урок-экскурсия
план-конспект урока по обж (5 класс)

Аксёнов Геннадий Валентинович

Мастер-класс (урок-экскурсия)

Конспект урока

Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по ПДД. Сформировать убеждение в необходимости этих знаний. Научить учащихся использованию ПДД в повседневной жизни.
  2. Дать возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности при выполнении  практических заданий в реальных условиях.
  3. Формирование личной современной культуры безопасности законопослушного участника дорожного движения на основе осознания значимости безопасного поведения на дорогах.
  4. Понимание личной и общественной значимости выполнения требований Правил дорожного движения всеми его участниками.

Задачи урока:

  1. Выяснить, насколько хорошо учащиеся знакомы с правилами дорожного движения и как умеют применять эти правила в сложной дорожной обстановке.
  2. Продемонстрировать  в реальной  ситуации насколько важно правильно вести себя участникам дорожного движения (пешеходам).
  3. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для безопасного пребывания на городских улицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekskursiya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО

Урок по ОБЖ в 5 класс

Мастер-класс (урок-экскурсия)

Конспект урока

Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по ПДД. Сформировать убеждение в необходимости этих знаний. Научить учащихся использованию ПДД в повседневной жизни.
  2. Дать возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности при выполнении  практических заданий в реальных условиях.
  3. Формирование личной современной культуры безопасности законопослушного участника дорожного движения на основе осознания значимости безопасного поведения на дорогах.
  4. Понимание личной и общественной значимости выполнения требований Правил дорожного движения всеми его участниками.

Задачи урока:

  1. Выяснить, насколько хорошо учащиеся знакомы с правилами дорожного движения и как умеют применять эти правила в сложной дорожной обстановке.
  2. Продемонстрировать  в реальной  ситуации насколько важно правильно вести себя участникам дорожного движения (пешеходам).
  3. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для безопасного пребывания на городских улицах.

Формы и методы работы:

  • соревнование между командами на лучшее знание ПДД (викторина);
  • выполнение практических заданий на остановках № 1 ,2,3 и 4 (согласно намеченного маршрута);
  • конкурс капитанов;
  • ответы на вопросы учителя.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Этапы урока

  1. Организационный момент.
  2. Представление  команд:

– Светофорчики.
– Пешеходы.

  1. Творческое домашнее задание (придумать вопросы и загадки для викторины по  ПДД).
  2. Игра «Дорожные ситуации».
  3. Конкурс капитанов «Азбука улиц и дорог».
  4. Физкультминутка.
  5. Турнир для знатоков ПДД.
  6. Итоги.

Описание урока

  1. Урок рекомендуется проводить при теплой и хорошей погоде, когда основные темы по ПДД хорошо изучены, я провожу такие уроки в конце  1 и 3 четверти, перед выходом учащихся на каникулы.
  2. Форма проведения урока – урок-экскурсия, это соревнование-игра между командами на лучшее знание ПДД. Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда  набирает себе состав (условие, чтобы в команде были девочки и мальчики), заранее подбирает себе название, речевку, которая соответствует названию команды и выполняет домашнее задание  (задания выдаются учителем заранее,  соответственно намеченной темы и плана урока-экскурсии).
  3. Для урока готовится материал (Приложение 1), в котором могут быть представлены: вопросы, загадки, стихи, рисунки дорожных знаков, для викторины. К уроку учащиеся готовят домашнее задание. Для проведения викторины по ПДД каждый участник придумывает вопрос, свой дорожный знак  и загадку к нему, выполняет его рисунок или  разрешается скачать его с интернета и распечатать в цвете.
  4. Капитаны команд, совместно со своей командой, готовят 2-3дорожных ситуации, которые выполняют на практике члены другой команды. Каждая команда выполняет практическое задание на тему «Пешеход. Безопасность пешехода» на выбранном противниками участке  дороги с возможным вариантом поведения участников движения.
  5. Конкурс для капитанов команд «Азбука улиц и дорог» заключается в том, чтобы после окончания выполнения практического задания противником найти ошибки при его выполнении и показать на практике, как это необходимо выполнять.
  6. В ходе урока проводится оригинальная физкультминутка «Мы водители» ( которая соответствует  будущей теме урока). При этом ученики изображают автомобили, которые рано утром “проснулись”, “проверили тормоза”, “завели моторы” и поехали.
  7. Закрепляем полученные знания В заключение урока демонстрируется выполненный из бумаги макет города с дорогами, машинами, дорожными знаками, дорожной разметкой, домами, деревьями. Макет выполняется заранее на уроках труда.
  8. Благодаря компьютерным технологиям, урок получается красочным, познавательным, интересным для учеников и присутствующих гостей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рад вас приветствовать. Тема сегодняшнего занятия “ Пешеход. Безопасность пешехода». На протяжении нескольких уроков мы изучаем ПДД, и, я надеюсь, знаете вы их  отлично. Согласитесь, что знание, внимание и находчивость на дорогах  – залог безопасности дорожного движения, а улыбка и смех – это показатель здоровья и успеха в жизни.

Итак, начинаем наш веселый познавательный урок - экскурсию.

Сегодня встречаются две команды вашего класса. Давайте поаплодируем друг другу!

Представляю вам наше  жюри (3 учащихся из состава класса).

  1. Первая наша остановка – Пешеходный переход у нашей школы

(улица Димитрова).

Презентация команд.

СВЕТОФОРЧИКИ:
Светофор – дирижер,
Он любой решает спор.
Ярко день и ночь горит,
Всем понятно говорит:
Через пере-перекресток
Перейти легко и просто,
Только надо твердо знать:
На зеленый свет шагать.

ПЕШЕХОДЫ:
Пешеходов город полон
В день любой и час любой-
В детский сад идем иль в школу,
Возвращаемся домой…
Нас ходить дорога учит,
И она не подведет!
Каждый званье пусть получит:
ОБРАЗЦОВЫЙ ПЕШЕХОД!

С участниками команд мы познакомились. Чтобы успешно выступать в соревнованиях, спортсмены проводят РАЗМИНКУ. Вот и наша игра-соревнование начнется с разминки.

Какие дорожные знаки мы видим здесь? Как они называются? Какая разметка находится на проезжей части? Что она обозначает, о чем нам говорит?  (Члены команд отвечают поочередно на них)

Команды поочередно выполняют практическое задание, которое задают противники (перейти через дорогу на другую сторону; ожидание и посадка в маршрутное такси).

Капитаны команд оценивают правильность выполнения задания и представляют результаты в жюри.

  1. Переходим на вторую остановку (двигаемся по тротуару улицы Димитрова).

 Вовремя движения предлагаю ответить на вопросы и отгадать загадки  (по очередности, команды задают их друг другу).

Вопросы:

  1. Тянется нитка– на клубок не намотаешь.
  2. Путь следования транспорта общественного пользования?
  3. На нем перевозят людей и грузы.
  4. По нему ходят пешеходы.
  5. Волшебник перекрестка.
  6. Один брат другого догоняет, так и не догонит.
  7. По ней ходят при отсутствии тротуара.
  8. На нем ездят на экскурсии.
  9. На ней отдыхают машины.
  10. Кто питается бензином?

Задают по три загадки (приложение 1)

  1. вторая остановка (Перекресток улиц Красная и Димитрова)

Какие дорожные знаки мы видим здесь? Как они называются? Какая разметка находится на проезжей части? Что она обозначает, о чем нам говорит?  (Члены команд отвечают поочередно на них)

Команды поочередно выполняют практическое задание, которое задают противники (при переходе дойдя до середины дороги  вы видите, что приближающийся автомобиль не притормаживает; пройдите по тротуару соблюдая правила).

Капитаны команд оценивают правильность выполнения задания и представляют результаты в жюри.

  1. Возвращаемся в школу (двигаемся по тротуару улицы Димитрова)

Физкультминутка “ Мы водители”

  1. Проснулись, потянулись.
    Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
    Руки вверх - в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох .
  2. Заводим мотор.
    Ноги врозь, руки – в стороны.
    Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.
  3. Проверяем ремни безопасности.
    Ноги врозь, руки вдоль туловища.
    Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.
  4. Проверяем тормоза.
    Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.
  5. Поехали.
    Ходьба на месте, переходящая в бег.

Задают по три загадки (приложение 1)

 Турнир для знатоков ПДД.

Ответьте на забавные вопросы по ПДД. (Задает учитель)

  1. Во дворе Ваня встретил своего друга Мишу. Миша предложил ему: “Хочешь на” зебру” посмотреть?”. Миша, схватив Ваню за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы.                                   Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть “зебру” не в зоопарк, а на улицу?
  2. Подошли мальчики к перекрестку и замерли от удивления. Светофор, как всегда, моргал, но только одним своим глазом – желтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. “Наверное, сломался”, – подумали школьники.                                                                                                        Как вы думаете, что случилось со светофором?
  3. Саше приснился сон: будто в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.           – Вы что, живые? – спросил мальчик. А я тебя знаю, – сказал Саша дорожному знаку “Пешеходный переход”, – помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!                                                                          – Ну, это просто, – заговорили разом все знаки. – Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых все написано и нарисовано. И тут зазвенел будильник и Саша проснулся.                                                                           На сколько групп делятся дорожные знаки?
  4. Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина.                                          Как ты думаешь, что могло случиться? Где можно кататься на санках, коньках, лыжах?
  5. Шел Петя с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрестку и только собрались переходить дорогу, как Петя сказал: “Подождите, пропустим машину” И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята и спрашивают: “Как ты догадался?”
  6. Как автомобили могут “ разговаривать” с пешеходами? Как автомобиль “сказал” о повороте?
  7. Однажды Вовочка гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГАИ, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.
  8. Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГАИ не остановился на красный сигнал светофора? Каким еще автомобилям разрешено ездить на красный свет?

Жюри оглашает результаты соревнования.

Подведение итогов нашей игры-экскурсии.

Город, в котором мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Вот и подошла к концу наша экскурсия  игра. В ней нет победителей, и, по-моему, нет побежденных! Оценки получили… Всем большое спасибо за урок! До новых встреч!

Приложение № 1

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути…
(Дорожный знак)

http://luntiki.ru/uploads/images/e/2/c/7/5/b2629617e9.png



Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)

Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
(тротуар)

Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный …?                                                                                                На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки 
Постелили нам под ножки.
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали.
(Пешеходный переход)

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это — …
(Переход)

Грозно мчат автомобили, 
Как железная река! 
Чтоб тебя не раздавили, 
Словно хрупкого жучка, – 
Под дорогой, словно грот, 
Есть…
(Подземный переход)

Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар)

Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…
(Светофор)

http://luntiki.ru/uploads/images/2/4/0/3/5/dd659a1c95.png

Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт»
(Зелёный)

Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!»
(Красный)

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему — …
(Регулировщик)

http://luntiki.ru/uploads/images/7/b/f/1/5/0e6649585a.jpg

Машины мчатся. Тут же, вскачь,
Летит к проезжей части мяч.
Должны запомнить все, друзья,
Что за мячом …!
(бежать нельзя)

http://luntiki.ru/uploads/images/e/e/b/6/5/2e4779067f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)

Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...

Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

Урок английского языка "Meet British students" (урок-экскурсия)

Урок-экскурсия по Новочеркасску с использованием ИКТ, смарт-доски...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...