Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.
статья по теме

Яранцева Анна Васильевна

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pedagoga_-_psikhologa.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагог — психолог ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

Яранцева А. В.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

В современном мире одним из важнейших компонентов образовательной среды для детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения. В последние годы она приобретает все большую популярность.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование, так как такие дети требуют некоторой специфики при обучении.

Дистанционное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получить полноценное образование и в дальнейшем успешно адаптироваться в жизни.

Из — за ограничений в общении с окружающими детей — инвалидов  наблюдаются проблемы, связанные с нарушением межличностного взаимодействия, которые приводят к замкнутости, избеганию общения, дети замыкаются «в четырех стенах».

Эти проблемы в сочетании с заниженной самооценкой, состоянием здоровья могут привести к формированию комплекса неполноценности. В решении этих проблем детям — инвалидам помогают педагоги — психологи. В Центре дистанционного  обучения (далее ЦДО) основными направлениями деятельности психолога является развитие эмоционально — волевой сферы и  межличностного взаимодействия.

Эмоциональная сфера одна из составляющих благополучного развития личности. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Дети у которых часто плохое настроение, снижен интерес к окружающему миру,  будут в меньшей степени, чем их жизнерадостные сверстники, склонны к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Исходя из этого, психолог огромное внимание уделять именно этому компоненту.

В своей работе я учитываю все индивидуальные особенности детей и с их учетом выделяю основные направления работы, к которым можно отнести: развитие самостоятельности и формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, снятие нервно — психического напряжения и развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. На начальном этапе проводится качественное обследование каждого ребенка, в последствии на каждого составляются индивидуальные программы развития. Вся работа организовывается в двух формах: очной и дистанционной.

Несомненно, занятия с психологом лучше проводить в очной форме, но это не всегда удобно и целесообразно. При непосредственном взаимодействии ребенок лучше усваивает материал и легче развивать его эмоциональность. Но так как наши ученики часто болеют, или по каким - то другим причинам не могут посещать школу, на помощь приходит именно дистанционная форма обучения. В своей работе с детьми - инвалидами по развитию эмоционально - волевой сферы я использую программы: Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я».

В результативности работы психолога очень важную роль играет помощь и заинтересованность родителей, они выступают связующим звеном между педагогом и ребенком.

При работе с родителями в ЦДО используются следующие виды взаимодействия: тренинги, консультации, беседы. Наибольшей популярностью у родителей пользуются следующие проблемы: «Я  это сделаю — как приучить ребенка к самостоятельности», «Невроз, что делать». Одной из самых продуктивных форм моей работы является круглый стол, где совместно с родителями решаются насущные проблемы. В 2012 — 2013 учебный год были проведены круглые столы по следующим темам: «Проявление родительской любви в общении с ребенком», «Стили семейного воспитания. Правила общения с ребенком». На мой взгляд, именно от стиля семейного воспитания,  зависит дальнейшее развитие личности ребенка.

Следующим направлением деятельности является взаимодействие с педагогами в ЦДО.  По запросам педагогов регулярно проводятся беседы, консультации, тренинги, круглые столы.  С особым интересом со стороны педагогов были проведены консультации по темам: «Подходы к формированию адекватной самооценки», «Замкнутый ребенок — как ему помочь?», «Профилактика эмоционального выгорания учителей».

   Исходя из выше сказанного важно отметить, что практическое внедрение дистанционного образования даёт возможность организовать полноценный учебный процесс для детей с проблемами здоровья. Психолог в этой системе помогает детям социально реабилитироваться, развить навыки межличностного взаимодействия и повысить самооценку детей.

Список литературы:

  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
  2. Воронкова, В. В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 3.
  3. Зеньковский Л. П. Психология детства. – М.: ЭКСМО, 2006.
  4. Никольская, И. А. Роль дистанционного образования в преодолении барьеров в обучении детей с особыми потребностями: [компьютеризация образования] / И. А. Никольская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. - № 1. – С.
  5. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...

Публичное выступление "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"

Доклад на районном семинаре«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»в МКОУ Козловская ООШдошкольная ступень образования1 октября 2015 года."Развитие...

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Коррекционная программа по развитию эмоционально-личностной сферы «Сказки из жизни» для подростков 5-7 классов

       Коррекционная программа «Сказки из жизни» по развитию эмоционально-личностной сферы подростков предназначена для обучающихся    5-7 классов...

«Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»

laquo;Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей»...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка"

В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников....