Игровые технологии с использованием ИКТ на уроках ОБЖ в общеобразовательных учреждениях
статья по обж

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения с использованием ИКТ позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии  с использованием ИКТ на уроках ОБЖ».

          Герасимова Ирина Григорьевна

     учитель  ОБЖ  МБОУ « Гимназии №3»

город Дубна, Московская область

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Цель – игровые технологии могут способствовать реализации следующих пунктов:

 1. Использование игровых технологий в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета; в качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.

2.Творческо-поисковая деятельность.

Большинству игр присущи  главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий,  активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г. Хазанкина, К.В.Маховой.
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция  (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»).

         Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

       Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игровые формы обучения с использованием ИКТ позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

       Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни,  формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Достоинства игровых технологий:

  1. воспитание познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
  2. формирование коллективной ответственности и  усилению работоспособности всех учащихся.

Положительное в применении учебных деловых игр:

  • учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
  • формируются знания, умения, т.е.учащиеся учатся применять свои знания;
  • послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельность.

         Результативность применения игровых технологий с использованием ИКТ на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Необходимые группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования,  который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

         Правильный подбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематических занятий.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1.В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

          Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока.

         Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ используется:  урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов, разгадывания ребусов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг» для учащихся 7-9 классов.

2.Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ  используются ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени». С использованием интернет - технологий  игры-путешествия носят географический, исторический, краеведческий характер. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. У учащихся рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

          3.В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления материала, контроля).

          При изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается  вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также  применяются  дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс). Серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления,  контроля знаний (КВН по правилам дорожного движения, « Здоровый образ жизни»). Предлагается детям разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

           Сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Это игры типа  «Что? Где? Когда?», «Суд над алкоголем», «Суд над курением» в 9-11 классах.  

Творческие сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

  Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники, собирают разнообразный материал познавательного характера с применением ИКТ. Применение информационных технологий на уроках, дает возможность у учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. На уроках, построенных с использованием ИКТ, успеха добиваются все, даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.

   4. Как технология внеклассной работы.

         В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ,  проведение  игры «Юные инспектора движения» сопровождается презентацией.

Команда ЮИД проводит урок-игру  в младшем звене школы.

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы и возрастает мотивация школьников  к изучению предмета ОБЖ.

                Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий с использованием ИКТ в  процессе обучения  повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности.

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время все школы России переходят на новый стандарт образования. Одно из направлений реализации стандарта образования второго поколения - использование в практике работы здоровьесберегающих...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Методические рекомендации по использованию инновационных методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году.

 Описание методических рекомендаций по использованию методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году, их правовые основы....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

   Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...

Статья: " Использование ИКТ на уроках технологии в образовательных учреждениях"

Статья:  "Использование ИКТ на уроках технологии в образовательных учреждениях"...