Рабочая программа по ОБЖ 11 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)
рабочая программа по обж (11 класс)

Данченко Елена Владимировна

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных организаций составлена в соответствии Ф.З. "Об образовании в Р.Ф." № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями, Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_11_klass.docx61.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по     учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

на               учебный год

Уровень образования  среднее общее образование

Уровень программы  базовый

Класс   11

Срок освоения программы 1 год

Рабочую программу разработала преподаватель-организатор ОБЖ Данченко Е.В.

                                                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) для 11 класса составлена в соответствии:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. № 413, с изменениями и дополнениями;
  3. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, осовного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» №254 от 20 мая 2020г. с изменениями и дополнениями;
  4. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 №2/16-з);
  5. Рабочая программа к учебнику Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, М.В. Мурковой, А.Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень /авт.- сост. М.В. Муркова, А.А. Луховицкая. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021г.;
  6. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова;
  7. Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» г. Курчатова Курской области;
  8. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

Учебно-методическое обеспечение урока ОБЖ: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021г.

В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности обучающимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.

Данная рабочая  программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную  деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности   в   повседневной   жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Целью изучения и освоения рабочей программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей и задач обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ

Планируемые результаты освоения рабочей программы обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения тематики рабочей программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждого раздела рабочей программы.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности , антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты обучения:

  • проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • проявлять гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (Информация об изменениях: Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г.- Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613)
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты обучения:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
  • знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
  • знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
  • знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
  • умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина допризыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
  • знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

 

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Ученик на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
  • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
  • действовать согласно указанию на дорожных знаках;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
  • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
  • распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
  • описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
  • определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
  • опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
  • опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
  • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
  • соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
  • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
  • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
  • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
  • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации в условиях вооруженных конфликтов и  чрезвычайных ситуаций

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
  • приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

  • характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
  • объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
  • оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
  • объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
  • пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
  • распознавать симптомы употребления наркотических средств;
  • описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
  • использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
  • описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
  • описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
  • составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Культура безопасности жизнедеятельности

  • иметь представление о том, что такое риск и человеческий;
  • классифицировать риски, иметь представление о том, что такое человеческий фактор;
  • использовать знания о работе МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения и населения в целом.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
  • использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
  • оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
  • отличать первую помощь от медицинской помощи;
  • распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
  • оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
  • выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
  • действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
  • составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
  • использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
  • оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • классифицировать основные инфекционные болезни;
  • определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
  • характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
  • описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
  • приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
  • приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
  • раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
  • разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
  • оперировать основными понятиями в области обороны государства;
  • раскрывать основы и организацию обороны РФ;
  • раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
  • объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
  • описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
  • характеризовать историю создания ВС РФ;
  • описывать структуру ВС РФ;
  • характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
  • распознавать символы ВС РФ;
  • приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

  • комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  • оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
  • раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
  • характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
  • раскрывать организацию воинского учета;
  • комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
  • использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
  • описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
  • объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
  • различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
  • описывать основание увольнения с военной службы;
  • раскрывать предназначение запаса;
  • объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
  • раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
  • объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

  • комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
  • использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
  • оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
  • выполнять строевые приемы и движение без оружия;
  • выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
  • выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
  • приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
  • описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
  • описывать порядок хранения автомата;
  • различать составляющие патрона;
  • снаряжать магазин патронами;
  • выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
  • описывать явление выстрела и его практическое значение;
  • объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
  • объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
  • выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
  • объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
  • выполнять изготовку к стрельбе;
  • производить стрельбу;
  • объяснять назначение и боевые свойства гранат;
  • различать наступательные и оборонительные гранаты;
  • описывать устройство ручных осколочных гранат;
  • выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
  • выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
  • объяснять предназначение современного общевойскового боя;
  • характеризовать современный общевойсковой бой;
  • описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
  • выполнять приемы «К бою», «Встать»;
  • объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
  • выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
  • передвигаться по азимутам;
  • описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
  • применять средства индивидуальной защиты;
  • действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
  • описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
  • раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
  • выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

  • раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
  • объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
  • характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
  • использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

  • объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее.

Защита населения в условиях вооруженных конфликтов  и чрезвычайных ситуаций

  • устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму

  • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
  • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
  • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.

Культура безопасности жизнедеятельности

  • находить достоверные сведения в источниках информации;
  • анализировать и обобщать тематический материал;
  • принимать и реализовывать ценности безопасного образа жизни, бережно, ответственно и компетентно относиться к собственному здоровью.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

  • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Основы обороны государства

  • объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
  • приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

  • приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
  • определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
  • выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
  • выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
  • описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
  • выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
  • описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
  • выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
  • оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Содержание учебного предмета ОБЖ

Раздел 1.   Основы комплексной безопасности

Тема 1. Взаимодействие природы и общества

Этапы взаимодействия общества и природы. Проблемы взаимодействия общества и природы

Тема 2. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Экологическая безопасность. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Система органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Тема 3. Человек и окружающая среда

Природа человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Факторы экологического риска. Средства индивидуальной защиты в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Основные экологические знаки, используемые на территории РФ.

Раздел 9. Военно-профессиональная деятельность

Тема 4. Подготовка офицеров для ВС РФ. Порядок поступления в военные учебные заведения Российской Федерации.

Военное образование. Система военного образования России. Требования к поступающим в Высшие Военные заведения

Раздел 2. Защита населения в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Международное гуманитарное право и сотрудничество в области защиты населения

Задачи международного гуманитарного права. Вооружённые конфликты и история развития МГП. Женевские конвенции 12 августа 1949г. Основные положения конвенции. Защита детей в период вооруженных конфликтов. Гуманитарная деятельность МГП. Международная гуманитарная деятельность в оказании помощи пострадавшему населению. Международная гуманитарная деятельность России.

Тема 6. Система мониторинга чрезвычайных ситуаций

Мониторинг окружающей среды, атмосферного воздуха, сейсмической обстановки, лесных пожаров, промышленных объектов, радиационной обстановки, гидрометеорологических явлений, санитарно-эпидемиологической обстановки. Мониторинг и прогнозирование ЧС и их социально-экономических последствий.

Тема 7. Превентивные мероприятия по предупреждению ЧС на химически опасных и взрывопожароопасных объектах

Химически опасные объекты. Взрывопожароопасные объекты. Превентивные мероприятия по предупреждению ЧС на ХОО и ВПОО.

Тема 8. Противопожарная профилактика в лесах

Лесные пожары. Причины возникновения пожаров. Профилактика лесных пожаров.

Тема 9. Предупреждение наводнений и минимизация их последствий

Причины наводнений. Последствия наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнения.

Тема 10. Технологии спасения пострадавших при наводнениях и катастрофических затоплениях местности

Аварийно-спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений. Поиск пострадавших в условиях наводнения. Спасение и эвакуация пострадавших. Оказание пострадавшим первой помощи.

Тема 11. Технологии спасения пострадавших при землетрясении

Поиск пострадавших. Деблокирование и извлечение пострадавшим из-под завалов.

Тема 12. Обеспечение безопасности туристической деятельности

Туризм. Безопасность туризма. Значение туризма для молодежи. Безопасность в турпоходе. Выборы маршрута для пешего похода.

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму

Тема 13. Правовые основы и функции государства по противодействию экстремизму и другим противоправным действиям

Экстремизм. Терроризм. Противодействие терроризму.

Тема 14. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях террористических угроз

Правила при обнаружении подозрительных предметов, при подозрительных действиях, при получении угрозы по телефону. Обеспечение безопасности при стрельбе. Обеспечение безопасности при взрыве. Если вас захватили в заложники. Правила эвакуации

Раздел 4. Культура безопасности жизнедеятельности

Тема 15. Опасности и риски. Человеческий фактор.

Безопасность жизнедеятельности. Риск реализации опасностей. Риски и человеческий фактор.

Тема 16. Структурные компоненты, составляющие культуру безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности жизнедеятельности. Уровни формирования КБЖ. Структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Тема 17. Медицинское обслуживание в РФ. Основы медицинского страхования. Донорство крови

Медицинское  обслуживание в РФ. Основы медицинского страхования. Права застрахованных лиц. Донорство крови.

Тема 18. Основные признаки неотложных состояний у людей. Порядок оказания первой помощи

Неотложные состояния. Первая помощь. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Тема 19. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Искусственное дыхание. Непрямой (наружный) массаж сердца. Соотношение выдохов и нажатий при сердечно-легочной реанимации

Тема 20. Утопление. Оказание первой помощи при утоплении

Утопление. Виды и причины утоплений. Оказание первой помощи при утоплении (истинном, асфиксическом, синкопальном утоплении)

Тема 21. Отравления. Оказание первой помощи при отравлениях

Веществ, способные вызвать отравления. Первая помощь при отравлениях (алкоголем, угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой, пищевыми отравлениями и отравления грибами.)

Тема 22. Инфекционные заболевания

Классификация инфекционных заболеваний. Наиболее опасные инфекционные заболевания (холера, чума, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекции, малярия, гепатит А, брюшной тиф, бешенство, клещевой энцефалит).

Тема 23. Профилактика инфекционных заболеваний. Санитарно-эпидемиологический надзор

Профилактика инфекционных заболеваний. Виды иммунитета. Эпидемии. Правила поведения во время эпидемии. Санитарно-эпидемиологический надзор.

Раздел 6. Основы обороны государства

Тема 24. Безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз

Угрозы национальной безопасности. Государственная система национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности.

Тема 25. Основы обороны Российской Федерации

Оборона. Полномочия Президента РФ, органов государственной власти РФ и обязанности граждан в области обороны. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

Раздел 7. Правовые основы военной службы

Тема 26. Статус военнослужащего. Права и обязанности военнослужащих

Статус (правовое положение) военнослужащего. Права военнослужащих. Обязанности военнослужащих

Тема 27. Традиции Вооруженных Сил РФ. Воинские ритуалы

Традиции. Традиции ВС. Дни воинской славы России. Воинские ритуалы.

Тема 28. Призыв граждан на воинскую службу. Прохождение военной службы по призыву.

Порядок призыва на военную службу. Освобождение от призыва. Отсрочка от призыва. Сроки призыва. Медицинское освидетельствование. Призыв. Прохождение военной службы. Воинские должности. Права военнослужащих. Наказания за нарушения и уклонение от воинских обязанностей.

Тема 29. Прохождение военной службы по контракту

Служба по контракту. Требования к контракту. Условия контракта. Права. Военная профессия.

Тема 30. Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба. Место и сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Права и обязанности альтернативно служащих.

Тема 31. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ

Основания для увольнения с военной службы. Виды увольнения с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ.

Раздел 8. Элемента начальной военной подготовки

Тема 32. Основные виды стрелкового оружия, их назначение и краткая характеристика

Стрелковое оружие. Пистолеты. Пистолеты-пулеметы (ПП). Автоматы. Ручные пулеметы. Реактивные гранаты и гранатомёты.

Тема 33. Тактическая подготовка. Оборона. Наступление.

Тактические действия (удар, маневр, бой, огонь, оборона). Место, роль и задачи взвода в обороне. Тактические условные знаки. Наступление. Оказание первой помощи в бою.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

( с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы)

Название раздела

Кол-во часов

Тема раздела

Ко-во часов

Формы контроля

Основы комплексной безопасности

3

Взаимодействие природы и общества

1

Устный опрос

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

1

Человек и окружающая среда

1

Военно-профессиональная деятельность

1

Подготовка офицеров для ВС РФ. Порядок поступления в военные учебные заведения Российской Федерации.

1

Устный опрос

Защита населения в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций

8

Международное гуманитарное право и сотрудничество в области защиты населения

1

Устный опрос

 Система мониторинга чрезвычайных ситуаций

1

Превентивные мероприятия по предупреждению ЧС на химически опасных и взрывопожароопасных объектах

1

Противопожарная профилактика в лесах

1

Предупреждение наводнений и минимизация их последствий

1

Технологии спасения пострадавших при наводнениях и катастрофических затоплениях местности

1

Технологии спасения пострадавших при землетрясении

1

Обеспечение безопасности туристической деятельности

1

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

  Правовые основы и функции государства по противодействию экстремизму и другим противоправным действиям

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях террористических угроз

1

1

Устный опрос

Культура безопасности жизнедеятельности

2

Опасности и риски. Человеческий фактор.

1

Устный опрос

Практические занятия

Структурные компоненты, составляющие культуру безопасности жизнедеятельности

1

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

7

Медицинское обслуживание в РФ. Основы медицинского страхования. Донорство крови

1

Устный опрос тестирование

Тестирование

Устный опрос

Основные признаки неотложных состояний у людей. Порядок оказания первой помощи

1

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

1

Утопление. Оказание первой помощи при утоплении

1

Отравления. Оказание первой помощи при отравлениях

1

Инфекционные заболевания

1

Профилактика инфекционных заболеваний. Санитарно-эпидемиологический надзор

1

Основы обороны государства

2

Безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз

1

Устный опрос

Основы обороны Российской Федерации

1

Правовые основы военной службы

6

Статус военнослужащего. Права и обязанности военнослужащих

1

Традиции Вооруженных Сил РФ. Воинские ритуалы

1

Призыв граждан на воинскую службу. Прохождение военной службы по призыву.

1

Прохождение военной службы по контракту

1

Альтернативная гражданская служба

1

Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ

1

Элементы начальной военной подготовки

2

Основные виды стрелкового оружия, их назначение и краткая характеристика

1

Тактическая подготовка. Оборона. Наступление.

1

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

Рабочай программа по Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных организаций составлена...

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю.Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных организаций составлена...

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс (учебник Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов)

Рабочая программа к учебнику Э. Н. Аюбова, Д. З. Прищепова, М. В. Мурковой, А. Ю. Тараканова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных организаций составлен...