Публичное выступление "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"
статья на тему

Пастух Валентина Александровна

 

Доклад на районном семинаре

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

в МКОУ Козловская ООШ

дошкольная ступень образования

1 октября 2015 года.

"Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"

ПАСТУХ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_doklad.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на районном семинаре

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

в МКОУ Козловская ООШ

дошкольная ступень образования

1 октября 2015 года.

"Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников"

ПАСТУХ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. 

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружении незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. 

Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. 

Поэтому взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. 

Вопросами изучения эмоционально-личностной сферы детей занимались такие ученые, как Е. А, Алябьева, В. Е. Коган, В. В, Ветрова, А. С. Спиваковская, В. Г.Семенов, Н. И. Добина и многие другие.

В своей работе мы можем использовать большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Например, методика «проективные рассказы» - ребенку предоставляются сюжетные рассказы, которые он должен сам закончить (Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?). Оценивается положительное, отрицательное и нейтральное окончание рассказа. Проективный цветовой тест Люшера – показывает эмоциональное благополучие детей в детском саду. Проективная игра «Почта» - оценивает эмоциональное благополучие ребенка в семье. Широко использую проективные рисуночные методы – «Рисунок человека», «Семьи», «Несуществующего животного», «Кактус», «Дом, дерево, человек».  При диагностике эмоционального состояния дошкольника мы так же используем анкетные опросы воспитателей, родителей.

После того, как выявлены дети с нарушениями эмоционально-личностного развития (замкнутость в поведении, агрессивность, нарушения в общении со сверстниками и взрослыми, частые конфликтные ситуации, неумение выражать свои эмоции), начинается коррекционно-развивающая работа. Она проходит как индивидуально, так и в групповой форме. 
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоционально-личностной сферы ребенка. 

Во всех этих направлениях активно проводится работа с родителями. На родительских собраниях обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, специфики развития эмоциональной сферы, проходят собрания с элементами обучения родителей игровым методам по профилактике эмоционально-личностных нарушений.  Проводится знакомство с результатами диагностик; широко используются информационные стенды, анкетирование и индивидуальные консультации. 

С педагогами детского сада так же проходит работа по ознакомлению с особенностями эмоционально-личностного развития детей, семинары-практикумы, консультации. 

Таким образом, работа  по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников достаточно интересна и многообразна. Она раскрывает личностный потенциал детей, позволяя им успешно адаптироваться в обществе. Радует то, что предложенная коррекционно-развивающая программа дает свои положительные результаты, которые оцениваются как диагностически, так и наблюдением за детьми воспитателями и родителями. Важно отметить, что эффективность проводимой работы в целом видна с течением времени, без должного терпения, внимания и любви к детям невозможно воспитать гармоничного, счастливого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Эмоционально-личностная сфера лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных пробле...

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...

Использование ароматерапии, как эффективного метода активизации познавательных процессов, стабилизации эмоционально-личностной сферы и сохранения здоровья глухих школьников

В этих методических рекомендациях описано эффективность этого метода через разработанные критерии, а также определены особенности использования аромамасел для глухих обучающихся....

Психолого - педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  о...

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...