Статья «Использование образовательными субъектами информационных технологий на уроках ОБЖ»
статья по обж (8 класс)

Афанасьева Ирина Дмитриевна

В статье разбирается взаимосвязь образовательных субъектов, используемые информационные технологии на уроках ОБЖ, этапы их работы над повышением профессиональной компетентности в области ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_subekty_0.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование образовательными субъектами информационных технологий на уроках ОБЖ» Николаев А.Б.

Статья «Использование образовательными субъектами информационных технологий на уроках ОБЖ»

Перед тем как говорить о субъектах образования следует определить, а кто будет и может являться образовательным субъектом? В чем различие объекта от субъекта?

В педагогической литературе мы можем встретить различные формулировки объектов и субъектов образования. Но в этих определениях есть общее. Так объектом будет являться индивид, на которого направлена деятельность субъекта. В свою очередь субъектом будет индивид, являющийся источником деятельности. В данной формулировке образовательным объектом будет служить ученик, а субъектом – учитель. Ученик в таком случае пассивный, несамостоятельный индивид. А вся деятельность ложится на учителя, который лишает учащегося самостоятельных видов деятельности, ограничивает его мышление, тем самым, фактически нарушает права ребенка на самостоятельную образовательную деятельность.

Современная образовательная парадигма предусматривает переход от объект–субъектных отношений к субъект–субъектным отношениям (или субъектным отношениям). Смысл субъектных отношений заключается в том, что источником активности в деятельности служат не один индивид, и два: учитель и ученик.

В современной образовательной практике и теории образовательным субъектом называют индивида активного, самостоятельного, обладающего самосознанием и самооценкой, ответственного, выполняющего определенную роль в обществе, изменяющего вокруг себя мир. [1]

Из этого определения следует, что образовательными субъектами могут и должны быть: учитель – учащийся – родители.

Современный образовательный стандарт (Стандарт Второго Поколения) и Закон об Образовании четко определяет одной из целью образования, как создание условий для формирования субъектной позиции ученика через образовательную среду.

Учащийся должен переходить в образовательной среде от объекта деятельности учителя до субъекта своей жизни, к которой он сможет реализовать себя как профессионал, так и личность.

Проводимое анкетирование «Ценности человека (учащегося и учителя)» и наблюдение позволило выявить следующие проблемы:

  1. Учащиеся, являющиеся выпускниками школ (это 9-11 классы), не обладают в полной мере субъектной позицией;
  2. Во взаимоотношениях учащихся и учителей  с окружающими;
  3. Культура, как базис развития всего народа, является ненужным и незначительным в жизни учащихся и педагогов.

Все это проявляется в ответах на анкету и наблюдении. Это

подтверждается социальным и государственным заказами, требующие особое внимание обратить на освоение культуры народа подрастающим поколением. Одной из задач Новой школы является приобщение учащихся к культуре народа, создании условия для освоения культурного богатства своей страны.

Как этого можно достичь?

Достижение возможно лишь в сотрудничестве учителей, учащихся и их родителей, в совместной деятельности внутри школы и за ее пределами.

Выходом на данном этапе видится:

  1. Создание условий для активного включения родителей и учеников в жизнь школы;
  2. Практико-ориентированное обучение и воспитание, основанное на современных образовательных технологиях и информационных средствах обучения (Компьютер и Интернет)
  3. Взаимообмен опытом;
  4. Совместный поиск в диалоге выхода из ситуации – работа не на словах, а делом – через семинары, внеклассные мероприятия.
  1. (Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480с.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках музыки"

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации....

Статья "Использование информационных технологий на уроках математики.Из опыта работы "

ЗНАК- открытая тестовая среда, позволяющая обеспечить основные виды контроля качества предметных знаний учащихся и анализ результатов контроля ....

Статья «Использование информационных технологий на уроках истории»

Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...

Статья по теме применения информационных технологий на уроках математики

Статья для учителе по использованию ИКТ на уроках...

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Статья Использование ИКТ и игровых технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности

В статье описан опыт использования приложения Kahoot и Plickers на уроках английского языка...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....