Статья "Построй свой мир"
статья по обж (11 класс)

Современный мир жесток. Жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали. 

Данная статья - повод задуматься о том, как научиться понимать друг друга, ценить жизнь, уметь дарить улыбку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_postroy_svoy_mir.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением

французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

Статья

 «Построй свой мир»

Подготовила

учитель ОБЖ

                           Сгибнева Марина Алексеевна

2022 г.

«Будь не таким, как другие,

и позволь другим быть другими»

Хенрик Ягодзинский

В современном обществе все чаще мы слышим слова «толерантность», «терпимость», «терпимое отношение».

Так что же такое «толерантность» для современной молодежи, для подрастающего поколения? Можно ли найти пути решения межнациональных вопросов в молодежной среде? Какова реакция молодежи на межнациональные конфликты? Насколько молодежь ощущает напряженность между людьми и народами? Эти и многие другие вопросы в данном направлении волнуют не только психологов, педагогов, но и самих родителей.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям.[1]

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. [2]

К сожалению, за последние 7-10 лет именно в подростковой среде наблюдается скачок различных форм асоциального поведения: подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодёжных организаций, увеличивается участие подростков в различных политических митингах,  в т.ч. и несанкционированных. Все это связано с тем, что у молодежи утрачиваются прежние идеалы и духовные ценности, отношения между людьми становятся более жесткими и циничными и т.д. Многие юноши и девушки показывают низкий уровень терпимости к людям других национальностей по разным причинам: мнение взрослых, в т.ч. родителей; влияние  Интернет-ресурсов, где не всегда опубликовывается достоверная информация, собственная неприязнь к одноклассникам и ровесникам по необъяснимым причинам.

Для выявления уровня толерантности среди подростков 12-17 лет был проведен опрос в форме анонимного анкетирования.

Цель анкетирования -  выявить, что именно знает молодежь о понятиях «толерантность», «терпимость», «многонациональный народ».

В анкете были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, чем знаменательна дата - 16 ноября? (Международный день толерантности).
  2. Слышали ли Вы о Декларации принципов терпимости?
  3. Как Вы понимаете понятие «терпимость» и в чём отличие понятий «терпение» и «терпимость»?
  4. Конституция РФ начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Как Вы понимаете эту фразу?
  5. Знаете ли Вы историю своей семьи, свое генетическое древо?

По результатам анкетирования выявлено, что около 20% респондентов не слышали о понятии «толерантность» и очень отдаленно понимают понятие «терпимость»; 50% респондентов не знают историю своей семьи, своих предков и никогда не интересовались историей своего генетического древа.

И только 30% высказали свое мнение и отношение к толерантности четко и осознанно.

        Возникает вопрос - с какого возраста необходимо у ребенка формировать толерантность?

        Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но абсолютно точно можно отметить, что, в первую очередь, именно семья должна начать формирование данного понятия у ребенка, а во вторую очередь – образование.

Если в семье не принимается толерантность как собственная внутренняя установка, если взрослые члены семьи не придают толерантности должного внимания, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения не будет принимать других такими, какие они есть.

Поэтому, именно образование, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готова работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. Безусловно, это сложно. Но через игру, через совместные задания со взрослыми, традиции, быт можно добиваться того, чтобы ребенок учился видеть многогранность мира, не боялся быть отличным от других, не стеснялся своей национальности и гордился своим родом.

Например, можно уже в дошкольном возрасте родители вместе с ребенком могут составлять свое генетическое древо, узнавать национальное происхождение своих далеких предков, тем самым прививая не только интерес к своей семье, но уже с раннего возраста начать закладывать у ребенка толерантность.

В младшем школьном возрасте целесообразно не просто проводить беседы, лекции по толерантности, но и вовлекать самих ребят в организацию и проведение различные мероприятия: совместные концерты, тематические праздники (например, «Особенности национальной культуры моего народа», «Национальные блюда» с дегустацией и пр.)

В среднем и старшем школьном возрасте осуждать с ребятами трудности адаптации людей разных национальностей в современном обществе, проводить тематические диспуты, «круглые столы», организовывать различные мероприятия по данному направлению для младших и т.д.

        Наше подрастающее поколение – это главный ресурс государства. Каждое поколение вырастает в собственных социальных условиях, всегда отличных от предыдущих, для него характерны собственные специфические признаки и формы поведения. Наше будущее зависит от нашей молодежи.

Понимать, чем живет сегодняшнее молодое поколение – чрезвычайно важно. Ведь молодежь – не только значительная часть современного общества, но и Россия будущего. От того, какие уроки истории усвоены молодыми людьми, и какие стратегии жизненного успеха выглядят в их глазах предпочтительными, от того, является ли новое поколение наследником и продолжателем лучших национальных и мировых традиций, от его здоровья, умственного и нравственного развития, гражданской ответственности, уровня образования и культуры, реализации инновационного потенциала, – напрямую зависит, какой будет наша страна в ближайшие десятилетия. [3]

От того, насколько наша молодежь будет толерантна, зависит очень много в России и за ее пределами.

И в заключении, хочется привести цитату:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери.


Список использованной литературы:

1. Е.Н.Степанов, Л.В.Байбородова, А.А.Андреев, С.М. Петрова «Воспитательный процесс: изучение эффективности» (методические рекомендации)

М., Творческий Центр, 2011г.

2. Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов «Воспитание личности в коллективе»

М., Центр «Педагогический поиск», 2010 г.

3. Е.Н.Степанов,В.Н.Щербакова, Е.Н.Прейскурант, Н.А.Алексеева, М.Б.Ильина «Планирование воспитательной работы в классе»

М., Творческий Центр, 2011г.

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. https://www.un.org
  3. https://www.yabloko.ru
  4. https://moluch.ru
  5. https://hal.archives-ouvertes.fr
  6. https://znanija.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

Своя игра "Люби и знай свой город"

Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....

ЗАГАДОЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ДУША «Русская женщина, великая в своих подвигах и в своих несчастьях…» (по повести В.Г. Распутина «Живи и помни»).

   «Живи и помни» было названо лучшим произведением о войне, написанном к 30-летию Победы. Распутин нашёл необычный, малоразработанный поворот сюжета и характеров в нашей литера...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Викторина "Знаешь ли ты свой город, свой край"

Классный час о родном крае в 6 классе....