Автономное существование человека в природе
методическая разработка по обж

Николай Меньшаков

Внеклассное мероприятие Автономное существование человека в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал учитель МБОУ Ушаковской СШ Меньшаков Н.Ф.

Категория обучающихся: 6-7 кл.

«Внеурочное мероприятие» (сценарий).

   В разработке внеурочного мероприятия осуществляется деятельностный подход, формируется потребность применять полученные знания на практике во время проведения игры «Нижегородская школа безопасности – Зарница».

Тема: «Автономное существование человека в природе».

  Задачи мероприятия: Научить обучающихся пользоваться полученными теоретическими и практическими знаниями в экстремальных условиях. Обеспечивая выживание человека в природе.

  Цели мероприятия: 1. Развить практические навыки и умения в пользовании необходимыми предметами в экстремальных ситуациях.

2. Закрепить основы оказания первой помощи.

3. Способствовать развитию речи и мышления (анализ ситуаций, обобщение, умение делать вывод).

4. Воспитание силы воли, привитие бережного отношения к природе, формирование чувства взаимопомощи.

 

  Участникам мероприятия предлагается проверить знания, полученные при изучении  тем курса ОБЖ, решая задания конкурсов.

  Количество человек, принимающих участие в мероприятии делится на несколько групп, в зависимости от количества участников. Бороться за выживание в группе легче, чем в одиночку. После конкурсов каждому будет ясно, сможет ли он выжить в экстремальных ситуациях.

  Группы должны выполнить задания и набрать определенное количество баллов, которые и определят способность каждого ученика сориентироваться и выжить в сложнейших ситуациях.

  Каждая группа выбирает капитана. Капитан наблюдает за активностью  каждого ученика в своей группе. Итоги конкурсов подводит жюри – 3 человека (ребята из старших классов). На мероприятии присутствуют директор школы, заместители директора, классные руководители. У директора школы в руках запечатанный конверт с минимальным числом баллов, которые и определят «выживаемость» в экстремальных ситуациях и умение применить полученные знания в практической жизни.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ.

  Конкурс 1. – Разминка.  Каждая команда выбирает карточку с вопросом. В течение 3 минут обсуждает вопрос и затем дает ответ. Максимальная оценка – 5 баллов.

Предлагаемые вопросы и ответы:

1. Какие способы получения огня вам известны? ( с помощью спичек, трением, с помощью искры при ударе камень о камень, железа о камень).

2. Какие способы добывания пищи в лесу возможны?(охота: копье, силок, лесные ямы; рыбалка: копье, самодельная удочка, руками, невод; сбор ягод, грибов, съедобных растений).

3. Какие съедобные и ядовитые грибы вам известны?  (белые, шампиньоны, опята, сыроежки, лисички, волнушки, маховики, маслята, грузди, подберезовики, подосиновики – съедобные; бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ложная лисичка, поганка зеленая – ядовитые).

4. Назовите съедобные лесные ягоды, которые вам известны. В чем их ценность?  (лесная земляника, черника, клюква, брусника, черная и красная смородина, малина, ежевика, калина, рябина).  Лесные ягоды отличает богатый химический состав: лимонная, яблочная, муравьиная кислота, содержание витаминов, редкие органические соединения: янтарная кислота. Они оказывают тонизирующее, бодрящее , укрепляющее действие.

  Конкурс 2 – Письма с рассказом. В школу пришло 5 писем с просьбой помочь разобраться в сложившихся ситуациях (каждой команде на выбор). Прочитав рассказ, нужно найти не менее трех способов выживания в той или иной ситуации, либо найти три ошибки автора. Посоветовавшись друг с другом, через 5 минут необходимо дать ответ. Максимальная оценка – 6 баллов.

Примерное содержание рассказов.

  1. Заблудился. Я не очень был внимателен на уроках ОБЖ и не знаю, как можно выйти из леса, если заблудился. Я помню, что можно определить направление по муравейнику, по мху на стволах деревьев, по годичным кольцам на пнях, ветках на деревьях. А как это сделать?

  2.  В поход. Собрались мы в поход, а палаток в школе только две трех-местные на 20 человек. Как нам разместиться всем на ночлег в лесу? Укажите не менее трех способов ночлега в лесу.

  3. Рыбак на льдине. Сижу на льдине, комары совсем заели, лягушки кричат очень громко, так, что не могу заснуть. Да и боюсь спать: вдруг льдина расколется, тем более что какая-то рыба стучит по льдине снизу. Вот и решил вам написать письмо. Найдите три моих фантазии.

  4. Как достать воды? Пошел я однажды купаться на озеро километра за четыре. Мама сказала: «Возьми с собой воды, так как дорога длинная, а погода жаркая». Но я не послушался. Дошел до озера и очень захотел пить, но вижу, что вода в озере мутная. Что делать? Я вспомнил, чему нас учили на уроках ОБЖ, и нашел даже не один, а три способа утолить жажду. А вы, ребята, нашли способы избавления от жажды?

  5. Мое любимое занятие. Скоро конец учебного года. Я с нетерпением жду этого. Уже в начале июня я пойду в лес за земляникой, а маме нарву ландышей и ромашек. Может, попадутся подберезовики, подосиновики: они всегда растут на опушке леса. Укажите ошибки.

  Конкурс 3 – Что важнее?  Из представленного перечня предметов выбрать пять, на ваш взгляд, наиболее необходимых, которые помогут вам в трудную минуту выжить в экстремальной ситуации.  За каждый предмет начисляются баллы в зависимости от ценности предмета. На выполнение этого задания отводится 3 минуты (дать обоснованный ответ).

  Каждой команде предлагается карточка с перечнем предметов: зубная щетка, тарелка, спальный мешок, нож, ремень, носовой платок,  наручные часы, котелок, зубная паста, полотенце, спички, йод, ложка, кружка, компас, мыло с мыльницей, бинт, расческа, вата, фонарик.

Таблица оценки:

1. Нож, спички – 10 баллов.

2. Котелок, компас, бинт, йод – 5 баллов.

3. Наручные часы, кружка, спальный мешок – 4 балла.

4. Ремень, тарелка, мыло с мыльницей – 3 балла.

5. Расческа, ложка, полотенце, вата, фонарик – 2 балла.

6. Зубная щетка, зубная паста, носовой платок – 1 балл.

  Конкурс 4 – Волшебный узелок.  В небольших мешочках находятся по два предмета из стекла, носовой платок, значок, гвоздь, газета, карандаш. Нужно объяснить, каким образом их можно применить в условиях автономии.

Максимальная оценка – 6 баллов. Время на подготовку задания – 5 минут.

  Конкурс 5 – Из чего заварен чай .Каждой группе предлагается определить компоненты заваренного чая (продегустировать, определить по запаху).  На стол выставляется по одной кружке с заваренными чайными сборами (три компонента). За три минуты нужно определить состав чая. Максимальная оценка – 8 баллов.

  Возможные компоненты для сбора: липа, мята, зверобой, чайный лист, медуница, кора дуба, лепестки роз, земляника, малин, смородина и др.

  Конкурс 6 – Помоги другу. Этот конкурс предполагает, что вы хорошо усвоили основы медицинских знаний, узнали, как оказать помощь себе, товарищу или кому-то из близких.

  На подготовку ответа отводится 5 минут.

  Перечень вопросов ( капитаны берут карточки с вопросами со стола жюри).

1. Оказание первой помощи при укусе ядовитых пауков и змей.

2. Оказание первой помощи при переломах.

3. Оказание первой помощи при ожогах.

4. Оказание первой помощи при солнечном ударе.

5. Оказание первой помощи при обморожении.

  Конкурс 7 – Творческий.  Нужно придумать запрещающие, предупреждающие и т.п. знаки, которые могут быть размещены в лесу.

  На проведение конкурса отводится 4 минуты.

  Максимальная оценка – 5 баллов.

  Каждой группе предлагается листы бумаги, фломастеры.

  Члены команд рисуют знаки и объясняют их значение.

   Жюри оценивает рисунки.

Подведение итогов мероприятия.

( 6 минут)

  Ведущий вместе с капитанами и жюри суммируют набранные командами баллы, определяют победителей, т.е. тех, кто сумел найти выход в экстремальных ситуациях. Для этого директор школы (или кто-то присутствующих на уроке) вскрывает конверт. Контрольная сумма баллов – 50.

  Ведущий поздравляет «выживших» в экстремальной ситуации. Капитаны команд оценивают участие членов своей команды в конкурсах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОБЖ в 6 классе, тема: "Автономное существование человека в природе"

Предлагаю разработку итогового урока в 6 классе по теме: "Автономное существование человека в природе". В разработку входит план урока и презентация. Форма проводимого урока - групповая работа учащихс...

План итогового урока в 6 классе:"Автономное существование человека в природе"

План итогового урока в 6 классе: "Автономное существование человека в природе", игра: "По следам Робинзона Крузо"....

Автономное существование человека в природе

Игра "Звёздный час" по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо"...

Тема: "Автономное существование человека в природе"

Серия уроков по выживанию в природе....

Автономное существование человека в природе.

Интегрированный урок - игра в 6 классе. Позволяет учителю обобщить, систематизировать и осуществить контроль знаний, полученных при изучении на уроках биологии и ОБЖ....

Автономное существование человека в природе.

Каждый человек во время отдыха стремится «выйти» на природу. Это поездки за грибами, прогулки по лесу, туристические походы, велосипедные и автобусные экскурсии, другие путешествия.   ...