Особенности психологии студентов СПО
статья

Ефремова Ксения Юрьевна

Особенности психологии студентов СПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihologii_studentov_spo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологии студентов СПО

А) Основные психологические особенности ранней юности (14-18 лет)

Формируется самосознание — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

Возрастает волевая регуляция.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная деятельность.

Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.

Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии —увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

Пренебрежение к советам старших.

Критиканство, проявление недоверия.

Стремление к самоуправлению, стремление заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости.

Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

Завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

Возникает первое чувство любви, дружбы.

Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Недостаточное осознание последствий своих поступков.
Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Б) Психологические особенности поздней юности

(18—25 лет) — зрелости в умственном, нравственном отношении

пик интеллектуальных возможностей;

стабилизация характера;

убежденность, сложившееся мировоззрение;

чувство нового;

смелость, решительность;

способность к увлечению;

оптимизм;

самостоятельность;

прямолинейность;

критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;

формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»;

овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности».

Для правильной постановки воспитательной работы преподавателю нужно знать особенности психологии учащихся. В средних специальных учебных заведениях учатся подростки.

Подростковый период - это период интенсивного формирования личности, индивидуальности человека. Этот период называют вторым рождением. Для юности характерны эмоциональность, смена настроений, бурные стремления, думы о подвиге, о бессмертии, поиск самопознания.

Подросткам не хочется делать то, что их заставляют. стремятся быть оригинальными, не похожими на окружающих. Эта непохожесть на всех бывает у них часто вымученной, нарочитой.

Преподавателю следует очень тактично показать, что и оригинальность бывает примитивна, доступна и её легче проявить, чем высокую простоту подлинной культуры. И если педагог будет чутким, внимательным, заботливым, он сумеет верно направить молодёжь.

Для преподавателя важно, чтобы учащиеся сами хотели делать то, что нужно ему, чтобы они стали его единомышленниками.

У учащихся чувства внешне проявляются ярче, чем другие психологические процессы. Они сказываются в выразительных движениях, в жестах, интонациях, тембре голоса. Радость сопровождается улыбкой, блеском глаз, выпрямлением фигуры, ускорением речи, повышением тона. При горе человек сутулится, тон понижается, темп речи замедляется, ухудшается дыхание. Страх выражается расширением зрачков, бледностью лица. При гневе учащийся краснеет, сжимает кулаки. Оттенки чувств проявляются по одному слову, интонации, жесту.

По глазам, по речи, по движениям, по мельчайшим деталям мы можем почувствовать горе, отчаяние, смятение учащегося. Педагогу надо развивать свою наблюдательность, она позволит лучше понимать молодёжь.

Нужно учитывать то, что в колледже на 1 курсе у подростка идёт переделка старых стереотипов: меняются педагоги, товарищи, требования, обстановка. Л. Павлов говорил: «Тяжёлые чувства при изменении обычного образа жизни,

при прекращении обычных занятий, при потере близких людей (друзей), при ломке верований имеют своё физиологическое обоснование в значительной степени в изменении, нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового». У первокурсников появляются чувства растерянности, сомнения, идёт нелёгкое приспособление организма к новым условиям. Под влиянием сильных отрицательных эмоций, перенапряжения нервной системы нарушается регуляция тонуса коронарных сосудов, происходит сужение сосудов, в результате у учащегося болит голова, падает настроение, он слабо усваивает материал, быстро его забывает. Поднять тонус, ободрить учащегося; формировать в процессе практической работы добрые чувства, моральный опыт, создавать условия, при которых знания переходят в убеждения,- это серьёзные задачи, стоящие перед преподавателем.

В 15-18 лет происходит самоопределение человека. В течение этого периода учащийся постепенно приобретает ту ступень психологической, гражданской зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой деятельности. Познавательные интересы становятся избирательными, приобретают более устойчивый характер; развивается наблюдательность; мысленная деятельность учащихся отличается обобщением, способностью познания закономерности окружающего мира. У учащихся формируются принципиальность, чувства долга, ответственности. Усиливаются сознательные мотивы в поведении, развиваются волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение контролировать своё поведение и владеть собой. Повышается интерес к важным моральным проблемам, юноши и девушки стремятся найти своё место в жизни, определить цель жизни, задумываются и дискутируют о том, что такое долг, счастье, дружба, любовь.

Возраст 15-18 лет - возраст большой энергии, энтузиазма, романтически окрашенного стремлениями героическим делам, идеалу.

Жизнь без идеалов мертва, в ней нет непрерывного сердечного биения, нет постоянного стремления вперёд; это не жизнь, сплошная цепь случайностей и бессмысленных капризов судьбы. М. Горький называл идеал посохом человека. Воспитание у учащегося идеала, а также воспитание характера требует длительных и систематических усилий, так как нужно выработать устойчивые, привычные нормы поведения.

«В каждом человеке,- говорил Ю. Фучик, - есть сила и слабость, мужество и страх, твёрдость и колебания, чистота и грязь». Преподаватель не должен забывать этого, строя свою воспитательную работу. Нам приходится иметь дело с разными характерами, с бесконечными человеческими несходствами, с неожиданными переменами в поведении. И в работе с подростками очень важно опереться на лучшее, что есть у них, тогда это лучшее будет развиваться более интенсивно. Чтобы стать мудрым наставником, надо желать и уметь вникнуть в историю жизни каждого, вслушаться в чуткую душу подростка, в её строй, особенный, неповторимый; знать, какими источниками, какой радостью, любовью она живёт. Это поможет найти именно те слова, которые нужны для убеждения учащегося.

А слова есть гордые, мужественные и сильные; если они брошены вовремя, из них вырастают человеческие подвиги. И наоборот, серые, будничные слова способны потупить у молодёжи страстные желания, кипучую напористость, волевое упорство, молодой азарт, высокий накал души.

Придя в колледж, подросток видит, что в колледже учится труднее, чем в школе. Он не всегда может справиться с учебными заданиями, а это приводит нередко к серьёзным переживаниям.

По учебной деятельности учащихся колледжа можно разделить на четыре группы:

первая группа — это подростки, которые не отличаются высокой успеваемостью, многие заучивают наизусть, не всегда внимательны, знания у них неполные;

вторая - это учащиеся, которые трудный материал проверяют на практике, связывают со старым; быстро находят себя в труде;

к третьей группе относятся учащиеся, обладающие абстрактным мышлением, высоким уровнем обобщения, они лучше усваивают теорию, но не ищут опоры своим знаниям на практике;

четвёртая группа - это учащиеся, гармонически сочетающие теорию и практику. У них широкий кругозор, им чужд трафарет, шаблон. Материал они оценивают с точки зрения теории и практики.

Кроме знаний, настоящий педагог вкладывает в душу учащегося нечто столь важное и доброе, с чем он уже не расстаётся потом всю жизнь. Каждый берёт от преподавателя то, что ему больше импонирует, но вместе тем есть основные качества педагога, которые невольно воспринимаются учащимися.

Эти качества всегда явственно видны в подростках отражёнными или преображёнными. Развивающаяся личность восприимчива, в ней идёт постоянный, не прекращающийся процесс становления, возникают новые черты характера, и какой она будет, многое зависит от преподавателя. Он проектирует характер растущего человека, горит неуёмным желанием внушить свои мысли тем, кого учит, старается им передать свои идеалы, убеждения.

Если учащийся упрям, груб, противопоставляет себя коллективу и взрослым, то он прежде всего несчастен, так как когда-то и кем-то была допущена серьёзная ошибка при его воспитании. Тяжёлый характер учащегося возник реактивно, как форма защиты от тяжело переносимых переживаний, иногда в ответ на изменение отношения со стороны окружающих людей, к которому подросток привык и которое было основой его эмоционального благополучия. Всякий «срыв» учащегося - это тяжёлый эмоциональный конфликт, даже если он внешне не показывает его. Нередко такой учащийся отвергает мысль о своих ошибках, а ссылается на обстоятельства, обвиняет окружающих людей. Педагогу нужно очень тактично указать подростку на его собственное неправильное поведение.

Очень большое значение имеет воспитание подростков в процессе общения со сверстниками. Если учащиеся чаще бывают со своей группой в общественных местах они привыкают к дружелюбному общению, уважительному, тактичному отношению к товарищам. При этом выявляются интересы, наклонности и способности отдельных учащихся; одни оказываются хорошими организаторами, другие - одарёнными певцами, чтецами, рассказчиками.

Научиться отдыхать также важно, как и научиться трудиться. Если мы не научим молодежь разумно отдыхать, значит, не научим разумно жить.

Не только учебные занятия, но и внеклассная работа обогащает духовную жизнь учащихся, делает её богаче, разнообразнее.

Иногда поиск прекрасного оборачивается поиском смысла жизни. Встреча с хорошей книгой, пьесой, музыкой - праздник для души человека. Учащиеся черпают людскую мудрость, взрослеют, сравнивают себя с героями, видят свои недостатки.

Ян Коменский провозгласил гордый девиз: «Человек должен знать, уметь понимать то, что имеет (в себе) целый мир».

Всякая радость познания мира приносит удовлетворение, возвышает и бодрит душу, поднимает над обыденностью. А.С. Макаренко говорил, что педагоги должны научить учащихся быть счастливыми, привить оптимизм.

Воспитание характера у учащегося, его мировоззрения, чувства ответственности, деловитости, осознанной преданности делу требует длительных и систематических усилий преподавателей. Научить учащихся ладить, дружить с людьми, быть доброжелательными к тем, кто рядом; воспитать активное отношение к жизни, ко всему, что вокруг, чтобы множить хорошее, бороться со злом, - долг каждого преподавателя, классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для студентов специальности «Гостиничный сервис» по дисциплине «Управленческая психология»

Задания в раздаточном материале "Разрешение конфликта" по дисциплине "Управленческая психология" представляет собой: анализ конфликтных ситуаций и тестовый вопрос с вариантами ответов. ...

Задания на контрольную работу по «психологии и этике в профессиональной деятельности» для студентов заочной формы обучения по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания»

Контрольная работа по "психологии и этике профессиональной деятельности" проводится с целью контроля усвоения дисциплины студентами самостоятельно. ...

Формирование познавательной самостоятельности студентов на уроках психологии

В данной статье перечислены виды и формы работы, которые позволяют максимально активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов на уроках психологии....

Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе,...

Презентация "Сложный возраст.Особенности психологии подросткового периода"

В презентации рассматриваются особенности подросткового возраста, характерные черты современных подростков...

Особенности психологии малых социальных групп

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между соц...