Особенности психологии детей
консультация по психологии


Предварительный просмотр:

Методика выявления коммуникативных склонностей (Г.В.Овчаровой)

Цель: выявление коммуникативных склонностей детей.

Инструкция: отвечать на вопросы, не задумываясь: если «да»  +  ; если «нет» --  .

Вопросы:

  1. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?
  2. Всегда ли тебе трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  3. Нравится ли тебе заниматься общественной деятельностью?
  4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, то легко ли ты отступаешь от задуманного?
  5. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  6. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  7. Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?
  8. Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
  9. Часто ли ты в решении важных дел принимаешь инициативу на себя?
  10. Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?
  11. Возникает ли у тебя раздражение, если тебе не удается закончить начатое дело?
  12. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
  13. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?
  14. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
  15. Принимаешь ли ты участие в общественной жизни кружка, Центра?
  16. Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято твоими товарищами?
  17. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  18. Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?
  19. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
  20. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка: результат подсчитывается по формуле: сумма положительных ответов на все нечетные вопросы + сумма отрицательных ответов на все нечетные вопросы делится на 20.

Оценка уровня развития коммуникативных способностей:

Низкий: 0,1 – 0,45

Ниже среднего: 0,46 – 0,55

Средний: 0,56 – 0,65

Выше среднего: 0,66 – 0,75

Высокий: 0,76 – 1,0


Тест  «Самооценка»

Инструкция: оценить степень своего согласия с содержанием суждений по шкале:

4 балла – очень часто

3 балла – часто

2 балла – иногда

1 балл –  редко

0 баллов – никогда

Варианты:

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезная.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь и напрасно.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованно.
  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне «за моей спиной».
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Обработка результатов:

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям. Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подделаться под мнение других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критику в свой адрес, часто страдает от «комплекса неполноценности».


Методика для изучения социализированности личности учащихся

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственности учащихся.

Инструкция: оценить степень своего согласия с содержанием суждений по шкале:

4 – всегда

3 – почти всегда

2 – иногда

1 – очень редко

0 – никогда

Тестирование проводится с подростками (старше 13 лет); каждому выдается карточка с номерами вопросов, на которой ребята выставляют баллы за ответ на соответствующий вопрос, придерживаясь шкалы.

Образец карточки:

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Вопросы:

  1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся, – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро, - это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка результатов:

 Средняя оценка соц. адаптированности получается при сложении всех оценок 1-ой строчки и делении этой суммы на 5; оценка автономности получается на основе этих же операций со 2-ой строчкой; оценка соц. активности – в 3-ей строчке; оценка нравственности – в 4-ой строчке.

Если полученный коэффициент больше 3, -  высокая степень развития; если больше 2, но меньше 3, - средняя степень развития соц. качеств; если меньше 2, - низкий уровень.




Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

(нужное подчеркнуть)

  1. Имеется ли  в семье свой личный транспорт? ( да, нет )
  2. Есть ли в семье водители - профессионалы? (да, нет)
  3. Какого возраста в семье дети?
  4. Где Вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?

-на собраниях в детском саду, школе;

-из разговоров;

-по телевидению, радио, в печати.

   5.   Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?

-считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».

   6.   Как часто ваш ребенок гуляет по улице один?

   7.   Кто научил ребенка соблюдать правила дорожного движения?

-детский сад;

-школа;

-сами родители;

-бабушка, дедушка.

    8.   Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила?

-ежедневно;

-иногда;

-очень редко;

-не говорим на эту тему;

-другие ответы.

9.   Ваш ребенок стал первоклассником. Что вы сделали для того, чтобы ваш  первоклассник правильно переходил дорогу ?

-показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;

-несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав,

как правильно переходить дорогу;

-другие меры (указать).

     10.  Соблюдаете  ли вы сами правила дорожного движения?

-всегда соблюдаю;

- не всегда;

-не соблюдаю.

     11.  Нарушаете ли вы правила, когда идете с ребенком?

-нет;

-иногда  бывает, если спешим;

-не обращаем внимания ни светофор, ни на машины.

      12. Как реагирует на ваше нарушение ребенок?

-никак не реагирует;

-говорит, что мы идем неправильно;

-требует, чтобы мы шли правильно.

С каждым годом все больше детей-пассажиров получают травмы, увечья и гибнут в дорожно-транспортных происшествиях. Тест для водителей-родителей позволяет узнать, может ли ребенок чувствовать себя спокойно, отправляясь с родителями в поездку на машине.

1.  Какой стиль управления вы предпочитаете, если в автомобиле ребенок?

А) Такой же, как и всегда.   Б) Спокойный и осторожный.

В) Быстрый и динамичный. Г) Соблюдаю ПДД.

2. Следите ли вы за тем, чтобы ребенок всегда пристегивался ремнем безопасности?

А) Да, всегда.   Б) Да, если ребенок сидит на месте переднего пассажира.

В) Только на скоростной автомагистрали. Г) Нет, не слежу.

3. Какое, по вашему мнению, самое безопасное место для ребенка в автомобиле?

А) На переднем сиденье пассажира. Б) На заднем сиденье, слева.

В) На заднем сиденье, справа.           Г) Не знаю.

4.  Какое место во время поездки обычно занимает ваш ребенок в автомобиле?

А) На переднем сиденье.

Б) На переднем сиденье, при наличии специального детского сидения.

В) На заднем сиденье.

Г) На заднем сиденье, при наличии специального детского сидения.

5. Какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребенка в автомобиле?

А) Перед выездом рассказываю о правилах поведения в автомобиле.

Б) Использую дополнительные системы безопасности.

В) Тщательно проверяю исправность автомобиля. Г) Никаких.

6. Знаете ли вы, как защитить себя во время ДТП, и учите ли этому ваших детей?

А) Нет, не знаю.                  Б) Да, знаю и обучаю.

В) Да знаю, но не обучаю. Г) Считаю это не важным.

Проанализируйте ваши ответы. Если это «нет», «не знаю», «считаю неважным», то ваш взгляд на ситуацию опасен.

Если вам дорог ваш ребенок, то ваше отношение к безопасности требует серьезной корректировки.

Помните, что здоровье, а возможно, и жизнь маленького пассажира зависят от Вас, от Вашего внимания и Ваших знаний.



Предварительный просмотр:

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12—15 лет) модификации С.Н. Костроминой

Содержание теста

1. (квадрат номер 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года.

2. (квадрат номер 4) Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь.

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части.

7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени.

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0.

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике.

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные.

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города.

12. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1.

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую.

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3.

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними.

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А.

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой.

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией.

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.

21. (квадрат 27) Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ.

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А.

24. (квадрат 30) Если в слове "подарок" третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5.

25. (квадрат 31) В слове "салют" обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные.

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника.

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными.

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево.

30. (квадрат 36) Напишите слово "мир" так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике.

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх.

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй.

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных.

34. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.

35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник.

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромб.

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные.

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры.

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые.


http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.pngПеред проведением методики экспериментатор должен внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.pngОценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, не выполненное или выполненное с ошибкой задание.
Норма выполнения:
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.png0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.png5-9 ошибок – средняя лабильность;
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.png10-14 ошибок – низкая лабильность, трудности в переобучении;
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.png15 и более ошибок – мало успешен в любой деятельности.
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image001.pngТест требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем он даёт достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Бланк ответов 
http://konspekta.net/studenchikru/baza1/2927838929935.files/image002.png

Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костроминой

Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.


Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики
1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.
20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.



Предварительный просмотр:

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

http://testoteka.narod.ru/0.pngМетодика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
http://testoteka.narod.ru/0.pngСлова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
http://testoteka.narod.ru/0.png«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
http://testoteka.narod.ru/0.png«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
http://testoteka.narod.ru/0.pngДалее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал


http://testoteka.narod.ru/0.pngПримеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов


http://testoteka.narod.ru/0.pngНа основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
http://testoteka.narod.ru/0.pngКривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
http://testoteka.narod.ru/0.pngБольные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
http://testoteka.narod.ru/0.png— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
http://testoteka.narod.ru/0.png— при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности учащихся 5-7 классов

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях). Но общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

Консультацию подготовила педагог-психолог высшей категории О.А.Смородина



Предварительный просмотр:

Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)

Шкалы: психологический климат: эмоциональный, моральный, деловой

Назначение теста

Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому.
Инструкция к тесту
Испытуемым предлагается три вопроса:
1. Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
2. Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
• Всегда волнует – 5.
• Чаще волнует – 4.
• Волнует в половине случаев – 3.
• Чаще не волнует – 2.
• Совсем не волнует – 1.

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Вычисляется средний балл группы:

Х= (А+Б+В)/3П; где

А, Б, В – балльные оценки по вопросам;

П – число испытуемых

Интерпретация результатов теста

• Х > = 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
• 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
• В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1 Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

2 Когда вы ругаете ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще

и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

3 Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4 Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь, домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо

у нас дома».

5 Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

6 Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростком)

хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

7 В спорах с ребенком хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите

уступать, признавать ошибки и поражения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить

у ребенка желание учиться.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать

уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как

прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой,

организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача

пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он

будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу

удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите

за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок

начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень

быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости

обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие

учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь,

обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно.

Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Дети холерического темперамента:

• Активны, быстро берутся за дело и доводят его до конца.

• Любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их.

• Активны на уроке, легко включаются в работу.

• Им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа.

• Проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость, поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать

буквы, не дописывать слова и т.д.

• Несдержанны, вспыльчивы, неспособны к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах.

• Обидчивы и гневливы, состояния обиды и гнева могут быть устойчивыми и продолжительными.

Рекомендации педагогам и родителям:

• Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции.

• Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

• Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

• В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

• Поощрять инициативность.

• Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

Занятия и увлечения.

Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения,

рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение.

Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе – вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно.

Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций – пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотёк – постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях – восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми. Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках – помогите ему.

Дети-сангвиники

• Отличаются большой живостью. • Всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое.

• Могут быстро охладеть к начатому делу.

• Принимают горячее участие в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.

• Могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро.

• Слезы быстро сменяются улыбкой или смехом.

• Эмоциональные переживания чаще неглубоки.

• Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, иногда поверхностностью.

Рекомендации педагогу:

• Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

• Учить быть ответственным за свои обещания

• Дать почувствовать преимущества верности в дружбе, в симпатиях.

Рекомендации педагогам и родителям: занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку.

Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях  Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о

том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок – как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство – это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

 Дети флегматического темперамента

• Чувства слабо выражены.

• Спокойное и ровное поведение.

• Малообщительные, никого не трогают, не задевают.

• Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать.

• Не склонны к подвижным и шумным играм.

• Не обидчивы и обычно не расположены к веселью.

Рекомендации педагогам и родителям:

• Помочь преодолеть их некоторую леность.

• Развивать большую подвижность и общительность.

• Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

• Чаще заставлять работать на уроке.

• Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если

большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Дети с меланхолическим темпераментом

• Ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами.

• Их нелегко развеселить или обидеть, но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго.

• Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость.

Рекомендации педагогам и родителям:

• Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

• На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.

• Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

• Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

• Развивать общительность.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев           преодолеть с  удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите  даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету дляшкольного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ

Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка.

Цель, которую Ответ ребенка на неосознанно преследует Поведение ребенка Реакция взрослых

Рекомендации реакцию взрослых ребенок

1 Привлечь к себе Ноет, шумит, Обращают внимание Прекращает на время, 1.Игнорировать

Внимание встревает в разговор, и раздражаются затем снова начинает 2.Обращать внимание,

не слушается и др. когда ведет себя хорошо. 3.Задать вопрос: «Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил (а) на тебя внимание?» 2.Показать, что имеет Отказывается делать Пытается Упрямится или Избегать борьбы за власть над другими то, что от него хотят использовать свою

усиливает    власть, чтобы неповиновение заставить что то сделать, начинает сердиться

3 Отплатить, отомстить, Вредит или портит Считают ребенка Чувствует себя Не показывать свои гнев взять реванш вещи, может подлым и злым, оскорбленным, и обиду оскорбить чувствуют гнев, стремится отплатить Обиду  еще и за это

4 Продемонстрировать Неспособен Соглашаются с тем, Остается Проверить способности и свою неспособность и научиться что ребенок ни на что беспомощным возможности ребенка, неадекватность самостоятельным не способен дать ему понять, что в навыкам, требует него верят.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ОТЦАМ И МАТЕРЯМ

1 Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2 Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

3 Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.

4 Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5 По части подарков - никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

6 Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

7 Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

8 Объединяйтесь со своими. Семья - это частная республика. Все должно делаться сообща домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

9 Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в

одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ:

1 Это семья, в которой установилось хорошее, честное, открытое общение.

2 В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении.

3 Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом.

4 Родители и дети помогают друг другу.

5 Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.

6 Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.

7 Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.

8 Большинство проблем решается совместно.

9 Основной акцент делается на «мы», а не на «я».

Нет сомнений, что этот список можно значительно расширить. Но главное, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью и будут функционировать как здоровая семейная система. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.

ПАССИВНЫЙ РЕБЁНОК

1.Подход к такому ребенку должен быть постепенным.

2.Помочь ему выразить свои эмоции и переживания в более приемлемой форме.

3 Выяснить, какие обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние.

4.Простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе.

5.Добиться его доверия и расположения.

6.Помочь ребенку приобрести уверенность в себе. Только тогда он сможет выйти из-под опеки того взрослого, которому он доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми.

7 Формировать познавательную мотивацию обучения.

8 Развивать у ребенка самостоятельность, ответственность за свои поступки.

9 Хвалить ребенка за любое проявление активности и самостоятельности.

10 Развивать навыки общения.

11 Желательно, чтобы ребенок посещал спортивные секции, кружки и т.п.

12 Посещать с ребенком музеи, выставки, театры, развивая тем самым его познавательную активность.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЕЮЩИМ РЕБЁНКОМ

ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ:

1 Изменить стиль отношения к подростку, отбросить прежние формы общения, приемлемые для ребенка, но неприемлемые для подростка.

2 Говорите с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются.

3 Терпеливо относитесь к вспышкам и спокойно объясняйте, что такое поведение недостойно взрослого парня или девушки.

4 Очень полезны дискуссии, но желательно, чтобы в них Вы не всегда держали верх, были победителями. Доказывая то или иное положение, признайте правоту сына или дочери в каком-то пункте, а вместе с тем покажите и его непоследовательность в суждениях.

5 Основной метод воздействия на подростков – убеждения типа доказательства, а также косвенного внушения.

6 На промахах и ошибках подростка учите тому, чтобы придерживался совета старших, проявлял терпение.

7 Содействуйте осознанию, углублению интересов, увлечений (социально приемлемых).

8 Не ослабляйте интереса к внеурочной школьной деятельности, классным мероприятиям.

9 Осторожно и умело регулируйте выбор друзей. Как бы невзначай раскрывайте сыну или дочери глаза на положительные и отрицательные качества его друзей, поговорите о последствиях дурных влияний. Воспитывайте волю и уверенность в себе – барьеры против нежелательных внушений.

10 Оценивайте не личность подростка, а его поступки. Говорите на языке чувств (не «ты – негодяй», а «твой поступок меня расстроил, я переживаю, испытываю горечь, негодование…»).

11 Старайтесь обеспечить единство требований всех членов семьи; единство требований в семье и школе.

12 Постарайтесь исключить непоследовательность требований (когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.)

Помните! Стиль взаимодействия, складывающийся у подростка с родителями, отражается и на отношениях с другими людьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ И ОСОБЫХ КАТЕГОРИЙ РОДИТЕЛЕЙ

1 Будьте откровенны с детьми относительно обстоятельств, приведших к образованию семьи в ее нынешнем составе.

2 В случае развода, смерти или ухода родителя из семьи убедите детей, что в этом нет их вины.

3 Отнеситесь с пониманием к переживаемым детьми чувствам злости, тревоги или, возможно, замешательства.

4 По возможности не меняйте уклад вашей семейной жизни.

5 Постарайтесь, насколько это возможно, разделить обязанности. Не пытайтесь компенсировать детям потерю родителя путем взваливания на себя большого числа обязанностей.

6 Будьте откровенны, когда вы обсуждаете свое отношение к супругу, но при этом проявляйте чуткость к тому, что и как вы говорите, чтобы не оскорбить чувства детей, поливая грязью другого родителя. Не внушайте детям веру в то, что ваш супруг вернется домой, если только вы сами не видите такой возможности, потому что это может вселить в детей ложную надежду, а впоследствии обернуться тяжелым разочарованием.

7 Не используйте ваших детей в качестве разменной фигуры или как объект сделки между вами и вашим супругом.

8 Не поощряйте сплетни, не требуйте от детей сообщать обо всем, что было сказано супругом при их встрече.

9 Успокойте детей, что их будут любить и будут заботиться о них так же, как и раньше.

10 Не позволяйте себе высказываний против семьи супруга.

11 Дети, даже очень маленькие, должны знать все, что произошло. Не рекомендуется ложь во спасение вроде: «Папе нужно уехать в путешествие на несколько месяцев».

12 По возможности пусть дети останутся жить на прежнем месте, с теми же соседями и посещают ту же школу. Это позволит уменьшить число обрушившихся на детей радикальных изменений.

ПРАВИЛА И ЭТАЛОНЫ ПОВЕДЕНИЯ

«Как любить своего ребенка»

Правило первое

Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе

Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: Забыть о прошлых неудачах ребенка; Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

ИТАК, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО:

1 Опираться на сильные стороны ребенка;

2 Избегать подчеркивания промахов ребенка;

3 Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;

4 Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

5 Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

6 Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветные дети"-материалы по психологии детей.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера....

Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе,...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

Презентация "Сложный возраст.Особенности психологии подросткового периода"

В презентации рассматриваются особенности подросткового возраста, характерные черты современных подростков...

Особенности психологии малых социальных групп

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между соц...

Особенности психологии студентов СПО

Особенности психологии студентов СПО...