Классный час "Антикоррупционное просвещение"
методическая разработка по обж

Ртищева Мария Васильевна

Методическая разработка. Класссный час на тему "Антикоррупционное просвещение" для обучающихся СПО. Классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_antikorruptsiya.docx67.66 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

ул. Молодогвардейцев, 43, г. Челябинск, 454 136

Тел./факс: (351) 742-02-76, (351) 742-02-09

E-mail: chgpk@chel.surnet.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Автор: Ртищева Мария Васильевна,

преподаватель ОБЖ первой квалификационной категории

Классный час: «Антикоррупционное просвещение» (1-4 курс)

Цели:

- организовать просветительскую работу среди учебных групп по проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

-формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру студентов;

- выработать активную гражданскую позицию.

Подготовительная работа: изготовление рисунков, поиск студентами значение слова – коррупция в толковом словаре.

Время проведения: 1,5 часа

Оформление доски: высказывание Аристотеля («Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»).

 Вступительное слово:

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.  В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.   Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.  

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Что означает слово коррупция?  

Ответы студентов:

-   это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»;

-  это злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным  положением;

- это незаконное обогащение, взятночничество, хищение;  

Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает  использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и  проявляется в самых разнообразных формах и видах.

Сейчас мы рассмотрим некоторые формы коррупции:

- признательность, благодарность;

- обычная плата за услугу, за работу;

- злоупотребление служебным положением;

- взяточничество;

- подкуп;

- коррупция.

Последствия коррупции влияют на все сферы жизни государства. Часто возникают ситуации, когда люди дают взятки чиновникам для того, чтобы не платить налоги. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства. А следствием недостатка денег в бюджете является то, что не в полной мере финансируются такие важные направления, как безопасность, социальные услуги, техническое обслуживание инфраструктуры и достойная оплата труда учителей и других работников бюджетной сферы. Из-за коррупции снижается уровень законности в государстве, граждане не соблюдают установленные законы и правила. Судебная система также подвержена коррупции. Коррумпированные судьи выносят необоснованные решения, в результате которых преступники остаются безнаказанными и, наоборот, невиновные привлекаются к ответственности.

Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность к тому, чтобы решить свои проблемы путем дачи взятки, по-прежнему остается достаточно высокой – об этом сказали 61,3% опрошенных. Тем не менее, не все люди, попадая в коррупционную ситуацию, решают свои вопросы путем дачи взятки. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Решается ли вопрос после отказа граждан от дачи взятки? В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Конечно, это потребует больше сил и времени, или вопрос не решится с первой попытки. Тем не менее, 32% респондентов ответили, что после отказа от дачи взятки им удалось решить свои проблемы, а 41,6% - решили проблемы частично или в более длительный срок. Нет таких ситуаций, которые нельзя было бы решить с помощью закона.

Последствия коррупции ведут к разорению частных предпринимателей; снижению инвестиций в производство, замедлению экономического роста; понижению качества общего сервиса; неэффективному использованию способностей людей; росту социального неравенства; усилению организованной преступности; ощущению бесправия и несправедливости.

Способы борьбы с коррупцией.

Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы студентов:

– не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров;

- установить видеоконтроль;

- надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией;

- надо ликвидировать неблагополучное состояние общества.

Что приводит к коррупции?  

- большой разрыв в доходах населения;

- резкое падение заработной платы;

- ослабление государственного контроля;

- неопределенность норм рыночного поведения,

- пробелы в законодательстве.

В соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции», понятие коррупции включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций).

В политической жизни страны коррупция усложняет задачу правительства в реализации законов, подрывает доверие к чиновникам. Коррупция искажает результаты выборов и способствует тому, что государственные должности занимают люди с деньгами, но не имеющие достаточного опыта и квалификации для осуществления своих должностных полномочий. Из-за коррупции бедные слои населения остаются политически бессильными и не имеют возможности продвигать свои права и интересы.

Что касается экономических последствий, то коррупция мешает достижению экономического роста. Люди, занимающиеся бизнесом, вынуждены тратить дополнительные деньги для того, чтобы ускорить бюрократические процессы. Также многие чиновники требуют деньги с предпринимателей, запугивая их тем, что в ином случае выпишут им штраф или наложат дополнительные санкции. В результате все больше предпринимателей не выдерживают финансовой нагрузки и банкротятся.

В социальной сфере коррупция приводит к социальному неравенству и возникновению конфликтов, а в худшем случае может привести к гражданской войне. Коррупция зачастую сопровождается насилием и общим ростом преступности. Преступники нередко опираются на коррумпированных чиновников, обеспечивая им безопасность при помощи насилия, к примеру, применяя насилие в отношении конкурентов или журналистов. В таких ситуациях больше всего страдают бедные слои населения, увеличивается пропасть между богатыми и бедными.

Игра «Город коррупции»

Цели и задачи:

способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения граждан, привлечь внимание к проблеме коррупции; познакомить с формами коррупции; выявить наиболее коррумпированные учреждения, сферы; выявить наиболее эффективные методы борьбы с различными формами коррупции.

Участники: ведущий, 3–4 команд по 5–7 человек.

Группы: 1-4 курса

Реквизит:

самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с формами коррупции, карточки с коррупционными ситуациями, таблички: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, спорта и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат и др.

Время проведения: 1 час.

Ход игры.

1-й этап.

Все участники образуют команды по 4–7 человек. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования ГОРОДА: участникам игры необходимо определить, какие организации и учреждения могут быть в данном ГОРОДЕ.

2-й этап.

Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации.

Ведущий после того, как учреждения какой-либо городской сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием. Таким образом, в течение 5–7 минут «строится» ГОРОД.

3-й этап.

Микрогруппы получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Если у аудитории есть затруднения в интерпретации видов, то ведущий комментирует, приводит примеры. Далее в течение 10 минут группы распределяют карточки по сферам жизни ГОРОДА и прикрепляют их к таблицам. Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении.

4-й этап.

Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции.

Обсуждаются следующие вопросы:

- С чем связано такое распределение карточек?

- Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среды? Почему?

- Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?

5-й этап.

На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги яркого цвета. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.

Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких учреждениях, сферах коррупция получила наибольшее распространение, а также в каких из них борьба с этим негативным социальным явлением наиболее результативна.

Заключительное слово:

Коррупция  разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с  занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь, если всем вместе бороться против нее.


Приложения

Рабочий лист для группы 1

Задание:

Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет. Свой выбор аргументировать.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Она З. подарила врачу букет роз из своего сада.

2. Ольга С. договорилась со строительной фирмой “Забота”, что если фирма финансирует её выборы в районный совет, то она впоследствии будет помогать этой фирме получать хорошие заказы на строительство в районе разных зданий.

3. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

4. Человеку нужна помощь в одном из правительственных департаментов. Должностное лицо сознательно “тянет” время. Человек, чтобы отблагодарить должностное лицо, даёт ему денег, чтобы его вопрос решался быстрее.

5. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Рабочий лист для группы 2

Задание:

1. Средней школе г.Иркутска из городского бюджета была выделена определенная сумма денег на закупку угля для котельной. В это время друг директора школы попросил занять ему большую сумму денег и пообещал вернуть через месяц. Директор одолжил деньги, которые предназначались для закупки угля. Однако друг директора несдержал обещания и не вернул деньги.

2. После концерта известной музыкальной группы на улице произошла драка. Приехала полиция и забрала всех участников драки. Случайно среди хулиганов оказались Иван и Олег, которые не принимали участия в драке, а возвращались домой. В полиции им предложили решить эту проблему «мирно» и «быстро», намекая просто заплатить некоторую сумму денег.

3. Инспектор Главного управления безопасности дорожного движения остановил водителя ВАЗ 21-10, нарушившего Правила дорожного движения. Водителем автомобиля оказался генерал. Генерал показал удостоверение, отругал инспектора и уехал.

4. Начальник  Государственной налоговой инспекции при составлении отчета  за месяц о проверках магазинов города, внес в него данные о том, что магазин его  друга регулярно уплачивал налоги, хотя данные в итоге не подтвердились.

5. Главный врач районной больницы No 2 не следит за порядком и за выполнением медицинским персоналом своих обязанностей. Врачи и медсестры не смотрят должным образом за больными, в больнице работает устаревшее оборудование, а также условия в больнице больных возникают осложнения, и ухудшается здоровье.

Дополнительный материал:

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки

Получение взятки (статья 290):

- если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей) — лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного млн. рублей;

- если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления — федеральным министром, членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, рядом других высших должностных лиц, главой республики, губернатором, депутатом законодательного собрания, мэром города, главой муниципального образования, судьей и т. д. -  лишение свободы на срок от пяти до десяти лет;

- если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица — лишение свободы на срок от трех до семи лет;

- если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица — лишение свободы на срок до пяти лет; штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет.

Дача взятки (статья 291):

- если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) — лишение свободы на срок до восьми лет; штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет;

- если взятка давалась лично или через посредника -  лишение свободы на срок до трех лет; арест на срок от трех до шести месяцев; исправительные работы на срок от одного года до двух лет; штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

Коммерческий подкуп (статья 204):

передача денег и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2)

- если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору — лишение свободы на срок до четырех лет; арест на срок от трех до шести месяцев; ограничение свободы на срок до трех лет; штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет; ограничение свободы на срок до двух лет; штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

получение денег и пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4)

- если преступление совершено одним лицом без вымогательства — лишение свободы на срок до трех лет; ограничение свободы на срок до трех лет;  штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного до двух лет;

- если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством – лишение свободы на срок до пяти лет; штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет;  лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель

Статья 286. Превышение должностных полномочий

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 286]

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Рабочий лист для группы 3

Задание:

1.На альбомных листах изобразить жертв коррупции.

2.  Представьте себе, что врач делает рентгеновский снимок коррумпированного лица. Что он может увидеть на рентгеновском снимке? Укажите 3-5 признаков коррумпированного должностного лица.

 Рабочий лист для 4 группы

Задание: Продолжить и развить  ситуацию, начало которой дано в казусе, а также определить, к каким последствиям она приведет и как она отразится на жизни общества.

1. Кандидат в депутаты и его советник разговаривают о предвыборной агитации. Кандидат дает поручение подкупить голоса избирателей, подарив каждому избирателю мешок картошки. Советник убеждает его не делать это, ссылаясь на возможное наступление негативных последствий и объясняя, чем и насколько они опасны.

2. Выпускник 11-го класса и его родители обсуждают его поступление в вуз. Сын хочет подкупить экзаменационную комиссию и  пройти на бюджетное место, а его родители против затеи сына и объясняют ему, какие социальные последствия могут наступить в этом  случае, чем и насколько они опасны.

3. Успешный бизнесмен ведет разговор со своим другом юристом.  Бизнесмен думает о том, как уклониться от уплаты налогов, а его  друг представляет ему экономические последствия коррупции, объясняя, чем и насколько они опасны.

 


Список использованной литературы:

1. Нормативные правовые акты:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // 26.06.2006. № 26. Ст. 2780.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012, №53 (ч. 1). Ст. 7598.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ 29.12.2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 20.07.2009, № 29. Ст. 3609.
  5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СЗ РФ. 14.04.2014, № 15, ст. 1729.
  6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 19.04.2010, № 16. Ст. 1875.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // 26.05.2014, № 21. Ст. 2721.

2. Учебники:

1.  Акимов Н.В. Коррупция в России: история и современность / Н.В. Акимов // Юридический мир. – 2008. - №12.

2. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. - №9.

3. Караев, В.В. Методы профилактики и противодействия коррупции / В.В. Караев // Общество и право. – 2008. - №3.

4. Министерство юстиции РФ. Что такое коррупция и как с ней бороться / / Серия «Правовое просвещение населения» Москва – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

Классный час "М.В. Ломоносов - подвижник просвещения"

Сценарий мероприятия, рассказывающего о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова...

Классный час в год "Духовного воспитания и просвещения", проведенный в 7-б классе - "В мире прекрасного"

В данном материале предоставлено мероприятие под названием "В мире прекрасного"...

Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

Классный час в рамках правового просвещения "Ответственные правонарушители".

Данный материал разработан для проведения классных часов  в общеобразовательных и коррекционных школах, с 7по 11 класс....

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и ...

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей...