Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка"
методическая разработка

Сатылбаева Олеся Александровна

В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satylbaevao._master_klass.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида

городского округа Стрежевой»

Мастер – класс

 «Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка»

Выполнил: Сатылбаева Олеся Александровна, педагог-психолог.

г. Стрежевой, 2020 год

Ход мастер-класса:

Вступительная часть

Слайд 1. Тема.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Здравствуйте!

Почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”. Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность и его никогда не бывает много.

Слайд 2. Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто!

(Сократ)

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования правильных привычек и здорового образа жизни.

ФГОС дошкольного образования ставит перед нами ряд задач, первостепенная из них - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Слайд 3.В последнее время значительно увеличилось количество детей с проблемами в поведенческой и эмоциональной сфере, с низким уровнем произвольности и социальной компетентности. Это показывают прежде всего эмпирические методы психолого-педагогических исследований в практике дошкольного психолога:  наблюдение за детьми, беседы с детьми и родителями, тесты, опросники, анализ продуктов детской деятельности.  

Слайд 4.В нашем детском саду также по итогам проведенных диагностических обследований сформированы группы по коррекции эмоционально – волевой сферы. Всего в этих группах занимается 23воспитанника детского сада.

Слайд 5.

Для работы с такими детьмив своей работе я использую как традиционные, так нетрадиционные методыздоровьесбережения:психогимнастику, динамические паузы, массаж и самомассаж, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, релаксацию, цветотерапию, арттерапию и т.д.

Сегодня я представлю вашему вниманию упражнения по укреплению психофизического здоровья, коррекции эмоциональной - волевой сферы. Ябуду рада, если данные методы вас заинтересуют, и вы будете использовать их в своей работе.

Основная часть

Игра «Меняются местами те, кто…»

Уважаемые коллеги. Давайте выясним с какого настроения начался ваш сегодняшний день. Узнать это и не только нам поможет игра «Меняются местами те, кто…».Если прозвучит признак, который вам присущ, то необходимо встать и пересесть на стул другого участника, который тоже нашел у себя это определение.Давайте начнем:

 - «Меняются местами те, кто…пришел в хорошем настроении».

- «Меняются местами те, кто… любит мороженое»,

- «Меняются местами те, кто… считает красный цвет любимым»,

- «Меняются местами те, кто… любит читать книги» и тд.

Таким образом, эта игра помогает взбодрить, тем самым настроить их на активную работу на занятии, снять эмоциональное напряжение, сплотить, распознать настроение воспитанников.

Следующее упражнение «Летит, летит по небу шар» очень схоже с упражнениями «Запрещенное число», «Да и нет не говори», «Запретное движение», но с включением в него здоровьесберегающего приема.

Слова и движения упражнения очень простые. Я покажу полностью один раз, второй раз мы повторим слова и движения вместе.

Летит, летит по небу шар (машем руками в стороны, показываем указательным пальцем на небо, руками проводим в воздухе форму круга)

По небу шар летит (показываем указательным пальцем на небо, руками проводим в воздухе форму круга, машем руками в стороны)

Но знаем мы, что в небо шар (ладошку прикладываем к груди, показываем указательным пальцем на небо, руками проводим в воздухе форму круга)

Никак не улетит! (указательным пальцем водим в стороны, машем руками в стороны).

А теперь будьте внимательны мы вместе будем проделывать все движения, а слово ШАР будет запретное, то есть произносить его не надо. Итак, готовы!

Проигрываем с педагогами.

Усложним упражнение, теперь запретных слова будет два ШАР и ЛЕТИТ. Проигрывание. Молодцы самые внимательные!

Эту игру можно проводить с детьми с 4 лет. Игра может усложняться увеличением количества запретных слов, игра может проходить на убывание проигравших детей, допустивших ошибку.

- Какой прием здоровьесбережения прослеживается в этой игре?Ответы педагогов.Это динамическое упражнение. Оно развивает не только все психические процессы ( внимание, память, речь, восприятие, воображение), но и учит управлять своим телом, соотносить слова и действия.

Игра «Танец на стульях»

Считаю, эффективной в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере упражнения под музыкальное сопровождение. Она всегда вызывает отклик и трепет у детей, помогает настроить, включить ребенка в работу, успокоить, расслабить, снять мышечное напряжение. Следующая игра «Танец на стульях»очень нравиться как детям, так и взрослым.  Предлагаю вам поудобнее сесть на стульях, потому что мы сейчас будем танцевать. Танцевать мы будем разными частями тела, под сменяющуюся музыку. При смене музыки я буду называть ту часть тела, которая должна пуститься в пляс, остальная же часть тела должна быть неподвижна.

Приготовились.

- Танцуют руки,

- танцуют ноги,

- танцуют плечи,

- танцует лицо и др.

Педагоги выполняют движения под музыкальное сопровождение.

- Опишите ваши ощущения после игры?

- Каким образом эта игра помогает формировать эмоционально – волевую сферу?

Вывод: Игра помогает снять эмоциональное напряжение, мышечное напряжение, вырабатывается произвольность движения, движения определенной частью тела. Повышается саморегуляция, ведь дети с такими нарушеняими зачастую идут в пляс всеми частями тела, не могут сдержаться.

Игра «Огонь и лед»

Снять психоэмоциональное и психомышечное напряжение нам также помогает игра «Огонь и лед».Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. По команде «Огонь» вы начинаете движения всем телом. Плавность и интенсивность движений каждый выбирает произвольно. По команде «Лед» вы застываете в позе, в которой вас застигла команда и напрягаете до предела все тело.

Давайте попробуем.

Упражнение повторяется несколько раз, произвольно меняется время выполнения команды.

- Как помогает эта игра управлять своим телом?

- Развивает ли произвольность? Почему?

Вывод: Игра помогает снять психомышечное напряжение, учить управлять своим телом.

Одним из успешных методов по коррекции эмоционально-волевой сферы, среди  здоровьесберегающих, является дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Давайте представим жаркий – жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите… Спасибо.

Напоить растения водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо… Ноги слегка расставьте…ступни прижмите к полу…Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги, перед животом… Глаза закройте…

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос… Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается… Набрал насос воду, а теперь выливаем воду – выдыхаем через рот…Делаем медленный выдох… Плечи опускаются, живот выпячивается…Молодцы! Хорошо получается! Снова набираем воду. Медленно выдыхаем через нос…Поднимаем плечи…Тянемся вверх, живот втягиваем…Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно… Опускаются плечи…Выпячивается живот… Молодцы!

Упражнение повторяется еще 2-3 раза.

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, потянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки… Молодцы.

- Как этот прием здоровьесбережения, способствует развитию эмоционально-волевой сферы?

Вывод: дыхательная гимнастика снимает психомышечное напряжение, включает воображение, учит произвольности во владении своим телом.

Заключительная часть

Слайд. Народная мудрость.

Народная мудрость гласит «Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости! Хочешь быть счастлив неделю – женись! Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину! Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!»

Таким образомсчитаю, чтоздоровьесберегающие технологииявляются эффективным средством сохранения и укрепленияздоровья ребенка, в том числе его психологического здоровья.Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье наших детей.

Рефлексия

Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом бочонок с мёдом и жетоны.

- Если вас заинтересовал предложенный материал мастер-класса – «добавьте ложку мёда» в бочонок, положите желтый жетон.  

- Если Вас не заинтересовал предложенный материал мастер-класса, вы– «добавьте ложку дёгтя» в бочонок, положите жетон коричневого цвета.

Педагоги выкладывают жетоны.

Я приготовила для вас буклеты с практическим содержанием.

Слайд последний

И напоследок!  Не забывайте! «Хороший смех дарит здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Игра, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

Рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ. Особеннности и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей. Игры предназначаются: учителям-дефектологам, учителям-логопеда...

Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"

Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...