Главные вкладки

    доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
    статья на тему

    Иванникова Наталья Петровна

    теоретический материал из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ivannikova_np.docx36.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога                                          по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов,                                         в рамках мобильной социальной службы»

    Дети-инвалиды и члены их семей являются одной из наиболее уязвимых категорий  и сталкиваются с целым рядом проблем: материальными, жилищными, бытовыми, экономическими, психологическими, педагогическими, социальными, медицинскими. Зачастую семьи не имеют возможности прохождения курса реабилитации в Учреждении из-за трудностей транспортировки ребенка-инвалида.

    Анализ деятельности Учреждения за 2009 год показал, что в течение года прошли курс реабилитации в стационарном отделении 37 детей-инвалидов, проживающих в Октябрьском районе, что составило 33% от общего числа детей-инвалидов Октябрьского района.

    Изучив опыт работы других учреждений, руководство нашло оптимальный и действенный выход из сложившейся ситуации – на базе стационарного отделения с 2010 года была создана мобильная социальная служба, которая функционирует в соответствии с:

    • Положением о порядке предоставления социальных услуг;
    • программой мобильной социальной поддержки семей «Шаг навстречу»;
    • планом работы Учреждения;
    • графиком выездов мобильной социальной службы, утвержденным директором Учреждения;
    • приказом Учреждения «Об организации работы мобильной социальной службы».

    Целью Службы является комплексное социальное обслуживание детей-инвалидов, не имеющих возможность посещать Учреждение по медицинским показаниям или другим субъективным причинам, а также членов их семей.

    Задачи:

    1. Обеспечение доступности социального обслуживания детям-инвалидам и членам их семей.
    2. Оценка индивидуальной нуждаемости семей, воспитывающих детей-инвалидов, в социальном обслуживании на дому.
    3. Комплексное предоставление детям-инвалидам и членам их семей социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-бытовых, социально-правовых услуг.

    Социальное обслуживание граждан осуществляется бесплатно в соответствии с действующим законодательством.

    Реализация мероприятий проходит в три этапа. На Ι этапе проводится выявление семей, воспитывающих детей-инвалидов и нуждающихся в социальном обслуживании на дому. Приказом Учреждения утверждается список детей-инвалидов и состав мобильной бригады специалистов, который формируется в соответствии с потребностями клиентов. В состав мобильной бригады входят: врач-невролог, специалист по социальной работе, логопед (дефектолог), психолог и социальный педагог. Не позднее, чем за 2 дня до выезда семьи информируются о выезде.

    На ΙΙ этапе проводится работа по оказанию социальных услуг детям-инвалидам и членам их семей в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.

    Врач-невролог оказывает социально-медицинские и социально-правовые услуги (проводит первичный медицинский осмотр детей-инвалидов; квалифицированное социально-медицинское консультирование родителей; индивидуальную работу с несовершеннолетними по предупреждению вредных привычек, подготовке к созданию семьи и рождению ребенка; обучение членов семьи основам социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; оказывает помощь в оформлении документов (медицинских выписок).

    Специалист по социальной работе оказывает социально-правовые услуги (проводит патронаж, заполняет акт обследования социально-бытовых условий и социальный паспорт семьи; информирует и консультирует граждан по социально-правовым вопросам; оказывает помощь клиентам в оформлении документов).

    Логопед (дефектолог) оказывает социально-педагогические и социально-правовые услуги (проводит социально-педагогическую диагностику речевого развития и педагогическую коррекцию; социально-педагогическое консультирование и обучение родителей основам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях; оказывает помощь в оформлении документов (педагогических характеристик, выписок).

    Психолог оказывает социально-психологические и социально-правовые услуги, социальный педагог оказывает социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые услуги (подробнее о деятельности специалистов см. далее).

    Результативность работы мобильной социальной службы зависит от организации  партнерского взаимодействия специалистов. Особенно тесно ведется сотрудничество психолога и социального педагога по основным направлениям их деятельности, исходя из их функций:

    • информационная функция: специалисты предлагают членам семьи ребенка-инвалида дидактическое изложение информации, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
    • поддерживающая функция: специалисты оказывают психологическую поддержку ребенку-инвалиду и членам его семьи;
    • посредническая функция: специалисты в роли посредников содействует восстановлению нарушенных связей членов семьи ребенка-инвалида с окружающим миром и между собой;
    • функция развития семьи как малой группы: специалисты помогают членам семьи развивать основные социальные умения и навыки, такие, как внимательное отношение к окружающим, понимание их нужд, умение оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других. Специалисты также способствуют поиску ресурсов семьи, позволяющих каждому из ее членов осознать и использовать возможности для саморазвития;
    • функция обучения родителей и детей: специалисты раскрывают перед родителями всю многогранность коррекционного психолого-педагогического процесса, знакомят с принципами построения таких форм взаимодействия, при которых ребенок-инвалид чувствует себя уверенно и комфортно. Наряду с этим специалисты способствуют развитию навыков общения, освоению приемов саморегуляции и самопомощи.

            Исходя из вышеперечисленных функций, социальный педагог и психолог оказывают психолого-педагогическую помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида, и проводят:

    1. исследование семьи: изучают особенности семьи, ее статус и ресурсы, осуществляют сбор информации о социальном окружении, выявляют потребности родителей и ребенка-инвалида; проводят диагностическое обследование ребенка;
    2. информирование: предоставляют семье или отдельным ее членам информацию о сущности заболевания, которым страдает ребенок-инвалид, об особенностях воспитания и развития ребенка, о нормативно-правовых аспектах семьи;
    3. индивидуальное консультирование, направленное на решение проблемных ситуаций психологического, педагогического и социального характера. Посредством консультирования оказывается помощь родителям в налаживании конструктивных взаимоотношений с ребенком и другими членами семьи. При этом в каждом отдельном случае специалисты учитывают уровень актуального развития ребенка-инвалида и перспективы его развития;
    4. семейное консультирование с элементами психотерапии: специалисты оказывают поддержку в преодолении эмоциональных проблем в семье, вызванных появлением «особого» ребенка. В ходе проводимых бесед специалисты способствуют формированию у членов семьи психического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя;
    5. индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей, подбирают, разъясняют, демонстрируют эффективные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка, такие, как игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.

    С целью повышения эффективности оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида, социальным педагогом и психологом разрабатываются и распространяются памятки, буклеты, рекомендации, подборки игр и конспекты занятий, а также родителям предлагается специальная литература и другие информационные источники.

    По результатам выезда специалисты Службы предоставляют отчеты по исполнению плана-задания и результатам реабилитационных мероприятий.

    Анализ деятельности мобильной социальной службы за последние годы показал, что значительно расширилась география обслуживаемой территории, и увеличилось количество обслуженных семей, проживающих на территории Октябрьского района и воспитывающих детей-инвалидов. Так, если в 2012 году специалистами Службы обслужено 28 детей-инвалидов, то в 2013 году этот показатель увеличился до 47 и за 10 месяцев 2014 года обслужен 21 ребенок-инвалид.

    География обслуженных населенных пунктов Октябрьского района изменилась следующим образом: если в 2012 году охвачено 6 населенных пунктов, в 2013 году – 11 населенных пунктов и за 10 месяцев 2014 года - 6.

    Специалистами Службы проведена первичная диагностика детей-инвалидов на дому, подготовлены и выданы рекомендации для родителей и психолого-педагогические представления на детей, что является весьма востребованным из-за отсутствия узких специалистов в населенных пунктах Октябрьского района.

    Тесное сотрудничество с учреждениями Октябрьского района, такими как: Администрация поселков, бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», бюджетное учреждение здравоохранения «Октябрьская районная больница» и др. способствовало выявлению семей с детьми-инвалидами, вновь поставленными на учет.

    Также социальным педагогом и психологом выявлены дети-инвалиды, неорганизованные воспитанием и обучением в образовательных учреждениях, оказана помощь родителям в подготовке документов на территориальный психолого-медико-педагогический консилиум с целью определения образовательного маршрута.

    На ΙΙΙ этапе реализации мероприятий проводится оценка степени удовлетворенности клиентов оказанными социальными услугами. По результатам анкетирования родителей выявлена высокая степень их удовлетворенности оказанными услугами (75% опрошенных в полной мере удовлетворены качеством оказания социальных услуг, 25% - скорее удовлетворены, чем не удовлетворены). Уровень компетентности специалистов родители оценивают на 10 баллов (по 10 бальной шкале).

    Таким образом, оказание помощи на дому семьям, проживающим на территории Октябрьского района и воспитывающим детей-инвалидов, является востребованным и становится эффективным благодаря функционированию мобильной социальной службы и тесному сотрудничеству и взаимодействию специалистов, в том числе психолога и социального педагога. Результаты опроса клиентов свидетельствуют об улучшении условий и качества жизни социально незащищенных категорий сельского населения, появления у них возможности получения социальных услуг по месту жительства.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

    Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

    Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

    1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

    ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

    Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

    Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

    Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

    «Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»

    Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....

    Рекомендации родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

    Никогда не жалейте своего ребенка из-за того, что он не такой как все, а больше дарите свою любовь и внимание....