«Внедрение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»
статья по английскому языку на тему

Игровая деятельность стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся. При создании благоприятных морально-психологических условий; при усвоении материала на основе многократной проработки  в игровой форме происходит воспитание успешного иноязычного речевого партнера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение игровых технологий на уроках английского  языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»

Мир развивается по пути интернационализации. Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Он стал средством мирового общения и используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Огромное количество информации во многих областях науки появляется именно на английском языке, при этом далеко не все способны при необходимости изучить и проработать эту информацию, поэтому в настоящее время знание иностранных языков это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни.

Учащиеся имеют невысокую познавательную активность, вследствие чего и потребность в изучении  английского языка проявляется слабо.   В связи с этим необходимо было найти такие формы работы, которые позволили бы повысить ту ценную мотивацию учащихся, в которой главное место занимают познавательные мотивы  и стремление к познанию. Для достижения этой цели необходимым условием является использование игровых технологий в процессе обучения. Применение игровых технологий на уроках английского языка преследует комплексную реализацию познавательной, практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей, является средством самореализации и самоопределения учащихся.

Работа с применением игровых технологий осуществляется с учетом принципа дифференциации  и интеграции обучения языку разным видам речевой деятельности.

     Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным.    Игра является способом создания положительной мотивации и общении на иностранном языке. У детей развивается устойчивый познавательный интерес через разнообразные игровые формы обучения. Игровые занятия требуют напряжения эмоциональных и внутренних сил. Но для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. Результативность игровых занятий зависит от систематических и целенаправленных заданий и упражнений.

          Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.

Игровые моменты помогают возбуждению эмоций у учеников – удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от  получения результата.

Развитие речевых способностей учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках английского языка  игровых технологий.

 Это развитие обусловлено:

  • создание  благоприятных морально-психологических условий обучения каждого;
  • обеспечение более высокого уровня знаний учащихся, сознательной мотивации учения, интереса к предмету, положительного эмоционального отношения к уроку;
  • усвоение материала на основе многократной, последовательной его проработки.

       Развитие творческого мышления  в процессе  внедрения игровых ситуаций, осуществлялось мной в системе уроков английского  языка, а также во внеурочной работе по предмету.

Сущность работы заключается в воспитании ученика как успешного иноязычного речевого партнера, обладающего коммуникативной компетенцией.

Новизна работы проявляется в отказе от традиционных установок в преподавании английского языка, в стимулировании деятельности самого ученика, его самостоятельности, развитии критического и творческого мышления, внутренней мотивации, использование компьютера.

Трудоемкость работы  заключается  в умении находить такие формы игровых ситуаций, которые делали бы их (игровые ситуации) легко усвояемыми, интересными, понятными, близкими ученикам, при этом не являлись бы просто «потешающими».  

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Реализовать эту задачу помогает технология личностно-ориентированного обучения.

 Урок должен быть направлен на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика; на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога).

Процесс обучения школьников дисциплинам языкового цикла должен быть выстроен в виде системы личностно-развивающих учебных ситуаций.

 Такие ситуации можно представить и реализовать через игровую деятельность (ролевые игры и их модификации).

Игровая деятельность является стержнем для развития речевых способностей учащихся.

Именно игра, позволяет обыгрывать  на  иностранном  языке  самые  разные  ситуации, использовать разнообразную лексику, позволяет учащимся отрабатывать речевые навыки и умения в разных условиях; ставит  учащихся в положение, когда  им  необходимо  использовать и развивать речевые навыки и умения;  является подготовкой к     использованию иностранного языка в многочисленных ситуациях реальной жизни; способствует созданию    благоприятной  психологической    атмосферы общения; помогает сделать урок более интересным и увлекательным; развивает    умственную     и     волевую     активность,     требует    большой концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.

В психолого-педагогической науке и практике разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка, которые являются основополагающими:

  • игра не должна быть образцом для механического подражания, это образец творчества;
  • в игре не пользуются системой оценок;
  • формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;
  • игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.

Игра на уроке – это увлекательное занятие. Атмосфера радости и увлеченности, ощущение посильности заданий способствуют развитию речи детей, помогают преодолеть стеснительность, которая мешает употреблять иноязычные слова в речи.

На уроке можно использовать разные типы игр:

  • игры с правилами,
  • творческие игры,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Игры с правилами и творческие игры. Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения.

        Примером игры с правилами является игра «Сделай наоборот»,  которая способствует развитию внимания, памяти. В игре принимает участие любое количество игроков. Какие бы команды не давались, делать нужно наоборот. Например, он говорит: "Stand up!", а нужно сесть, говорит: "Be fat", а нужно показать, что ты худенький и т.д. Те, кто ошибается, выбывает из игры или получает штрафную фишку (карточку). Выигрывает самый внимательный.

Примером творческой игры является игра «Кляксы»  помогает развитию воображения. Учитель (или один из учеников) показываю картинки, на которых изображены бесформенные кляксы. Дети пытаются увидеть, на что они похожи. I think, it is a crocodile. I think, it is a train.

Дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, которые я предлагаю им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. Ребёнок воспринимает предложенную ему задачу, как практическую игровую. Это повышает его умственную активность.

                Игра «Волшебная цепочка» способствует развитию логического мышления. На доске выписываются слова, логически связанные между собой, кроме одного.

        Учащиеся должны найти закономерность и выявить «лишнее» слово.

Cats,   dogs, pigs,   cows are domestic animals.

Elephants are wild animals.

Ролевые игры. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Примеры ролевых игр, которые применяются на уроках: «Знакомство».

Но необходимо соблюдать ряд условий, при которых игры будут способствовать активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка:

  • игры необходимо использовать в системе;
  • игры должны постепенно изменяться и усложняться;
  • игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;
  • форму и содержание игры необходимо выбирать, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;
  • в игры необходимо включать языковой материал из других тем с целью повторения;
  • необходимо подумать адекватную форму исправления ошибок;
  • для выбора игры необходимо учитывать её влияние на развитие психических, познавательных процессов, эмоций и воли, на формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.
  • формирование социокультурной компетенции и картины окружающего мира.

            Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей,  я лишь управляю учебной деятельностью.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе больше возможности для управления коммуникативной деятельностью школьников. Поэтому я включаю в урок игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания (например, соревнования, «аукционы» и т.д.). Влияя на эмоционально-чувственную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для коммуникативной активности.

        Как показывает практика, коммуникативная деятельность невозможна без умения строить общение. Для того чтобы научить ребенка общаться, можно использовать в работе игры, формирующие социокультурную компетенцию. Эти игры моделируют ситуации общения по тому или иному поводу, имитируют социальные отношения. Игры с помощью масок и пальчиковых кукол также могут способствовать формированию социокультурной компетенции. Общение может проходить на любую тему, которую мы с детьми изучили или изучаем, и, проводя урок, нужно организовать деятельность учеников таким образом, чтобы они не только отвечали на вопросы, но и сами задавали вопросы.

При организации игры следует разработать  такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время создают у ученика иллюзию свободы. Обязательно учитываю степень активности и участия каждого ученика в ходе игры. Постоянно меняются ведущие игры, роли, выполняемые учениками, а, следовательно, повышается интерес к игре, желание проявить себя.

Естественно, с игры не снимается ее дидактическая функция. В ходе контроля и оценки результативности учебной деятельности школьников в процессе игры осторожно использую различные формы поощрения. Нельзя скупиться на похвалу и доброе отношение к ученикам, но оценка должна быть дифференцированной и не должна превратиться в самоцель. Даже самая маленькая победа обязательно замечается и оценивается.

Необходимо помнить об условиях, стимулирующих творчество учащихся:

  • высокий эмоциональный уровень игры;
  • доверительное общение;
  • усложнение заданий;
  • введение новых приемов, правил;
  • поощрение импровизации.

Использование разных видов игр не только способствует росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, но и является фактором, определяющим высокий рейтинг этого предмета у учащихся.

При проведении игр на уроках английского языка учитель является организующей фигурой. Определяет вид игры и её место в учебном процессе: форму, время, необходимое для её проведения. Нужно вовлечь в игру как можно больше учеников, а затем выйти из неё, продолжая наблюдать за её ходом, давая при этом рекомендации и подсказки, если в процессе игры возникают затруднения.

Необходимо заметить, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная речевая деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

Подводя итог, я хочу отметить, что применяемые мною методические приемы с использованием игровых технологий в обучении, регулярное применение личностно-ориентированного подхода (в виде обязательного поощрения учащихся, индивидуального подхода  к каждому ученику, создания благоприятной эмоциональной атмосферы и т.д.) позволяют мне постепенно решать обозначенную педагогическую  задачу о развитии речевых способностей учащихся на уроках английского языка.

В завершение хочется сказать, что формула успеха обучения иностранному языку проста:

Механизм развития речевых способностей через использование игровых технологий  в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  КНИГА

«In the world of animals»

(игра для детей 7-8 лет)

                                       

SDC10768

Цель: 

  • расширение словарного запаса;
  • классификация  животных по месту жительства
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление конструкций: It is…., This is…, The….lives in the (on the)…, I have got…);
  • введение и активизация лексики по теме «Животные»
  • развитие диалогических навыков

Ход игры.

1) этап

Играют, все ребята одновременно. Они стоят, построившись в линеечку. В руках у каждого карточка с изображением животных. Учитель поочередно называет животных. Учащийся, у которого в руках карточка с названным животным, делает шаг вперёд, подняв её над головой и повторяя за учителем название животного. Учащийся, допустивший ошибку, выбывает из игры.

2) этап

         Каждому ребенку раздаются карточки с изображением животного. Задача  каждого - подготовить цирковое представление. На подготовку дается 2-3 минуты. Затем  учащиеся  поочередно выходят на «арену». Показывают карточку, при этом, называя животного «I have got a cat” и показывают, что их животное умеет делать “A cat can  run”.

3 этап

Используя дидактическую книгу, учитель просит ребят, вернуть животных в свои домики. Каждый учащийся берет свою карточку с изображением животного и  помещает её на ту страницу, где может обитать это животное, при этом, не забывая назвать животное и сказать, где оно  живет.

Например:

I have got a cow

The cow lives on the farm.

4 этап.

Конкурс- Who is the most attentive?  (Кто самый внимательный). Учитель, незаметно для учеников, вставляет карточки с животными на неправильные места обитания (например, корову в лес, тигра на ферму и т.д.), и предлагает ребятам стать самым внимательным, поставив все карточки на правильные места, при этом не забыв сказать, где они живут. Самый внимательный участник побеждает в этом конкурсе

Библиографический список

1.  Букичева О. Дидактические игры и дети.// Учитель. - №1. – 2006. – с. 62-64.

2. Епанчинцева Н.Д., Моисеенко О.А.  Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Белгород 2008

3.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.

4.  Ильина О.В. Интегрированный подход в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. – Смоленск, 2005.

5.  Каргопольцева О.И. Игра на уроках английского языка как средство развития коммуникативных способностей учащихся. – Боровичи, 2006.

6.  Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1989.

7. Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. – Минск, 2003.

8.  Лапухина Ю.В. Стимулирование и развитие творчества детей на уроках английского языка. – Новгород, 2001.

9.  Матковская И. Ситуация успеха: формирование творческой активности учащихся на уроках иностранного языка посредством конкурсных мероприятий.// Учитель.-№2. - 2006. – с.68-71.

10.   Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// Иностранные языки в школе. - №3. – 1987.

11.  Назарова Т. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников на уроках английского языка.// Учитель. - №6. – 2002. – с. 77-79.

12.   Назарова Т. Формирование эмоционального мира младшего школьника средствами игры на уроках английского языка.// Учитель. - №3. – 2002. – с. 71-72.

13. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

14. Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников.// Иностранные языки в школе. - №1. – 1999.

15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. – М.: Просвещение, 1991

16. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе. - №4. – 1999.

17. Салынская Т. Формула успеха.// Учитель. - №4. – 2006. – с. 58-59.

18. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 1981.

19. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

21. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения, Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 2000