Психология детей
консультация (5 класс)

Ленкина Маргарита Николаевна

Психо- физическое состояние ребенка 13-14 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переходной возраст начинается примерно в 11 лет, а заканчивается в 17, поэтому большинство подростков 13-14 лет как раз переживают его «экватор». К этому времени уже успевают проявиться почти все прелести пубертатного периода. Но не стоит терять бдительность и считать, что вы уже изучили своего сына или дочь в новой роли. Дети продолжают меняться, взрослеют, встречаются с новыми вызовами. Прежним остаётся только одно: чем больше доверия останется между вами и ребёнком, тем легче будет пройти этот сложный отрезок пути.

Основные изменения в организме детей среднего школьного возраста связаны с половым созреванием:

  1. Активное проявление вторичных половых признаков (рост волос на теле, формирование характерной для пола фигуры, изменение голоса, увеличение груди у девочек и наружных половых органов у мальчиков). Перестройки гормонального фона.
  2. Рост мышц и скелета (особенно позвонков и трубчатых костей конечностей).
  3. Нарушение координации (нервная система не успевает адаптироваться к изменениям в организме).
  4. Усиление аппетита.
  5. У девочек развитие в 13 лет примерно на 2 года опережает развитие мальчиков того же возраста. Несмотря на это, рост тела, как правило, замедляетсяНеобходимо продолжать следить за набором веса и темпами роста.

Прирост размеров тела у мальчиков начинает опережать девочек.

Тринадцатилетний подросток должен спать 8-9 часов в сутки. Родителям нужно следить, чтобы учёба, прогулки с друзьями, компьютерные игры и прочие занятия не нарушали это правило. Нерегулярный режим сна и бодрствования вызывает хроническую усталость, которая может отразиться и на здоровье, и на успеваемости в школе.

Детский организм активно растёт и перестраивается, поэтому ему необходимо полноценное регулярное питание. В течение дня подросток должен есть 4-5 раз (три основных приёма пищи и 1-2 перекуса). Самые калорийные блюда желательно употреблять в первой половине дня, а ужин, наоборот, должен быть лёгким и легко усвояемым.

В 13 лет подросток умеет:

  1. Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
  2. Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
  3. Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
  4. Обращаться с деньгами.
  5. Готовить простые блюда.
  6. Культурно общаться с ровесниками и старшими.
  7. Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  8. Ориентироваться на местности в своём городе (районе).

В 13 лет подросток умеет:

  1. Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
  2. Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
  3. Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
  4. Обращаться с деньгами.
  5. Готовить простые блюда.
  6. Культурно общаться с ровесниками и старшими.
  7. Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  8. Ориентироваться на местности в своём городе (районе).

Родителям нужно учитывать, что в 13 лет подростки:

  • вспыльчивые;
  • мнительные, восприимчивые (к словам, взглядам, поступкам);
  • неуверенные в себе (и поэтому пытаются самоутвердиться);

Юноши и девушки в этом возрасте выбирают себе примеры для подражания, которых нередко воспринимают как кумиров. Важная задача родителей — знать о том, кому стремятся подражать их дети, поскольку этот пример может быть как положительным, так и отрицательным, и даже опасным.

У большинства современных подростков предпочтения, вкусы и круг общения почти полностью отражаются на их поведении в интернете.



Предварительный просмотр:

«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ»

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.

Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в 5-9 классах школы. Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково.

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель - учителя- предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю  совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.

Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - всё это является довольно серьёзным испытанием.

В этот период дети могут стать неузнаваемым: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывает их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.

Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, шадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил Вашу поддержку и помощь.

ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ АДАПТАЦИЮ?

1. Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

2. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребёнку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

3. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей - других. Важно понять, что все это - естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.

Нам следует стать более внимательными, благожелательными, таким образом, помогая школьнику освоить эту позицию.

ТРУДНОСТИ В УЧЁБЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ

1. слабая учебная подготовка в начальных классах;

2. несформированность умения анализировать и синтезировать, плохое речевое развитие, слабые внимания и память;

3. неразвитая воля - нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Помогайте школьнику в учёбе, добивайтесь, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Пусть ребёнок выполнит одно - два подобных задания и подробно объяснит, что и как он делает.

2. Развивайте внимание, мышление и память ребёнка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности (в разведчиков, охотников, индейцев на охоте и т.д.), решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это всё как можно чаще.

3. Развивайте волю ребёнка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность, но не переусердствуйте, иначе может возникнуть так называемая «эмоциональная усталость»: ребёнок может стать капризным, раздражительным, плаксивым. Используйте юмор, но не сарказм и насмешки! Терпите их шутки, какими бы глупыми они вам не казались, используйте юмор в целях разрядки и привлечения ребёнка на свою сторону.

4. Очень важно в учебных и во всех других занятиях помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности; с помощью взрослых следует развивать у него стремление совершенствовать свои способности. Начните с выработки привычки хорошо выполнять домашние задания.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника

1. Будьте терпеливы. Давайте ребёнку время на осознание нового.

2. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, о том, что ждёт его, если вести себя правильно.

3. Почаще позволяйте ребёнку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.

4. Давайте ребёнку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребёнку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребёнку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

5. Уважайте право ребёнка на тайну. Если ребёнок вас боится – он будет лгать.

6. Чаще хвалите и поощряйте. Ребёнок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

7. Внушайте ребёнку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

8. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за её выполнение как со взрослого.

 9. Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу».

10. Верьте в своего ребёнка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

11. Любите своего ребёнка безвозмездно! Будьте его другом! ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребёнка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания в решении задачи полоролевой социализации детей

Сексуальная активность детей и психология полового воспитанияв решении задачи полоролевой социализации детей....

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Рекомендации психолога "Дети учатся жить у жизни"

Рекомендации психолога "Дети учатся жить у жизни"...

"Цветные дети"-материалы по психологии детей.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера....