Применение технологии проектного обучения во внеурочной деятельности.
статья по обж (5 класс)

Горнова Юлия Вячеславовна

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В ходе этой деятельности происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, для данного возраста характерно более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, самооценке, а также умение работать в группах. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe-obuchenie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии проектного обучения во

внеурочной деятельности.

Горнова Юлия Вячеславовна, учитель ОБЖ,

Фадеева Елена Владимировна, учитель ОБЖ

ГБОУ СОШ № 309

 Центрального района Санкт-Петербурга

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В ходе этой деятельности происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Кроме того, для данного возраста характерно более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, самооценке, а также умение работать в группах. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.

Ценностное отношение к здоровью можно определить, как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (ЗОЖ, выраженный в желании ребенка заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения).

Именно проектное обучение содержит для этого большие возможности:

  • ориентация на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях;
  • предполагает решение проблемы формирования ценностного отношения к ЗОЖ, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки;
  • проявление ребенком в проектировочной деятельности своей самостоятельности, когда необходимо заявить свои собственные цели и согласовывать их с другими, заявить о своих трудностях и проанализировать их причины, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми, получить значимый результат.

На наш взгляд, проектное обучение является технологией, которая эффективно способствует формированию ценностного отношения к ЗОЖ. Поскольку именно она позволяет приобретать знания о ценности здоровья в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий – проектов, присваивать опыт поведения.

С целью формирования ценности здорового образа жизни у обучающихся 5 класса, нами, на основе технологии проектного обучения была разработана программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья».

Актуальность программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» обусловлена требованиями ФГОС и направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Направленность: Спортивно-оздоровительная. Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника.

Цель реализации программы: формирование ценности здорового образа жизни у обучающихся.

Задачи программы:

1. Формировать установки на ведение здорового образа жизни;

2. Развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

3. Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

4. Формировать представление о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном питании и его режиме; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

5. Развивать навыки конструктивного общения;

6. Обучать правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье;

7. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • осознавать и распространять информацию о необходимости ведения здорового образа жизни;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • уметь оценивать ситуацию на основе общечеловеческих ценностей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

Метапредметные результаты:

Познавательные

  • умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • умение формулировать цепочки правил;
  • Умение представлять информацию в различных формах: текст, таблица, схема, план, презентация, проект;
  • Овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний.

Регулятивные

  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
  • Уметь организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
  • Овладение составляющими проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • Умение анализировать и оценивать информацию и результаты собственного труда.

Коммуникативные

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи. дружбы и толерантности;
  • Умение организовать самостоятельную деятельность, деятельность в группе и выступать в роли участника, организатора.

Предметные результаты:

Знать:

- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно- капельным путем;

- способы сохранения и укрепления здоровья;

-особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

-основы рационального питания;

-влияние режима питания на здоровье;

-соблюдать общепринятые правила в семье, школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях;

-влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

-значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

Уметь:

-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

-использовать средства профилактики ОРВИ, клещевого энцефалита;

-определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;

-заботиться о своем здоровье;

-находить выход из стрессовых ситуаций. 

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

Технические средства: проектор, компьютеры, доступ к информационной системе связи «Internet».

Режим занятий

Программа предназначена для обучающихся 5-го класса. Данная программа рассчитана на проведение периодичностью 1 час в неделю, 34 часа в год.

Учебно - тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

3

3

6

2

Моё здоровье в моих руках

14

12

26

3

Заключительные занятия

2

2

Итого:

17

17

34

Содержание курса, методические рекомендации, деятельность учащихся

Разделы курса. Основные дидактические единицы каждого раздела

Время (ч.)

Методы и методические приемы

Способы организации деятельности

Виды деятельности учащихся

1.

Мотивация

Здоровье и здоровый образ жизни. Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

Рост различных заболеваний людей.

Заболевания и гибель зеленых насаждений города из-за усиления техногенного воздействия на атмосферу.

Осознание проблемной ситуации:

заболевания человека.

1

Мотивация на основе интерпретации стимульного символического материала.

Беседа о взаимосвязи продолжительности жизни и образа жизни.

Запись формулировок гипотез на доске.

Фронтальная работа с учащимися.

Осознание проблемной ситуации. Гипотетические ответы учащихся на следующий проблемный вопрос учителя: «Здоровье, всему голова?».

2.

Целеполагание

Продлить физически активную жизнь на максимально возможный срок  

2

Беседа, проблемная дискуссия; подведение учащихся к формулированию темы и цели проекта.

Работа в малых группах.

Самостоятельное формулирование темы проекта: «Здоровое будущее».

3.

Планирование этапов проектной деятельности, включающей:

поиск информации о факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья;

подготовку отчетов (исследовательских и творческих) по проекту.

4

Беседа, обсуждение возможных вариантов реализации исследовательской деятельности.

Групповое обсуждение этапов проектной деятельности. Фронтальная работа.

Самостоятельное составление плана работ по проекту:

- поиск и работа с различными источниками информации (в том числе использование Internet), содержащими актуальную информацию о здоровье человека, факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья;

- подготовка творческих мини-проектов;

- представление результатов исследования и творческой деятельности.

Определение критериев оценки докладов по мини-проектам.    

4.

Деятельность как система конкретных действий и операций.

Выполнение намеченных действий в ходе осуществления исследовательской и проектной деятельности, всестороннего анализа научных фактов и понятий.

20

Практический метод, включающий: обработку материала.

 Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.

Индивидуальные консультации; индивидуальная исследовательская и творческая деятельность учащихся.

Самостоятельное выполнение намеченного плана работ:

- подбор необходимой научной информации и ее первичная обработка;

-обработка результатов и их оформление;

-реализация творческих мини-проектов: фотосессия, мультимедийные презентации;

- подготовка к презентации и/или представлению мини-проекта;

5.

Защита проекта

Презентация, обобщение, защита мини-проектов.

Ответ на проблемный вопрос проекта:

«Здоровье - всему голова?».  

4

Доклады учащихся. Презентация творческих мини-проектов.

Взаимооценива-ние докладов учащихся.

Круглый стол, представление продуктов творческой деятельности учащихся.

Презентация учащимися продуктов своей проектной и творческой деятельности.

Взаимооценивание.

Формулирование ответа на проблемный вопрос.

6.

Обсуждение и получение итогового вывода по проекту

  

2

Проблемная беседа на основе полученных результатов по проекту учащихся. Объяснение.

Решение проблемных задач.

Фронтальная работа с учащимися.

Решение проблемных задач, раскрывающих смысл перечисленных понятий.

Итоговый вывод по проекту.

7.

Рефлексия

2

Беседа, самостоятельный анализ своей деятельности и оценивание своего участия в проекте.

Анкетирование.

Фронтальная работа с учащимися.

Анализ собственных действий в ходе исследования, самооценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы

Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература"  технологии проектного обучения (метода проектов)....

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...