Технологическая карта мастер-класса "Блокада Ленинграда".
план-конспект занятия по обж (10 класс)

Хуракай Венера Владимировна

Технологическая карта для проведения мастер-класса в формате "Разговоры о важном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx79.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса «Блокада Ленинграда».

Класс 10.

Тема: «Блокада Ленинграда».

Тип мастер-класса: открытия новых знаний на основе технологии критического мышления.

Формат проведения: «Разговоры о важном».

Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления с процессом обучения в блокадном Ленинграде.

Задачи мастер-класса: 

- научить различать сигналы тревоги в настоящее время и в период блокады Ленинграда;

- познакомить с понятием «Метроном»;

-развивать критическое мышление;

-развивать коллективизм;

-развивать ответственность;

-развивать патриотизм.
Планируемые результаты:

Предметные:

-развитие коммуникативных умений и навыков;

-развитие критического самостоятельного мышления.

Метапредметные:

-поиск и осознание причинно-следственной связи фактов между предметными областями ОБЖ, истории, русского языка;

-развитие патриотизма и гражданственности.

Личностные:

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие умения работать в группе и индивидуально;

-развитие умения оценивать свою деятельность;

-развитие чувства сострадания.

Необходимое оборудование:

-компьютер, экран, колонки, презентация, раздаточный материал.

Этап мастер-класса.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Стадия вызова. Приём «Рукопожатие».

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Венера Владимировна. Я сегодня проведу вам мастер-класс. Я попрошу вас о взаимном сотрудничестве. Вы согласны?

-Отлично, тогда протяните, пожалуйста, руки (просит крайнего ученика). Учитель держит за руки ученика.

-Я поделилась теплом своих рук и взгляда, а теперь вы поделитесь теплом рук и взгляда с соседом по парте. Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте и обмениваются взглядом (всем классом).

- Вы поделились волшебной силой через рукопожатие и обмен взглядом. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу и работать в команде. Вы готовы?

Приветствуют учителя.

Участвуют в мотивации.

Приём «Угадай-ка».

Частично-поисковый метод.

Приём «Риторический вопрос».

Приём «Риторический вопрос».

Стадия осмысления.

-На вашем столе лежат ребусы, попрошу вас разгадать и сказать мне, какая фраза спрятана в ребусе?

-Я вас попрошу прослушать аудиофайлы и подумать. Как называется прибор, прозвучавший в аудиофайлах?

-На столе толковый словарь Ожегова, найдите значение слова «Метроном» на странице 354. Что оно означает, и прочтите вслух.

-Чем отличаются звуки в аудиофайлах?

Демонстрирует видео про блокадный метроном.

-Прошу вас посмотреть на экран, прочтите вслух цитату Отто фон Бисмарка и определить о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии.

-Если речь идет об учителях, то кто еще с ними должен быть в логической цепочке событий?

-Как вы думаете, о ком пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

-А как вы думаете, чем занимались учителя и ученики в блокаду Ленинграда?

- А сейчас попрошу вас посмотреть видео.

-Прошу всех встать, объявляется минута молчания в честь погибших в блокаду Ленинграда.

- Не только учителя совершили подвиг во имя Родины, своего родного осажденного города, но и ученики не остались в стороне.

-А, что, по вашему мнению, есть подвиг? Обучение детей в блокаду  - это подвиг? Почему?

Релаксация для глаз.

-Теперь, приступим к следующему заданию. На ваших столах есть карточки, нужно составить логическую цепочку событий, найти пару и провести линию.

-Сейчас прошу внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, видео.

Видеообращение педагога.

Предлагаю подытожить наш мастер-класс.

-Пожалуйста, работаем в группах - соотнесите высказывания и определите принадлежность к цвету, я подобрала свечи под цвет критериев. У вас на столах имеются карточки с общеизвестными фактами, я буду зачитывать критерий и прикреплять свечу, ваша задача определить к какому критерию относится высказывание и прикрепить.

Факты и цифры  -872 дня, 125 грамм, «Дорога жизни»– белая свеча.

Эмоции, чувства, интуиция–страх, бессилие, надежда на спасение, отвага– красная свеча.

Достоинства и преимущества – героизм, выдержка, закалка характера – желтая свеча.

Недостатки и риски – гибель людей, голод, холод, каннибализм – черная свеча.

Творчество – «Ленинградская» симфония Шостаковича, Ольга Берггольц – зеленая свеча.

Подведение итогов – 08 сентября 1941-27 января 1944 – синяя свеча.

Задание для 2-ой группы - те же критерии, но другие показатели, принцип тот же.

Факты и цифры  -103 школы, 39 оставшихся школ, 60000 учащихся 1-6 классов, 30000 учащихся старших классов– белая свеча.

Эмоции, чувства, интуиция–взаимоподдержка учителей и учащихся, «забывая горе и заботы» – красная свеча.

Достоинства и преимущества – дети награждены медалью «За оборону Ленинграда», несмотря ни на что учились, орден Ленина лучшим учителям города – желтая свеча.

Недостатки и риски – худые детские ручки, отсутствие электричества, постоянный голод и холод, артобстрелы, учёба в бомбоубежищах – черная свеча.

Творчество – история мужества, стойкости и Победы, самая героическая и славная страница в истории советской школы – зеленая свеча.

Подведение итогов – учителя и ученики блокадного Ленинграда – синяя свеча.

-Спасибо за сотрудничество!

-Разгадывают ребус и проговаривают вслух.

-Проговаривают тему мастер-класса. Фиксируют цель мастер-класса.

Читают значение слова «Метроном».

Просмотр видеофрагмента.

Высказывают свое мнение.

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

Принимают участие в минуте молчания.

Отвечают на вопросы.

Принимают участие в релаксации.

Работают в паре, взаимопроверка по эталону.

Смотрят видео, высказывают мнение.

Принимают участие в рефлексии, высказывают мнение по эталону. Работают в группе.

Демонстрация видео ученицы, рассказывающей о процессе обучения в период блокады Ленинграда. Приём «Риторический вопрос».

Этап релаксации -здоровьесберегающая технология.

Приём «Перепутанные логические цепочки».

Стадия рефлексии. Приём «6 шляп» адаптированный под предмет ОБЖ.

Групповая работа.

Приложение 1.

C:\Users\1\Desktop\блокада ленинграда.png

Приложение 2.

Продолжительность уроков блокадного Ленинграда

103

Число школ в начале блокады Ленинграда

25 минут

Общее количество детей в блокаду Ленинграда

30 тысяч

Число учащихся 1-6 классов в начале блокады Ленинграда

400 тысяч

Количество учащихся старших классов в ноябре 1941 года

60 тысяч

Список использованных Интернет-ресурсов:

  1. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13367005135105762435&from=tabbar&reqid=1680614231750559-6016138256059110066-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-6-BAL-6093&suggest_reqid=877286613168060229942322941146695&text 
  2. https://fulledu.ru/articles/912_blokadnyy-leningrad-geroicheskoe-obuchenie-.html 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...