СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ: ДОВЕРЯТЬ ИЛИ ОТВЕРГАТЬ?
статья по обж

Танаева Оксана Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности отношения к современным техническим средствам общения  подрастающего поколения и педагогов. Обозначаются некоторые негативные факторы, влияющие безопасное поведение подрастающего поколения.

Сделан вывод о роли современных технологий в жизни.

Ключевые слова: безопасность, технологический прогресс, интернет, компьютерные игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ: ДОВЕРЯТЬ ИЛИ ОТВЕРГАТЬ?

Танаева Оксана Вячеславовна,

преподаватель – организатор ОБЖ,

Россия, г. Уссурийск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются негативные факторы, влияющие на безопасное поведение подрастающего поколения, связанные с развитием современных информационных технологий. Сделан вывод о роли современных информационных технологий в жизни.

Ключевые слова: безопасность, технологический прогресс, интернет, компьютерные игры, информационные технологии, культура безопасности.

Цель статьи – определение влияния на развитие подрастающего поколения современных информационных технологий.

О вопросах безопасности в современном мире говорится очень много. Для человечества проблема безопасности всегда выступала в первых рядах. Если наши предки думали о том, как не пострадать от стихийных бедствий, от животных и голода, то на сегодняшний день эта проблема возникает в вопросах интеллектуального и эмоционального развития, в вопросах меняющихся ценностей и мировоззрения, которые связаны с научно-технологическим развитием, в частности с информационными технологиями.

В нашей стране разработана «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» целью, которой является «обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации». Где одна из задач для достижения цели – создание специальных условий в образовательном пространстве для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций [6].

Это значит, что необходим новый подход, как к модернизации технологий обучения, так и к воспитанию культуры безопасности, связанной с внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс.

Под современными технологиями мы будем понимать ресурсы интернета, социальных сетей и электронной почты, цифровое телевидение, современные изобретения связи, онлайн – платформы, включающие  в себя новые образовательные возможности.

На просторах педагогического сообщества множество научно – исследовательских работ, статей, которые рассматривают влияние на развитие подрастающего поколения современных информационных технологий, во многих из которых звучит призыв к  педагогам не отвергать, а находить лучшие стороны научно-технологического прогресса.

Многие педагоги нашей страны стали свидетелями открытий 20 века и стремительно меняющегося XXI века и смело заявляют, что научно-технологические новшества – наше образовательное богатство, которое эффективно работает на развитие нашего и будущего поколения. Современные технологии, в том числе и информационные, в жизни сегодняшнего ученика выступают и как средство общения, и как источники информации. Интернет  пространство в этом списке играет ведущую роль, так как является средой, которая формирует образовательные интересы и социальные отношения. Таким образом, стремительно вошедшие в нашу жизнь современные информационные технологии делают ее комфортнее и разнообразнее.

Однако здесь необходимо обратить внимание на то, что  в режиме технологического прогресса для нашей молодежи происходить как познание нового, ведущего за собой поток интересующей информации и реализацию творческих идей, так и процесс, губящий неподкрепленное сознание, притупление чувства безопасности за свое здоровье и даже жизнь.

Большое количество педагогов 20 века, активно занимающихся преподавательской деятельностью сегодня, отмечают,  что интернет и современные средства связи, социальные сети стали большой проблемой для эффективной работы на уроке, несут в себе серьезную опасность. Они утверждают, что ученики зачастую не знают границ, им сложно остановиться, что информационные технологии подталкивают к урезанию их умственной деятельности.

Конечно, есть факты, которые подтверждают это мнение различными исследованиями:

Во-первых, мы можем говорить об уходе от реальности, чему способствуют компьютерные игры. Сегодня выбор игр достаточно широк: начиная от интеллектуальных и на прохождении сложных заданий, накоплении инструментов и достижении цели, заканчивая «экшенами» или играми аркадами. Следует согласиться с мнением кандидата социологических наук Е.Н. Куриленко, которая своей статье «Игровые практики в социальной реальности молодежи» отмечает, что игра становится частью жизни, то есть нормой для подрастающего поколения и заменяет им реальную жизнь [1, 158].

К сожалению, многие дети увлекаются игровым процессом, который вызывает зависимость, а как результат, они в дальнейшем не могут отличить реальный мир от виртуального мира. Все, что кажется таким простым и безопасным в игре, где есть возможность сохраниться или начать заново, представляет опасность в реальном мире. Дети начинают воспринимать реальный мир, как огромное игровое пространство, где прыжок с крыши на крышу или угон автомобиля является частью сюжета [2, 14].

Отсюда формируется обманчивое чувство уверенности в своем превосходстве, в безнаказанности. Притупляется такой обязательный навык для человека, как личная ответственность за свой выбор, навык контроля эмоций и времени. Притупляется инстинкт самосохранения, такие чувства, как боль и страх.

Таким образом, агрессивную опасность представляет бесконтрольное желание наших детей играть в виртуальном пространстве, так как молодое поколение, еще не сформировавшее в себе стойкие духовно – нравственные ценности, не всегда готов отличить правду или иллюзию и реальных ценностей.

Во – вторых – это свободный доступ информации. Первоначально можно решить, что в этом нет ничего плохого. Но вся ли информация, размещенная в свободном доступе, полезна детям? Разве родитель, который сутками работает, может проконтролировать, что читает его чадо? Вряд ли.

На этот факт, встречаясь с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года», обратил свое внимание и глава нашего государства. По мнению В.В. Путина, «информационные платформы начинают все больше и больше управлять сознанием, изучают своего клиента и подбрасывают ему то, что они считают нужным…и тот начинает принимать решения, даже не осознавая того, что им руководят».

Третьим пунктом, согласно исследованиям, является подавление психики, чувства страха. Подростки, опять же в силу своего возраста, крайне подвержены негативному влиянию. Достаточно взять ситуацию прошлых лет, когда в социальных сетях активно пропагандировалось общество «Киты», «Лисы», «Белые киты» и иные аналогичные группы, которые под предлогом некой игры заставляли подростков совершать самоубийства. Конечно, социальные сети стараюсь контролировать выпускаемый контент, но, где гарантия, что очередная группа «доброжелателей», как они называют себя, не найдет лазейку, чтобы влезть в мозг ребенка, зомбируя его, агитируя совершать запрещенные поступки? Таким образом, в силу возрастных особенностей взросления, отсутствия жизненного опыта, устойчивой психики ребенок просто не способен противостоять навязываемому мнению.

Четвертое. Отдельно следует отметить и тот факт, что социальные сети, которых насчитывается свыше десяти, негативно влияют на социализацию детей. Если обратить внимание, то многие подростки совершенно разучились общаться друг с другом. А зачем, если результата можно достичь простым нажатием кнопки – это легко, быстро, безошибочно и для достижения результата требуется минимум усилия и времени. Этот изъян развития современного ребенка провоцирует у него торможение коммуникативного навыка, в то время как государство обращает большое внимание на его развитие.

 Страдает социализация ребенка: ему сложно найти новых друзей не в сети, а, например, во дворе своего дома. Люди, общающиеся в социальных сетях, одиноки. У них могут быть миллионы подписчиков, сотни тысяч друзей, но они будут оставаться, пока им интересна информация, которую они видят на своем экране. Вряд ли такой человек способен встать на защиту своего дома, Родины, интересов государства. Вряд ли он сможет стать новым витком в развитии страны.

Говорить о негативных эффектах можно много. Однако, для современного общества технологический прогресс – это неотъемлемая часть развития. Никто из нас сегодня не представляет свою жизнь без интернета, современных гаджетов, интерактивного телевидения и.т.д.

При этом, многие педагоги говорят о строжайшем контроле и даже полном запрете использования  в образовательном пространстве учениками технических приспособлений, обучение при помощи онлайн – платформ или инструментов.

 Но есть и другие работники образования, считающие такие меры не конструктивными. Ближайший наш опыт массового дистанционного обучения показал, что за интерактивными медиа – будущее. Продвинутые пользователи интернет ресурсов предлагают нам, работающим с подрастающим поколением, сосредоточить усилия на формировании культуры использования современных технологий и культуры выбора, где главным качеством является личная ответственность. Другими словами, при решении обсуждаемой в статье проблемы одной из приоритетных задач для педагогов становится – формирование культуры безопасности у обучающихся при использовании современных информационных технологий.

Для этого необходимо удалить тотальное отрицание неизбежного и начать изучать, пробовать, внедрять новейшие устройства и активно подключать к этой работе ребят, идти с ними в ногу, научиться доверять.

Государство может много запускать различных проектов, давать распоряжений и рекомендаций, но никогда человек не будет на второй позиции, он всегда впереди. И именно педагоги, как флагманы формирования у учеников культуры безопасности в технологическом информационном мире, могут помочь достичь поставленной государством цели в вопросах научно-технологического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куриленко Е.Н. Игровые практики в социальной реальности молодежи// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2019. – №3. – С. 157–161.
  2. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии / К. Мюррей // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2000. — С. 132–140.
  3. Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. – 2020. – №6.2. – С. 81–83.

4. Первый русский. Царьград. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://tsargrad.tv/articles/slovo-i-delo-putin-vystupil-protiv-transnacionalnyh-cifrovyh-korporacij_320211

5. Канале яндекс-дзен «Про хорошо и плохо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://vk.com/@-206144702-komu-opasen-populyarnyi-internet-kanal-bez-pravil

6.  КонсультантПлюс[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:      

    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Современные технологии укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в казачьих классах МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, 27.03..2018

Статья содержит описание опыта по укрепления здоровья подрастающего поколения на примере организации физического воспитания в традициях казачьей педагогики...

Современные вызовы и угрозы. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.Безопасност...

Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения

В статье рассматриваются понятия «патриотизм», «гражданственность», выделяются разновидности патриотизма. Рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гр...

Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...

Воспитательный проект: «Современные методы воспитания подрастающего поколения по безопасности дорожного движения, в рамках работы отряда «ЮИД»»

Представляет собой План работы на учебный год для отряда ЮИД «Жезл». При реализации проекта необходимо донести полезные знания до юных участников дорожного движения в доступной форме с применением сов...