слайд 12.

Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу

Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)

Слайд 13-14.

А какие АЭС есть в России?

Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2

Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные

В России 10 действующих АЭС

  1. Балаковская
  2. Белоярская
  3. Билибинская
  4. Волгодонская
  5. Калининская
  6. Кольская
  7. Курская
  8. Ленинградская
  9. Нововоронежская
  10. Смоленская

Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

А что такое радиационная авария?

Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1.

  1. Человеческий фактор
  2. Внешние события (чрезвычайные ситуации)
  3. Отказ оборудования

Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?

Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ, который нам расскажет об ионизирующих излучениях.

Чем же опасно гамма излучение для человека?

(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)

Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.

О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.

Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?

Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ

 (Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)

Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад

Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.

Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)

Ребята, как вы думаете, радиация и химические опасные элементы всегда были или нет?

Небольшой опрос по пройденным раннее темам.

Называют определение что такое «Авария», «Катастрофа», «ЧС тех. Характера», «Чем опасны АХОВ» «Радиация». 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Определяют тему урока.

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

Проходят опрос на первичные знание по теме. И ………..

Рассуждают, дают ответы

Рассуждают, дают ответы

 Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Работа с новым материалом.

Выполняют проект.

Теперь мы с вами, сделаем не большую проектную работу.

У нас получилось две группы с обозначение «радиационный знак» и «химический знак»

Вам необходимо каждой группе, сделать проект, относящий к тематике своего знака, на столе у вас лежат по большому ватману, клей, картинки с различными объектами, определения и значения вашей темы, алгоритм действий при аварии.

Также есть ложные картинки, значения, определения и не правильные действия, которые могут вас запутать, в чем и заключается сложность

Главная ваша задача, выбрать правильные значения к вашей тематики, приклеить нужные картинки и значения и сформировать правильный алгоритм действий.

После чего с каждой группы выходят по два эксперта и защищают свой проект.

(Строго на выполнение задания 5 минут)

(Защита проекта 4 минут)

Слушают выступающего.

Слушают, задают вопросы.

 Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя (Практическая работа)

Физкультминутка входит в рабочую деятельность

Каждая группа получает свое задание, начинают выполнять.

Если возникают небольшие проблемы, учитель помогает.

Выполняют задания, делают проект.

 Закрепление

Защита проекта (5 минут)

По два эксперта от группы защищают проект, остальные внимательно слушают, после защиты могут задать вопросы.

Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Комментирование и выставление оценок

Какая была цель урока?

1.Познакомиться с радиационными и химическими опасными объектами;

2.Какие были в истории аварии;

3.Определить классификацию аварии и составить алгоритм действий при аварии радиационного и химического объекта.

Ребята подведем итоги заходим в приложение «Ментиметр» вводим код.

Опрос в приложение.

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод,  какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.

Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора

VIII. Домашнее задание

Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС. Тема урока "Тhe solar system".

Данная технологическая карта урока даёт возможость представить урок в соответствии со всеми имеющимися в нём этапами, проследить за ходом учебного занятия, грамотно его спланировать....

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....