Урок ОБЖ в 7 классе по теме: "Наводнения, половодье"
план-конспект урока по обж (7 класс)

Наталья Васильевна Маринина

Урок ОБЖ  в 7 классе по теме: "Наводнения, половодье" знакомит учащихся с опасным гидрологическим явлением - наводнением.

Раскрывает учащимся необходимые сведения о видах наводнений, причинах возникновения и их последствиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по теме Наводнения21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №10                                                                                                                             Дата___________                                    

Тема урока: Наводнения, половодье.

Цель урока:
1. Ознакомить учащихся с опасным гидрологическим явлением - наводнением;
2. Дать учащимся необходимые сведения о видах наводнений, причинах возникновения и их последствиях.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть причины возникновения наводнений и их последствия;
- ознакомить с мерами по защите от наводнений.
Развивающие: - развивать память, умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;
 Воспитательные:
- развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

1 мин.

Приветствие учащихся

Проверяется наличие учеников и готовность класса к работе.

Приветствие учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими.

2.

Определение темы урока, постановка учебных задач.

4 мин.

Описание Всемирного Потопа: «В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».

Какова тема урока?

Прием «актуальности»:

- Для  чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем?

-Пригодятся ли эти знания в жизни?

-Где можно применить их?

-Характерна ли эта ЧС для нашей области?

Посмотрите на карту области.

Найдите и покажите районы, опасные по возникновению наводнений.

Предлагает продолжить фразу: «Думаю, что на уроке я узнаю...

Слушают.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы, определяя актуальность изучения темы.

Выполняют задание.

Продолжают фразу, формулируя задачи урока.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими.

3.

Открытие новых знаний.

20 мин.

а) Знакомство с определением.

- Русский художник- маринист Иван Константинович Айвазовский написал картину «Всемирный потоп». Посмотрите, пожалуйста, на неё (слайд) и ответьте на вопрос:

- Что же такое наводнение?

Сравните данное вами определение с определением в учебнике.

Запишите определение в тетрадь.

б) Причины наводнений.

По каким причинам возникают наводнения?


Учитель помогает выявить причины наводнений. Проверка по слайду.

Рассматривают картину.

Отвечают на вопрос.

Сравнивают определения, выявляют новое.

Записывают определение.

Называют причины наводнений:

-Интенсивные и продолжительные ливни. -Таяние ледников. -Прорыв внутриледниковых озер. -Сильные ветры. -Подводные землетрясения и извержения вулканов. -Деятельность человека.

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

4.

Самостоятельная работа с проверкой.

15 мин.

в) Классификация наводнений. 

Сейчас мы познакомимся с существующей классификацией: по масштабу, по причинам возникновения (слайд).

Проверим ваши знания (слайд). 1.В зависимости от причин возникновения наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах. А) половодье; Б) паводки; В) затор или зажор. Г) нагонные; Д) горные; Е) вызванные прорывом плотин; Ж) вызванные приливом; З) вызванные подводными землетрясениями. 2. По масштабам наводнения подразделяются на несколько видов. Найдите ошибку в данных примерах.

А) глубокие;

Б) низкие; 
В) высокие; 
Г) выдающиеся; 
Д) катастрофические;

Е) гигантские.

- Запишите в тетрадь классификацию наводнений по масштабу и причинам возникновения. 

Взаимопроверка знаний новых понятий (виды наводнений).

г) В чём опасность наводнений?

Каковы последствия этого ЧС?

Посмотрите на слайды и подготовьтесь ответить на эти вопросы.

д) Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,
Перед стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

Какие меры применяют по защите населения?

Записывают классификацию в тетрадь.

Взаимопроверка.

Ученики задают друг другу вопросы на знание определений.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Выступление подготовленного ученика с

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

5.

Рефлексия.    2 мин.

Какие понятия изучили на уроке?


Называют.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

6.

Итог.

2 мин.

Вы начали изучать тему «Наводнения». Прочтите, пожалуйста, рубрики самооценки на карточке, оцените свои знания, полученные на уроке.
Рубрики самооценки

  1. Я знаю, что такое наводнение.
  2. Я знаю причины возникновения наводнений.
  3. Я знаю причины последствия наводнений.
  4. Я знаю виды наводнений.
  5. Я знаю, как уменьшить вред от наводнений.
  6. Я знаю, как действовать во время наводнения, чтобы сохранить свою жизнь.

О чём ещё не узнали на уроке?

Это тема нашего следующего урока.

Как поработали?

Отвечают на вопросы.

Как действовать во время наводнения, чтобы сохранить свою жизнь.

Оценивают работу на уроке.

Коммуникативные:  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

7.

Домашнее задание.

1 мин.

*Знать определение, классификацию, последствия наводнений. * Составить кроссворд по определениям.

П.4.1, 4.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обж в 7 классе. тема:Наводнения.

урок обж для 7 класса. разработка с презентацией, раздаточным материалом....

Тема "Наводнения" урок для учащихся 7 классов

Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему материальному ущербу....

Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.

Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок в 7 классе Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.Задачи урока:-  познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    прои...

Урок по теме : "Наводнения"

Урок по теме : "Наводнения"...

Проверочные задания по теме "Наводнения" 7-8 класс

Проверочные задания по теме "Наводнения"...