Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
презентация к уроку по психологии на тему

Власова  Марина Сергеевна
От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Педагог-психолог МБОУ «Сергачская СОШ № 5» Воробьёва М.С.

Слайд 2

Неадекватные типы семейных отношений , характеризую щие ся рядом отличительных особенностей: 1. Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми. 2. Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками. 3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Слайд 3

От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта . Э. Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям.

Слайд 4

Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей . Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые определяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций

Слайд 5

Суть второй фазы — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Родители стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт, например, глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребенка — медицинская ошибка, или дадут какое-то необычное лекарство, способное вылечить ребенка. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу.

Слайд 6

Четвертая фаза — самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель — воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастливым человеком.

Слайд 7

Выводы: Таким образом, стиль и тип воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени, но и в пространстве. Так культурно европейская традиция исходит из того, что в самой строгой дисциплине нуждаются младшие дети, а по мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все большую самостоятельность. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным акцентом на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не ограничивая их. Дисциплина, весьма строгая, появляется здесь в противоположность европейской традиции, позже по времени вырастания ребенка, усваивающего нормы и правила поведения старших. Стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

Слайд 8

ЛИТЕРАТУРА: 1. Лубовский В.И., Сорокин В.М., Шипицына Л.М. Специальная психология. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с. 2. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 480 с. 3. Семаго М.М., Чиркова О.Ю., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося поведения. Книга 2 : Недостаточное развитие. – М.: Генезис, 2011. – 288 с. 4. Специальная психология [Текст] : учебное пособие / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., стереотип. -М. : Академия, 2007. - 461 с. 5. Специальная психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Г. И. Колесникова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218 с. 6. Специальная психология: Учебное пособие для вузов / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 464 с. 7. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] : учебное пособие / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - 3-е изд.,стер. -М. : Академия, 2007. - 176 с. 8. Усанова, О. Н. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / О. Н. Усанова. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Презентация для учителей:Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ

Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ...

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие р...