«Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»
план-конспект урока по обж

Орлова Мария Владимировна

Усвоение правил индивидуального и коллективного- безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_8_na_publikatsiyu.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение «открытого» урока по ОБЖ (по ФГОС) в 9 классе
Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»

Автор учебника: Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов и др. ,Москва «Просвещение» 2021

Учитель: Орлова М.В.

Больше – Алдаркинский филиал ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское

Дата проведения: 12.04.2022

Цель урока: Знакомство обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификациях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Задачи урока: 

Образовательная: дать определение понятий «оповещение населения», «эвакуация»; изучить структуру системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера; изучить порядок действий по сигналу «Внимание всем».  Развивающая: способствовать самостоятельному раскрытию новых сторон изучаемых явлений, проблем, умения видеть новое в уже известных фактах, развивать логику, мышление, творческие способности обучаемых.  

Воспитательная: формирование культуры мышления, культуры безопасности жизнедеятельности, ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Планируемые результаты

Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, творческой и других видов деятельности.  

Метапредметные умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности, умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Материально-техническое обеспечение:

1) федеральный закон №68 ФЗ 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 класс», под редакцией А.Т. Смирнова. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2021 г;

 2) презентация по теме урока «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения»;

3) видеоролики «ОКСИОН», «Что делать по сигналу Внимание всем!», «Эвакуация населения»;

4) мультимедийный проектор, компьютер; классная доска.

 5) раздаточный материал: опорные конспекты, схема «Система оповещения», инструкции и задания для групповой работы, карточки на столы «Приемный эвакуационный пункт», «Пункт выдачи СИЗ», «Штаб ГО и ЧС».

Формы организации работы на уроке:  коллективная работа, самостоятельная работа.

Используемые технологии: исследовательская, здоровье сберегающая, информационно-коммуникативная.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Актуализация знаний обучающихся;

 3. Изложение темы и целей урока;

 4. Изучение нового материала;

5. Закрепление нового материала;

6. Рефлексия;

 7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Опорные понятия, термины: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа Новые понятия: оповещение, эвакуация, рассредоточение, ОКСИОН

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Приветствие с обучающимися.

Психологический настрой обучающихся на урок.

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

2.Актуализация знаний обучающихся.

Проводит фронтальный опрос по основным понятиям, с целью определения темы урока:

1.Как называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей? (чрезвычайная ситуация ЧС)

 2. Какие виды ЧС вы знаете? (природные, техногенные и социальные)

3.Если бы я сказала, что причиной возникновения ЧС стала авария на производстве или пожар в здании, то какой вид ЧС, я имела в виду? 3.Какие виды ЧС техногенного характера Вы уже знаете, изучали на предыдущих уроках? (химическая, радиационная, гидродинамическая).

 Какая по Вашему мнению авария наиболее характерна для Тольятти, Самарской области? 4.Скажите, а как люди узнают о ЧС? (их информируют или оповещают) Приведите примеры

Отвечают на вопросы учителя

3. Изложение темы и целей урока

Учитель подводит итог и объявляет тему урока.

Итак, тема урока «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения»

Задачи: 1) познакомиться с понятием «оповещение», рассмотреть систему оповещения ГО; сигналы оповещения;

2) разобрать порядок действия населения по сигналу «Внимание всем!»;

 3) ознакомиться с системами оповещения населения ОКСИОН, локальной системой оповещения, функционирующей в нашей школе;

 4) ознакомиться с мероприятиями по организованному выводу населения из зоны чрезвычайной ситуации.

обучающиеся записывают тему в опорный конспект

4.Изучение нового материала

Обратите внимание на выборку из ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», представленную на Ваших столах. Для начала, остановимся на ст.18, которая закрепляет права граждан, в области защиты от ЧС. Мы разберем первые 3, а последующие и ст.19( обязанности граждан) будут Вашим домашним заданием . Итак, ст.18. граждане РФ имеют право:  на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

  использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;  быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Таким образом, защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с её правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

 Организация защиты населения от ЧС техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить:  оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и  возникновении чрезвычайной ситуации;  эвакуация людей из опасных зон и районов;

 инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др.

Первые две и будут подробным образом рассмотрены на нашем уроке. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование. Обратите внимание на ст.1. ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Что такое оповещение?

Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. Для этой цели создана и функционирует система оповещения ГО и ЧС Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации с помощью радио, телевидения и других технических средств передачи информации. Система оповещения ГО и ЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Система оповещения населения входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения. В настоящее время в Российской Федерации успешно функционирует система оповещения населения в местах массового пребывания людей ОКСИН «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения», которая имеет управление на всех пяти уровнях оповещения населения. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные устройства. Это – сигнал «Внимание всем!». Алгоритм действий по сигналу: Услышав длинные гудки звуковых оповещений необходимо: включить радио (на местную радиостанцию), ТВ на (местный телеканал), находясь в местах массового скопления людей - информация будет дублироваться на рекламных цветовых экранах, прослушать и выполнять рекомендации специалистов ГО и ЧС. Если пропустили часть сообщения, следует знать что информация передается циклически и неоднократно будут повторяться! Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учётом конкретных условий, в которых он оказался, сообразуясь со своими возможностями. При этом необходимо помнить, что есть набор стандартных рекомендаций по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, которые необходимо творчески использовать с учётом фактической обстановки. Кроме централизованной системы оповещения, на различных объектах экономики создаются локальные системы оповещения, Итак, система оповещения включает в себя технические средства оповещения, систему связи. Давайте разберем основные средства оповещения (слайд 10) Необходимо отметить, что в целом существующие системы централизованного оповещения обеспечивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и населения.

обучающиеся:

1) знакомятся с ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

2) записывают в опорный конспект определение понятия «оповещение»;

3) знакомятся с содержание понятия «система оповещения ГО и ЧС» Обучающиеся  изучают схему системы оповещения в РФ.

Обучающиеся просматривают видеоролик «ОКСИОН»

 Обучающиеся просматривают видеоролик «Что делать по сигналу Внимание всем!» После просмотра видеоролика обучающиеся записывают в тетради алгоритм действия по сигналу

Привожу пример функционирования двух локальных систем оповещения школы: в автоматическом режиме (пожарной безопасности» и с помощью речевого сопровождения

5.Динамическая пауза

Учитель проводит разминку «Действия населения при внезапном наводнении»

Наша разминка будет непосредственно по теме. Представьте, что мы проживаем с Вами в районе расположения ГЭС  на которой произошла авария, что вызвало внезапное затопление местности. Мы сидим с Вами перед телевизором и вместо фильма появляется текстовое сообщение о случившемся. Кроме того, на улице слышен протяжный звук сирены. Какими будут наши действия? Правильно? Встаем, идем, бежим на верхние этажи, крышу, возвышенности. Надо отдышаться (дышим правильно). Появляется вертолет. Надо показать, что мы на крыше. Наши действия? Правильно, машем яркой тряпкой (лучше белого цвета)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и выполняют разминку

6. Продолжение изучения новой темы

Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.  По времени начала проведения эвакуация может быть:  упреждающей (заблаговременной);  экстренной.

 По видам опасности эвакуация может проводиться:  из зон химического и радиоактивного заражения (загрязнения);

из зон возможных сильных разрушений;

из зон катастрофического затопления. В зависимости от масштабов распространения чрезвычайной ситуации  общая эвакуация  частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и образовательных учреждений начального профессионального образования.

Обучающиеся просматривают фрагмент видеоролика «Эвакуация населения»

7.Закрепление материала (работа в группах)

Учитель организует работу в группах по закреплению материала: Я предлагаю Вам закрепить новую тему на практике. Сейчас мы с Вами попробуем отработать действия населения при химической аварии, т.к. она наиболее актуальна для нашего города. В Центральном районе г.о. Тольятти расположен одно из крупнейших в городе химических предприятий ОАО «Тольяттиазот». На территории данного предприятия находится до 52 000 тонн аммиака. На площадке цеха по подготовки к транспортировке произошла техногенная авария. В результате которой 20-25 тонн аммиака вылилось из емкостей и начала интенсивно испарятся. Погодные условия на момент аварии: ветер северо-западный 5-10 метров в секунду. Облако с выбросами движется в сторону Автозаводского района, жителей Центрального района срочно эвакуируют в соответствии с планом ГО и ЧС. Рассмотрим действия населения при аварии.

Распределили роли:

1. Дежурно-диспетчерская служба ДДС. (номер 112) Ваша задача, составить алгоритм действий и напомнить нам еще раз, что необходимо делать, если мы услышали сигнал «Внимание всем» дома, в школе и на улице.

2. Штаб ГО и ЧС. Ваша задача: изучив карту расположения ОАО «Тольяттиазот» и зоны заражения, составить экстренное сообщение, используя схему. Выберите для этого диктора, чтобы он смог громко и четко зачитать Ваше сообщение.

3.Волонтерский отряд. Ваша задача: после получения сообщения, нам надо будет необходимо подготовить «тревожный чемоданчик». Помогите нам его собрать, используя представленные предметы. Заполните таблицу нужных и лишних вещей.

4.Пункт выдачи СИЗ. Ваша задача: по прибытию в пункт временной эвакуации нам необходимо получить СИЗ. Ваша задача помочь подобрать правильный размер противогаза ГП-5. Покажите на одном из Вас, как узнать свой размер противогаза и как правильно его надеть. Кроме того, выберите правильную ВМП и покажите, как можно ее использовать, если нет противогаза.

Общий сценарий следующий: 1.Выступает ДДС.

2.Звучит сирена.

3.Штаб ГО и ЧС передает экстренное сообщение. 4.Волонтерский отряд перечисляет предметы, которые необходимо взять с собой при эвакуации.

5.Представители пункта выдачи СИЗ показывают как узнать свой номер противогаза, правильно надеть его и правила использования ВМП.

6.Подводим итог: при такой работе наших групп население имеет шанс на спасение?

Обучающиеся получают инструкции , выполняют задание в группах и представляют результаты своей работы по сценарию. По окончанию подводится общий результат всех групп.

8.Рефлексия

Учитель оценивает работу, используя ряд показателей: 1)усвоение понятий «оповещение», сигналы оповещения, система оповещения, сигнал «Внимание всем» и действия по нему;

2)участие в беседе;

3)участие в групповой работе.

Обучающиеся  по предложенным показателям оценивают свою работу на уроке. Учитель объявляет и выставляет оценки

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Знание порядка оповещения при возникновении чрезвычайной ситуации, а также знание правил безопасного поведения при возникновении аварий радиационного, химического и гидродинамического происхождения, несомненно, будут способствовать повышению уровня вашей безопасности, исключат из вашего поведения ненужную спешку и панику. Хорошо проинформированный человек и знающий, что ему делать в подобной ситуации, в панику не впадает.

Обучающиеся записывают домашнее задание


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе про­исходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...

«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»

ОглавлениеВведениеГлава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера1.1.  Характеристика и классификация ЧС природного характера1.2. Оползни1.3. Сели1.4. Обвалы1.5. Способы борьбы с оползнями, с...

ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....

Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Тема урока "Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" Тип урока - урок обобщения....

ОБЖ Тема 1: Характеристики ЧС природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.

Задание:Написать конспект по данной теме, кратко описав характеристику каждого ЧС природного характера и подробно правила поведения по каждому из них. Учебник ОБЖ М "Академия" 2017. Стр.70- ...