: « Опасности в городе и в сельской местности»
план-конспект занятия по обж (5 класс)

Банников Владимир Александрович

 И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Опасности в городе и в сельской местности»

Цели урока:

  • Актуализировать знания  учащихся о неблагоприятных факторах города и основных  видах  городских опасностей.
  • Расширить знания учащихся об основных видах опасностей в сельской местности.
  • Сравнить особенности жизни горожанина и сельского жителя.
  • Побудить интерес к правилам безопасности и защите своей жизни.
  • Воспитать умение работать в команде.

Оборудование:

  • учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

                        

II. Актуализация опорных знаний

- Наш урок начнем с опроса «Вопрос - ответ». Слайд 2.

Этот опрос поможет понять, как вы усвоили материал  о специальных службах по защите населения и сигналах оповещения.

Учитель объясняет правила опроса.

                        Правила

Класс условно разделен на три команды:

- 1 ряд – первая команда;

- 2 ряд – вторая команда;

- 3 ряд – третья команда.

Каждая команда должна ответить на три  вопроса.Слайд 3 – 11. Вопросы выбираются на игровом поле.По наведении указателя мыши на слово «вопрос...» откроется нужный слайд.  Чтобы вернуться назад на «игровое поле», нужно навести указатель мыши на стрелку в нижнем правом углу слайда.

В течение 20 секунд  участники   команды обсуждают  ответ и выбирают того, кто будет отвечать на данный вопрос. Во время обсуждения ребята могут подойти друг к другу.

По окончании опроса отвечающим выставляются оценки. Остальные участники победивших команд получают по 1 баллу в «сундук достижений».

Что такое «сундук достижений»?

Ещё на первом вводном уроке ребятам можно предложить на последней странице рабочей тетради наклеить эмблему «сундука достижений».http://social.bioware.com/game2webaxis/images/dragonage2/icons/achievements/ACH_EXP_CONTAINERS.png

На этой странице учитель или сам ученик записывает дополнительные баллы (по 1 баллу). Конечно, учитель фиксирует эти баллы и себе в блокнот.Набрав 5 баллов, учитель ставит «5» в журнал.

За что можно получать баллы? За хорошее дополнение к ответу, за активность на уроке, за прекрасное выполнение домашнего задания и т.д.

III. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, отгадайте, о чем идет речь? Слайд 12.

Это крупный (по сложившимся стереотипам) населенный пункт, жители которого, как правило,  не связаны с  сельским  хозяйством. Как называется? Ответы учащихся.

Это небольшой населённый пункт, жители которого заняты сельским хозяйством или другими промыслами. Как называется? Ответы учащихся.

- Итак, город и село. Как вы думаете, зачем на уроке ОБЖ мы будем говорить о городе и селе? Ответы учащихся.

- Мы с вами рассмотрим город и село с точки зрения безопасности. Где безопаснее жить,  в городе или в селе?  В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

- Итак, запишите тему урока: «Опасности в городе и в сельской местности». Слайд 1. Нажав на стрелку на слайде 12, произойдет возврат к слайду 1.

IV. Изложение нового материал

Рассказ учителя с элементами беседы.

 - По состоянию на 1 января 2014 года статус города в нашей стране имеют 1100 населённых пунктов, в которых проживает 99023880 человек.

Мы с вами тоже живем в селе.  А что в городе может быть опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников.  И, тем не менее, в городах тоже немало угроз.

- Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя. Слайд 13. Нажав на стрелку на слайде 1, произойдет переход на слайд 13.

  • Городской житель в большей степени зависит от технических  достижений цивилизации. Сельский житель многое может сделать сам и знает, как себя защитить.
  • Горожанин не всегда знаком даже с ближайшими соседями. Встретив на улице незнакомца, трудно сказать хороший это человек или плохой. В сельской местности большинство людей хорошо знакомы друг с другом. Появление чужака сразу заметно.Слайд 14.
  • В городе в течение дня события и обстановка быстро меняются. В сельской местности обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы. Слайд 15.
  • Горожане чаще раздражены и агрессивны, чем жители села.Слайд 16.

- Какие же неблагоприятные факторы города мы можем выделить? Ответы детей.

Неблагоприятные факторы города (слайд 16):

  • повышенный уровень шума;
  • большие расстояния;
  • большие скопления людей и машин;
  • транспортные пробки;
  • повышенная психологическая нагрузка на работе;
  • вредные производства.

- А теперь, проанализировав выше сказанное, давайте выделим основные виды городских опасностей. Слайд 17. Запись в тетрадь.

  • Загрязнение  окружающей среды промышленными отходами, выхлопными газами.
  • Опасные для здоровья промышленные объекты.
  • Интенсивное движение городского транспорта.
  • Зависимость существования от городской инфраструктуры- социальных структур, обеспечивающих условия жизни в городе.Слайд 18.
  • Высокая концентрация правонарушителей.

- Конечно, в сельской местности таких проблем нет. Но там есть свои трудности. Как вы думаете, какие? Ответы детей.

Основные виды опасностей в сельской местности (слайд 19):

  • Большая зависимость от природных условий (засухи, наводнения и т.д.).
  • Возможность эпидемий среди домашнего скота и птицы.
  • Пожары.
  • Чрезмерное употребление химических удобрений.Слайд 20.
  • Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие своевременный приезд служб спасения.

Учащиеся записывают данные виды опасностей в тетрадь.

- Итак, мы попробовали рассмотреть с вами основные виды опасностей в городе и сельской местности. Вернемся к нашему вопросу: «Где безопаснее жить, в городе или в селе?» Вспомните типы опасных ситуаций. Ответы учащихся.

Вывод.Слайд 21.

 И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и

социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы.

V. Физкультминутка

- Я буду называть разные виды опасностей.

Если данный вид может быть опасным в городе, вы делаете круговые движения плечами вперед-назад.

Если данный вид может быть опасным в сельской местности, вы прыгаете на месте.

Если опасность характерна и для города, и для сельской местности, вы делаете круговые движения плечами и прыгаете.

1. Интенсивное движение транспорта.

2. Засушливое лето.

3. Продолжительные ливневые дожди.

4. Эпидемии среди домашнего скота.

5. Зависимость человека от работы бытовых служб.

6. Ураганы.

7. Длительное отсутствие питьевой и технической воды.

VI. Закрепление

- А теперь выполним задание. Слайд 22.

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

  • Какие могут возникнуть опасные ситуации?
  • Что необходимо сделать, чтобы избежать беды? Обоснуйте свой ответ для каждого случая.

Рисунок на слайде 23 . Можно открыть учебник на с.26.

VII. Подведение итогов урока

- Итак, сегодня на уроке мы говорили об опасностях, которые могут подстерегать нас в городе и в сельской местности.

Предупрежден – значит вооружен!

VIII. Домашнее задание  Слайд 24.

Параграф 5.

Задание 2 стр. 26:

группа 1 – под буквой «А»;

группа 2 – под буквой «Б».

Используемые материалы:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева, - Москва: Астрель, 2015
  • Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс/ Попова Л.П. – Москва: ВАКО, 2011
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F0%EE%E4%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности»

«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности» - новые формы работы, методические рекомендации в работе классного руководителя сельской местности. ...

Конспект урока английского языка в 9 классе по теме "Жизнь в городе и в сельской местности".

Урок построен на обсуждении вопрса "Где жизнь лучше в городе или в сельской местности?"  Город рассматривается на примере Вашингтона. К уроку есть звуковая презентация....

Исследовательская работа «Где бы я хотел жить – в городе или сельской местности и почему?» по географии 8 класса к разделу «Россияне»

Исследовательская работа направлена на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, необходимых для осуществления ими исследовательской деятельности. Тема работы: ...

в городе и сельской местности

Подробное описание действий на уроке по данной теме,с текстами и ответами...

Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 2: Жизнь в городе и сельской местности.

В данном разделе представлен лексический материал по теме "Жизнь в городе и в сельской местности». Ниже представлена ссылка на тренажер ,где можно потренировать  данную лексикуВ ...

Обобщение по теме "Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города (села). Транспорт"

Обобщение по теме "Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города (села). Транспорт"...

Разработка открытого урока в 7 классе по иностранному языку, на тему: "Жизнь в городе и сельской местности (в магазин за покупками)"

Открытый урок тема: "Жизнь в городе и сельской местности (в магазин за покупками)"Класс: 7Тема: Жизнь в городе и сельской местности (в магазин за покупками)Тип урока: комбинированн...