Классный час в рамках правового просвещения "Ответственные правонарушители".
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Левитан Диана Валерьевна

Данный материал разработан для проведения классных часов  в общеобразовательных и коррекционных школах, с 7по 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx31.04 КБ
Файл krossvord.docx73.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Ответственные правонарушители» (7-11 классы).

Цель: формирование у подростков положительного правового поведения и структурирование знаний об ответственности.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с правами и обязанностями детей.
  2. Объяснить основные понятия «право», «ответственность», «обязанность».
  3. Укрепить уважительное отношение к правам других детей и взрослых.
  4. Сформировать понимание собственной зоны правовой ответственности.
  5. Способствовать укреплению дружественных отношений в классе.

Время:40 минут.

Участники: учащиеся средней и старшей школы, социальный педагог, классный руководитель.

Начало урока.

«Здравствуйте! Ребята, вы уже наверняка знаете, что в школе проходит Неделя правовых знаний. В рамках этого мероприятия сегодня и пройдет урок  «Ответственные правонарушители!».  Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?»

Дети предлагают варианты ответов.

«Ребята, я предлагаю вашему вниманию кроссворд, разгадав который мы перейдем к знакомству с важными для вас понятиями».

Кроссворд в приложении №1.

Какое слово получилось? Правильно - ЧЕЛОВЕК!

Человек - социальное существо. Ему  очень тяжело жить одному. Ему необходимо общение с другими людьми, иными словами, человеку необходимо общество. Но чтобы жить в обществе было удобно, безопасно, человек придумал законы и правила, следуя которым жизнь становится комфортной. Тех, кто нарушает закон, называют правонарушителями, и за любое нарушение правила или закона, правонарушителя обязательно ждет наказание. Каждый человек несет ответственность за свои слова, действия. Человек, способный нести ответственность, наделяется правами. Но выделяются особенные права – права, которыми человек наделяется с момента своего появления на свет. Эти права прописаны в важном документе, который называется «Всеобщая Декларация прав человека», существующая с 10 декабря 1948 года. Декларация содержит  в себе 30 статей, в каждой из которых прописаны все основные права человека. Эти права имеет каждый человек, независимо от возраста, пола, расовой принадлежности или социального статуса. Эти права обязательны для соблюдения и нарушение этих прав считается серьезным правонарушением.

Детям зачитываются любые несколько статей из Декларации. (Приложение № 2)

Действия человека, направленные против прав другого человека, называется правонарушением. Особо тяжелые правонарушения - преступлением. Для любого правонарушения или преступления законодательством предусмотрено наказание.

Ребята, подумайте и скажите, где выносят окончательный приговор правонарушителю? ( в суде).

Я предлагаю вам поиграть в игру «Суд». Мне нужны 6 человек.

Из учащихся выбираются дети на роли судьи, прокурора, адвоката, подсудимого и свидетелей (1-2 человек). Остальные дети будут в виде наблюдателей. Участникам игры объясняются их роли( судья-выносит приговор, адвокат защищает подсудимого, прокурор обвиняет, подсудимый рассказывает о случившемся, свидетели высказывают свою позицию). Все активным участникам прикрепляются бэйджики с обозначением ролей, чтобы не путаться в процессе игры. Раздаются роли (приложение № 3)

Подсудимый, подросток 16 лет. Украл  в  магазине продукты на общую сумму 1200 рублей. Охранник магазина поймал его на выходе из магазина и вызвал полицию : «Меня зовут Сергей, мне 16 лет. 15 ноября я пошел в продуктовый магазин купить еды. Но у меня было очень мало денег, 80 рублей. Когда я увидел в магазине вкусную колбасу, конфеты и фрукты-я не удержался. Я спрятал продукты под куртку, думая, что меня никто не видит и пошел к выходу. Но у дверей меня за держал охранник и вызвал полицию».

Приглашается свидетель-охранник магазина. «Я давно знаю Сережу- он часто покупал продукты в нашем магазине. И я был очень удивлен, когда увидел на мониторе видео наблюдения, как он прячет продукты под куртку. Мне ничего не оставалось делать, как задержать воришку и вызвать полицию. Хотя мне его очень жаль, совсем ещё ребенок, мать болеет, отца нет.»

Приглашается свидетель-соседка Сережи. «Я давно знаю Сережину семью. Это очень воспитанные и уважаемые люди.3 года назад отец Сережи погиб в ДТП. И семья осталась без главного кормильца. Здоровье матери Сережи резко ухудшилось, постоянно лежит в больницах, работать возможности нет. Выживают как могут, я знаю, как им тяжело. Сама помогаю им-то продукты подкину, то за лекарствами схожу, то одежду для Сережки найду. Я очень удивлена, что Сережа уличен в воровстве, но мальчика надо пожалеть. Он у мамы один. И украл он продукты из нужды.»

Далее прокурор выступает с обвинительной речью. Речь учащийся должен придумать сам. Задача прокурора доказать, что Сережа очень виноват и наказать его нужно по всей строгости закона.

После прокурора, выступает адвокат. Его задача защитить мальчика и доказать, что он не виновен.

После выступлений судье дается время, чтобы подумать над приговором. Наблюдатели тоже выносят свой  приговор. После вынесения приговора, идет обсуждение всей ситуации.

Правильный ответ: к подростку будет применена 1 часть 158 статьи УК РФ. Однако за совершенную в первый раз мелкую кражу ребенка вряд ли посадят. Скорее всего, родителям придется заплатить штраф, а малолетнего преступника поставят на учет.

Часто случается так, что мы нарушаем закон и права других людей, не зная об этом, или из лучших побуждений, как сделал, например, этот мальчик Сережа. Но мы с вами должны понимать, что незнание закона не освобождает об ответственности. Любой поступок, хороший или плохой, обязательно повлечет за собой последствия: хорошие или нет.

Поэтому мы не должны забывать, что мы люди, что мы живём в обществе, что у всех нас есть свои права и свои обязанности,  что мы несем ответственность перед самим собой, перед родителями, перед друзьями.

Приложение № 1

1.Не любят подлость, ложь и лесть

Достоинство, мораль и …(честь)

2. Группа людей, объединенная общими целями, интересами…(общество)

3. Мы их соблюдаем, когда в игру играем,

И переходя дорогу, их тоже будем соблюдать! (правило).

4.Есть права, значит есть и ….(обязанность)

5.Не забывайте никогда

О том, что есть у вас …(права)

6.Мы несем её за тех, кого мы приручили

7. Украл Антон вчера батон –

Нарушил он, увы, ..(закон)

Приложение № 2

Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Приложение №3

Подсудимый: «Меня зовут Сергей, мне 16 лет. 15 ноября я пошел в продуктовый магазин купить еды. Но у меня было очень мало денег, 80 рублей. Когда я увидел в магазине вкусную колбасу, конфеты и фрукты-я не удержался. Я спрятал продукты под куртку, думая, что меня никто не видит и пошел к выходу. Но у дверей меня за держал охранник и вызвал полицию».

Охранник «Я давно знаю Сережу- он часто покупал продукты в нашем магазине. И я был очень удивлен, когда увидел на мониторе видео наблюдения, как он прячет продукты под куртку. Мне ничего не оставалось делать, как задержать воришку и вызвать полицию. Хотя мне его очень жаль, совсем ещё ребенок, мать болеет, отца нет.»

Соседка:  «Я давно знаю Сережину семью. Это очень воспитанные и уважаемые люди.3 года назад отец Сережи погиб в ДТП. И семья осталась без главного кормильца. Здоровье матери Сережи резко ухудшилось, постоянно лежит в больницах, работать возможности нет. Выживают как могут, я знаю, как им тяжело. Сама помогаю им-то продукты подкину, то за лекарствами схожу, то одежду для Сережки найду. Я очень удивлена, что Сережа уличен в воровстве, но мальчика надо пожалеть. Он у мамы один. И украл он продукты из нужды.»

Подсудимый

Прокурор

Адвокат

Судья

Охранник

Соседка



Предварительный просмотр:

                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ваш правовой статус"

Правовой статус - это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответствен­ность. По мере в...

Классный час по правовому воспитанию на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах поведения в учебном заведении).

                  Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах п...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

мероприятие в рамках правовой акции.

презентация права детей предназначена для правовой акции....

Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".

Конспект классного часа для учащихся 9 класса....

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»

Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...

Приказ № 134-0 О плане мероприятий, посвященных Дню молодого избирателя в рамках правового воспитания молодежи

Приказ № 134-0   О плане мероприятий, посвященных Дню молодого избирателя в рамках правового воспитания молодежи...