«Опасные и чрезвычайные ситуации» Урок в 5 классе
план-конспект урока по обж (5 класс)

Банников Владимир Александрович

Целью урока является ознакомление учащихся  с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Цели:

  • Познакомить учащихся с целями и задачами курса ОБЖ.
  • Познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций.
  • Учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях.
  • Развивать кругозор детей, мышление, память, внимание.
  • Воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудование:

  • учебник М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация

Ход урока

I. Организационный момент

- Друзья мои, сегодня мы начинаем изучение нового предмета ОБЖ.

-  А начать урок я хочу со стихотворения.

В школе новый есть предмет-

Он спасет от многих бед!

В каждом классе он введен,

В каждом классе нужен он!

В пятом классе и в шестом,

И в одиннадцатом он!

А названье: ОБЖ –

Это знать пора уже…

Буква «О» - это «ОСНОВЫ»,

Буква «Ж» - вы, как, готовы?

Слово длинное идет:

«ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - вот!

В середине - буква «Б»:

«БЕЗОПАСНОСТЬ», мне, тебе.

ОБЖ – это спасенье,

Бед от многих избавленье!

Чтоб опасность избежать,

ОБЖ должны вы знать!

ОБЖ – это наука!

Праздник жизни, а не скука!

Интереснейший предмет,

Где на все готов ответ:

Как в лесу не заблудиться,

Как под лед не провалиться.

Как пожара избежать,

Как купаться, загорать!

ОБЖ все вам расскажет,

И поможет, и подскажет:

Как узнать вороний глаз,

Как надеть противогаз.

Как вести себя в метро,

Как идти, когда темно!

Кто подскажет? ОБЖ!

В нем ответ готов уже!

- Итак, кто же  из вас запомнил, как расшифровывается  аббревиатура ОБЖ? Ответы учащихся. Слайд 2.

- Что означают данные слова? Слайд 3.

О- основы, т.е. самое важное, главное, основное.

Б – безопасность. Это состояние, при котором не угрожает опасность.

Ж – жизнедеятельность, т.е. повседневная жизнь: учеба, отдых, работа и т.д.

- В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

- Как вы думаете, с чем это связано? Ответы учащихся.

- Так в РФ ежегодно от разного рода опасностей погибают более 300 тыс. человек, 100 тыс. становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье. В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

- Изучение курса ОБЖ в 5 классе предусмотрено учебным планом из расчета 1 ч в неделю.

- Заниматься мы будем по учебнику, написанному Фроловым и другими авторами, под редакцией заслуженного спасателя РФ, Героя России  Ю.Л.Воробьева.

- Кроме учебника на уроках нам понадобится общая тетрадь 48 или 96 листов. Это будет вашей рабочей тетрадью, в которой мы будем записывать важные моменты урока.

- Наши уроки будут проходить в кабинете ОБЖ. Давайте ознакомимся с инструкцией по технике безопасности в кабинете ОБЖ. Учитель зачитывает инструкцию.

- Сейчас  обратимся к учебнику и посмотрим, что же мы с вами будем изучать в 5 классе и как работать с данным учебником?

Работа с учебником (стр. 3 и стр. 6).

        

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают. Слайд 4.

Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает. Наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

С чего начнем нашу подготовку к безопасной жизни?

Обратим сначала наше внимание на понятие «безопасность».

Безопасность – это состояние, при котором ничего не угрожает. Это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

А, что же такое опасная ситуация? Посмотрите на слайд. Слайд 5.

Опасны ли данные ситуации? В чем их опасность? Ответы учащихся.

Таким образом, опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Запись в тетрадь.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы узнаем опасные места.

IV. Разгадывание кроссворда

Учащиеся отгадывают загадки, открывая слайд 6 - слайд14.

Загадки:

1.Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.                     
Дом.

2. В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей.                        
Парк.

3.  Вот жилище горожан:        
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови.                
Квартира.

4. Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!                
Транспорт.

5. Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в...                        
Магазин.

6. Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.                        
Школа.

7. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -
Рыбацкие сети.                                
Стадион.

8.  В полумраке зала прожекторы светят,
И снова на сцену актёрам пора.

Заботы и беды пусть останутся дома.
Здесь сказка и правда,
Здесь жизни игра.                                
Театр.

9. В два ряда стоят дома —
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят.
Улица.

- Дом, парк, квартира, транспорт, магазин, школа, стадион, театр, улица – это наши хорошо знакомые места. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

V. Продолжение изучения нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Что же относиться к таким факторам?Слайд 15.

Некоторые опасные ситуации перерастают в экстремальные.Слайд 16.

Например, человек тонет, тушит пожар….

Экстремальная ситуация - это наиболее сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил. Запись в тетрадь.

Если же это крупномасштабные опасные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие особо тяжелыми последствиями – это чрезвычайные ситуации.Слайд 17. Запись в тетрадь.

Демонстрация слайда 18 – примеры ЧС.

В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих вредных  факторов опасные ситуации можно разделить на 3 группы:

- техногенные;

- природные;

- социальные. Запись в тетрадь.Слайд 19.

VI. Закрепление нового материала

Индивидуальная работа учащихся с последующей проверкой.

Учащимся на слайдах 20 – 21  предлагаются задания, которые они выполняют в тетрадях.

Задание 1.

Найдите соответствие между понятием и его определением.

А.   Экстремальная опасная ситуация

Б.   Чрезвычайная ситуация

  1. Экстремальная и опасная ситуация с вовлечением большого количества людей, грозящая тяжелыми последствиями для общества.
  2. Неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие жизни, здоровью человека, его имуществу и среде обитания.
  3.  Сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.

Ответ: А – 3; Б – 1.

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих факторов опасные ситуации бывают:

А. Только техногенные и социальные

Б. Только природные и социальные

В. Только природные и техногенные

Г. Техногенные, природные и социальные

Ответ: Г.

VII. Итог урока.

Фронтальная беседа.

- Что такое опасная ситуация?
- Какие ситуации называют чрезвычайными?
- На сколько групп можно условно разделить все опасные ситуации?

VIII. Домашнее задание.Слайд 22.

  • Прочитать обращение авторов (стр.4-5).
  • Параграф 1.
  • Задание 1 стр. 1.
  • Дополнительно  задание 2 стр.11.

Рецепт успеха. Слайд 23.

- Спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические у...

Контрольная работа по ОБЖ для учащихся 5 классов по теме "Опасные и чрезвычайные ситуации"

Контрольная работа для проверки усвоения материала для учащихся 5 классов по предмету ОБЖ состоящая из 5 заданий ....

Презентация по 4 класс "Опасные и чрезвычайные ситуации"

Цели урока:•познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;•учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных сит...

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 9 класса на тему: Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению учёных, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растёт. Увеличивается э...

План-конспект урока ОБЖ «Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация». 9 класс.

Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация».Цель урока:Повторить и скорректировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях. Уточнить ...

7 класс Тест № 1 «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера»

Тест по теме "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса...