Использование педагогических и информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности и качества знаний
учебно-методический материал по английскому языку

Ермоленко Анастасия Анатольевна

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. 

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогических и информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности и качества знаний

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. 

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

Учитель находится в  постоянном творческом поиске, но урок  всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать – воспитывать – развивать. Одним из таких методов является  технология личностно-ориентированного  обучения, направленная  на  интеллектуальное  и нравственное  развитие личности.  Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на свой опыт, могу предложить следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;
  • излагать  учебный материал таким образом, чтобы он  расширял объём знаний  и преобразовал личный опыт каждого ученика; 
  • организовывать  учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • использовать различные формы  индивидуальной работы на уроке;
  • проводить  работу  с раздаточным материалом, работу в парах, группах,  работу с различными опорами;
  • группа  получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);
  • стараться  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;
  • обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку  результатов усвоения учащимися знаний, умений и  навыков;
  • чётко объяснять  домашнее задание  указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке,  использовать цвета по образцу. 

созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

 


Педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка

 

Взаимоконтроль. Педагог сообщает учащимся о взаимопроверке по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Учащиеся могут поменяться ролями. Состав пар на каждом уроке желательно менять.

Взаимный диктант. Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное. 

Заучивание наизусть. Сообщается задание, например: выучить стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения. Второй слушает говорящего. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями и помощью учителя. Первый ученик читает вслух первую строку стихотворения второй раз. Второй слушает говорящего. Первый ученик убирает книгу, второй по памяти старается воспроизвести строку. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения.

Магнитофонный опрос. Магнитофонный опрос является сильным фактором развития речи учащихся, он широко практиковался В. Ф. Шаталовым для увеличения времени говорения на уроке при проверке предметного материала.

Магнитофонный опрос применяется тогда, когда учащиеся выполняют задание. Ученик садится за магнитофон, включает его и начинает ответ, по окончании выключает его и садится на место. Проверка записи ответа производится после урока с учащимся. 

Обмен текстами. Учитель заготавливает короткие тексты, желательно с картинками. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Ученик знакомится с текстом, задает вопросы учителю, если что-то непонятно.
Ученики ищут себе пары. Один из учеников читает свой текст, другой слушает. Затем читает свой текст  второй ученик, а первый слушает. После этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников.

Отгадай, о ком говорим. Один из учеников выходит из класса. Оставшимся предлагается выбрать, о ком класс будет говорить. Выбирается один из учащихся. Вышедший возвращается в класс. Учитель предлагает начать описывать отгадываемого ученика. Ребята говорят по одному предложению. Процесс отгадывания заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.

Углы. Для проведения необходимо несколько помещений. На предварительном этапе педагог проводит изучение интересов учащихся. На уроке детям предлагаются различные занятия в разных углах класса и других помещениях. Дети объединяются в группы и занимаются по интересам. Так, на одном из уроков в  начальной школе одна из групп слушала музыку и пыталась определить ее название и композитора. Другая рисовала общую картину. Третья собирала из конструктора автомобиль. В четвертой группе один из учеников читал текст, двое других его слушали. Группа учеников пошла в библиотеку и просматривала видеофильм о животных. На занятии может присутствовать несколько преподавателей.

Шефы. Данный урок проводится сразу с двумя классами. Накануне старшему классу дается задание. Например, принять зачет по теме, которую младший класс уже изучил. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На уроке работа идет в парах: знакомство, вопросы по теме к старшекласснику, его объяснения, ответ подопечного, оценка.

Я – звезда.  Инсценировка получила широкое распространение в Японии. На первом этапе детям предлагается выбрать для себя любимую певицу или певца, диктора, комментатора и т. п. Ученик может потренироваться дома выступать под фонограмму. Выступление начинается с объявления ведущего и аплодисментов присутствующих. Моделирование процесса выступления любимой звезды вселяет в ребенка уверенность в своих возможностях, удовлетворяет чувство значимости, развивает позитивное отношение к людям.


Применение информационных технологий на уроках английского языка.

 

Информационные технологии обучения – это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Техническими средствами НИТО являются компьютеры, аудиовидеотехника и телекоммуникационная техника.

Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (информационных), экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

Известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков С.Г. Тер-Минасова отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функционально: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства» [3].

В такой ситуации проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков в школе представляется крайне важной. Необходимо привитие интереса к предмету. Ещё Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос – качество изложения, пафос – контакт с аудиторией, этос – отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актёра, и для преподавателя, чья роль подразумевает и два первых образа.

Для реализации задач коммуникативного подхода к обучению иностранному языку недостаточно владеть лексикой, грамматикой, фонетикой, необходимо располагать лингвострановедческими и паралингвистическими средствами языка. К ним относятся реалии стран изучаемого языка, а также различные коммуникативные движения (жесты, мимика и пр.), которыми носители языка могут дополнять и заменять речевые действия. Следовательно, эти средства информации, особенно имеющие национальную окраску, должны наряду с вербальными войти в практику преподавания иностранных языков.

 

Использование аутентичных видеокурсов.

Один из способов – использование аутентичных видеокурсов и видеоаппаратуры с её многочисленными полезными функциями, дающими преподавателю возможность применять различные технологии в работе с видеофильмами. Именно они помогают моделировать ситуации, при которых изучение языка проходит при погружении в культурную среду носителей языка. При драматизации (одна из технологий работы с видеокурсом) дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся быть речевыми партнёрами, т.е. совершенствуют коммуникативные навыки через общение на иностранном языке [2].

Доступный аутентичный видеокурс “Muzzy in Gondoland” – мультипликационный видеокурс о дружелюбном чудовище из космоса. На земле он встречает новых друзей: короля и королеву, принцессу Сильвию и смелого садовника Боба. Ещё один персонаж Норманн, живущий в башне с часами, появляется, чтобы объяснить наиболее трудные моменты иностранного языка. Данный видеокурс соотносится с программным материалом начальной школы и 5-го класса.

В средней школе рекомендуется использовать в качестве инструмента психологической разгрузки “BBC Essential English Guide to Britain” – насыщенный информативный видеокурс о путешествии молодой пары по Британии. Он даёт полезную практическую языковую информацию и расширяет фоновые знания, связанные с историей, культурой, искусством, географией страны.

“Follow me”– многоцелевой курс, охватывающий диапазон от начального уровня (1 – 30 уроки) до уровня свободного общения на бытовые темы (31 – 60 уроки). Он включает в себя развлекательные, драматические, документальные эпизоды.

“Family Album, USA”на примере семьи Стюарт знакомит с современной американской культурой, традициями, взаимоотношениями между людьми, привлекая внимание к особенностям американского варианта английского языка.

“Everyday conversation in English”рассказывает о впечатлениях зарубежного студента, приехавшего в Британию и поселившегося у семьи Харрисон.

 

Мультимедийные учебные пособия. 

Использование на уроках иностранных языков достижений информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Эффективным средством реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам является использование электронных учебных пособий. Объём такого пособия, по сравнению с аналогичным печатным, на порядок выше.

Электронные учебные пособия предоставляют учащимся гораздо более широкие возможности работы. Возможен выбор приемлемого уровня сложности, возможен переход на другой уровень сложности. Электронное пособие экономит время, позволяя обходиться без словаря. Гиперссылки помогают не просто перевести слово, а более подробно раскрывают понятие, давая материал справочного характера. Электронные пособия обладают большей интерактивностью, по сравнению с печатными, благодаря возможности навигации по информационному пространству пособия при помощи меню. Электронные пособия, содержащие интерактивные игры, анимацию, помогают решить проблему мотивации: занимательность, разнообразие заданий, смена видов деятельности, привнесение элементов творчества – всё это способствует оптимизации учебного процесса [6].

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебных пособий.

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента» особенно хорошо помогает в проведении фонетических зарядок. Учащиеся наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.

«Английский базовый курс» содержит около 60 текстов для аудирования на темы по истории, культуре, быту Великобритании и США, подходящих для средних и старших классов.

“English Course”скорее предназначен для индивидуальных занятий для обучения основам разговорного английского.

“Oxford Platinum”и «Английский. Путь к совершенству» – очень содержательные, богатые яркими ролевыми играми, фильмами и текстами.

«Учим английский язык»– шведский мультимедийный курс, рекомендуемый для детей от 3 до 8 лет, но некоторые материалы можно использовать и для других возрастных групп.

“Bridge to English”– компьютерная программа, разработанная в Великобритании. Соответствует программным требованиям средней школы, помогает развивать умения и навыки учащихся по всем четырём речевым аспектам.

“Way ahead”– интерактивный CD-ROM к британскому УМК авторов Mary Bowen и Printha Ellis.

Macmillan English Dictionaryи Macmillan Essential Dictionary – эти компьютерные версии словарей дают возможность, и прослушать правильное произношение слова, и совершенствовать свои фонетические навыки.

 

  1. Компьютерные презентации. 

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ, слайд фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [1]:

  • повысить мотивацию учащихся;
  • использовать большое количество иллюстративного материала;
  • интенсифицировать урок;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

 

Интернет на уроках английского языка.

 

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Но, не смотря на это, давайте не будем забывать, что компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий – это один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке. Но в реалиях нового тысячелетия использование достижений информационных технологий необходимо.

 

Используемая литература                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.
  2. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видеокурсов в обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006.
  3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.
  4. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.
  5. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. – Иностранные языки в школе. //№5, 2005.
  6. Северова Н. Ю. Электронные учебные пособия.– Английский язык. – 1 сентября //№4, 2006. 
  7. Амонашвили Ш. А. Постигательная и образовательная функция оценки школьников./ Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: 1984.
    8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы.//Ин. языки в школе. 2002. №2, с.11.
    9. Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие.// М.: Педагогика, 1989.
  8. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.//М.: Танио, 1989.
    11. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.// Издательство Каро, Санкт-Петербург, 2005.
  9. Куценко-Барскова Л. Б. Методологические проблемы и аспекты региональных инновационных моделей.// Инновационные модели школы: Учебно-методическое пособие. СПб, ЛОИРО. 2003, с.8.
    13. Международный ежегодник по технологии образования и обучения.// 1978/79.Лондон – Нью-Йорк, 1978, с. 258.
  10. Плахова Л.М. Личностно-ориентированное образование и задачи гимназии в наступающем учебном году.//Педсовет: Идеи, методики, формы. М. Центр «Педагогический поиск», 2000, с.125.
  11. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2001. №2, с.14.
  12. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.
  13. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Ин. языки в школе. 2000. №1, с.4.
  14. Полат Е. С. Разноуровневое обучение.// Ин. языки в школе. 2000. №6, с.6.
    19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998. 
  15. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения.//Учебное пособие, СГАУ, Самара, 1995. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...

«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспе...

«Внедрение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»

Игровая деятельность стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся. При создании благоприятных морально-психологических условий; при усвоении материала на основе многократной проработки ...

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Современная система образования открывает новые горизонты и возможности и в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. Только  лишь, владеющий современ...