Опыт работы "Инклюзивная группа “АИСТ” как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
материал
Опыт работы "Инклюзивная группа “АИСТ” как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастренко анна Сергеевна - учитель-логопед
МАДОУ №15 “Сибирячок” г. Канск
Инклюзивная группа “АИСТ” как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Контингент детей, с которыми я работаю в рамках службы ранней помощи – это дети раннего возраста, у которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными звуками (звукосочетаниями, звукокомплексами). Работу по сопровождению детей планирую, учитывая актуальный уровень речевого развития и особенности психофизического развития.
Для коррекции речи у детей с расстройством аутистического спектра, я применяю разнообразные методы, каждый из которых имеет свою специфику и подходит для разных уровней развития и потребностей ребёнка. Вот некоторые из наиболее распространённых методов:
1. Система альтернативной коммуникации PECS. PECS использую для тех детей, которым трудно овладеть речью. Система основана на обмене картинками: ребёнок указывает на изображение предмета, который он хочет получить, тем самым обучаясь передавать свои желания и потребности. По мере освоения метода, картинки заменяются словами, и постепенно ребёнок переходит от невербальной к вербальной коммуникации.
2. Музыкальная терапия. Музыка оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему и способствует развитию речи. Музыкальные занятия могут включать пение песен, ритмические игры, игру на музыкальных инструментах. Музыка помогает развить чувство ритма, мелодию и интонацию, что положительно сказывается на развитии речи.
3. Методы сенсорной интеграции. Эти методы направлены на улучшение обработки сенсорной информации, которая может быть нарушена у детей с РАС. Сенсорная интеграция включает в себя работу с различными ощущениями (зрительными, тактильными, аудиальными и др.), что помогает ребёнку лучше ориентироваться в окружающей среде и улучшает его способность к обучению.
Логопедическая работа с детьми с ДЦП направлена на развитие речевой функции, улучшение артикуляции, дыхания и общей коммуникации. Рассмотрим основные методы, используемые на занятиях:
1. Артикуляционная гимнастика. Используем специальные упражнения для тренировки мышц лица, губ, языка и челюсти помогают улучшить артикуляцию и чёткость речи. Упражнения могут включать движения губами, языком, щеками и челюстями.
2. Метод интенсивного вербального поведения. Этот метод основан на принципах прикладного анализа поведения и применяется для формирования и улучшения речевых навыков. На занятиях использую положительные подкрепления (поощрения) для стимулирования правильной речи. Метод включает в себя повторение звуков, слов и фраз, а также постепенное усложнение заданий.
Логопедическую работу с ребенком с синдромом Дауна я начинаю как можно раньше, чтобы максимально эффективно развить речевые навыки и облегчить процесс коммуникации. Рассмотрим основные методы, которые я применяю в ранней логопедической работе с такими детьми.
1. Интерактивные игры и игра на развитие слуха. Для того чтобы привлечь внимание ребёнка и стимулировать его интерес к общению, использую интерактивные игры. Мы вместе с ребёнком выполняем простые задания, сопровождая их звуковыми сигналами или короткими фразами. Это помогает развивать слуховое восприятие и ассоциативное мышление.
2. Альтернативные системы коммуникации. Когда речь затруднена или отсутствует, использую альтернативные способы передачи информации. К таким системам относятся:
- Картинки и символы: карточки с изображениями предметов или действий, которые ребёнок может показать, чтобы выразить свои желания или потребности.
- Жестовая речь: Обучаю базовым жестам, которые помогут ребёнку общаться до появления устной речи.
3. Сенсомоторная стимуляция. Для улучшения координации движений и развития моторики, необходимой для речи, использую сенсомоторные упражнения. Это могут быть:
- Артикуляционные упражнения: Тренируем мышц лица, губ и языка для улучшения произношения.
- Дыхательные упражнения: Развиваем правильное дыхание, необходимое для поддержания плавной речи.
- Мелкая моторика: Использую задания, направленные на развитие мелких движений пальцев, что помогает в дальнейшем формировании речи.
Организуя логопедическое сопровождение слепого ребенка, реализую комплекс мероприятий, направленных на развитие речи, коммуникационных навыков и социальной адаптации. Поскольку зрение у таких детей отсутствует или сильно ограничено, особое внимание уделяю развитию осязания, слуха и других сохранных анализаторов. Рассмотрим основные методы, используемые работе.
1.Ощупывание и тактильные ощущения. Основной акцент делаю на развитие тактильного восприятия. Использую различные материалы и объекты с разной текстурой, формой и размером, чтобы ребёнок мог их ощупывать и узнавать. Это помогает формировать представления об окружающем мире и развивать речь.
2. Звуковые ассоциации. Поскольку слух становится основным каналом получения информации, я использую звуковые ассоциации. Ребёнку предлагаются различные звуки (музыкальные инструменты, природные шумы, бытовые звуки), которые он должен научиться различать и ассоциировать с определёнными объектами или действиями.
3. Речь на основе осязательных ощущений. На занятиях использую специальные тактильные пособия, такие как рельефные буквы, фигуры и игрушки, чтобы ребёнок мог "читать" их руками. Это помогает сформировать связь между словами и предметами, что способствует развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды деятельности воспитателя детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Материал представляет собой описание различных деятельностей: воспитательно-образовательной, коррекцио...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Проект адаптации и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Земные ангелы»
laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове...

Кинезиологические упражнения как средство развития и социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Гимнастика мозга - современное направление в работе психолога, но также будет интересен и учителям и инструкторм по физической культуре, как средство формирования стойкой мотивации к занятиям физкульт...

О модели консультативного пункта психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста, на основе применения цифровых технологий: 3D – ДИАЛОГ: «Родитель-Ребенок-Педагог»
В данной статье рассматривается опыт дистанционной работы с применением цифровых технологий Консультативного пункта на базе МАДОУ Детский сад «Журавушка» г. Салехард, оказывающ...

Сборник программно-методических материалов к АООП ДО для детей с ЗПР "Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Сборник программно-методических материалов...
