Исследовательский проект "Игрушки-мутанты"
творческая работа учащихся по обж (9 класс)

Решетникова Ольга  Евгеньевна

Данная    работа  посвящена  актуальной  теме сохранения здоровья  детей младшего и среднего школьного возраста, через   игровую деятельность.   Но не всегда  игрушка  может  быть «Безопасной». Найдется  много факторов, негативно влияющих  на здоровье ребёнка (и чем он младше, тем тщательнее надо  подходить к  выбору  игрового материала).  Дарья Молькова, обучающаяся  9 «б» класса,  в своей работе  рассмотрела  «правильность» воздействия  игрушки  по цвету  на  развитие ребенка  на разных  возрастных этапах, провела эксперимент, доказавший  существование проблемы. А также  она  обратила  внимание  на такой,  казалось бы,  безобидный  момент – наличия у девочек  кукл Барби и кукл- феи Винкс. Оказывается,  за  прекрасной  куколностью и  волшебной  составляющей  фей  кроются  уже  распространенные в обществе синдромы и  психологические болезни, получившие официальные медицинские термины (Синдром Барби), а также  многочисленные несчастные случаи с детьми  младшего и среднего школьного возраста.  Интересно было наблюдать за  истиной, которая  рождалась  в  процессе  обработки  исследуемого материала. Оказывается,  у самой   ученицы есть дома игрушки, названные  ею «мутантами»,  и она  не  задумывалась о их роли  в её  жизни. 

Работа  по  проекту  шла  в  тесном  контакте  с  работой  в сети Интернет (с использованием соц.сетей для общения – Контакт).   Но одно дело – найти информацию о последствиях  влияния игрушек  в  интернет – статье, другое дело  узнать реальные истории с учениками школы. 

Хорошим завершением работы  стало выступление на классном  часе в школе перед ребятами  9 «б» класса.  Эта работа заставила задуматься одноклассников Дарьи  перебрать свои игрушки (хотя часть угроз - скажем с отсутствием  правильной  окраски- на  них повлиять уже не может).    Данная  информация  также  может  стать хорошим  материалом для  родительского собрания  в начальной и средней школе.

К тому же данный  проект можно продолжить в свете химического анализа  материала,  из которого сделана  игрушка. А значит  есть  ещё  над  чем  поработать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_igrushki-mutunty.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Сухобезводненская  средняя  школа»

 

Секция: Здоровьесбережение

Исследовательский  проект по теме:

Игрушки-мутанты

 (или влияние современной игрушки на здоровье ребёнка)

                                                   Проект  выполнила ученица 9 «б» класса

         Молькова Дарья                

                      Руководитель проекта:

                                       преподаватель-организатор ОБЖ

              Решетникова О.Е.

2023 год

Оглавление

                                                                                                                     .

I. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2-3

II. Теоретический аспект исследования

 2.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка

             на разных этапах развития   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….4-6

      2.2.  История возникновения игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . .7-10

      2.3.  Анализ современных игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..11-13

III. Практический аспект исследования

 3.1. Исследование №1. Угроза появления игрушек-мутантов в

               магазинах посёлка………………………………………………………….14

  3. 2. Исследование №2: Проникли ли игрушки мутанты в жизни  наших

               детей?.....................................................................................................................15

IV .Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей ……………16

V. Литература……………………………………………………………………...17

VI. Рецензия………………………………………………………………........18-19

VII. Тезисы  работы……………………………………………………………20-21

I. Введение

  Ребёнок растёт и развивается  благодаря тому, что его окружает. Он набирается знаний и опыта, общаясь  с  людьми, в первую очередь родными и близкими, а также с игрушками, предметами находящимися рядом. Сегодня  родители, чтобы  увлечь ребёнка, готовы  купить ему  всё что угодно,  лишь бы  их чадо было занято, а самые  продвинутые  ищут  игрушки  с  надписью «Развивающие». Всё  ли  правильно  делают  родители? Те ли  игрушки  они  покупают  своему  ребёнку? И  может ли  игрушка  нанести  вред  детской  психике? Актуальность моего исследования  заключается в том, что слишком  много несчастных случаев   происходит  с  малолетними детьми в повседневной жизни из-за общения  с  простой  казалось бы  игрушкой, и слишком мало  задумываются  над  этой  проблемой  взрослые, не придавая  этому  должного внимания. На эти  и другие  вопросы  я и  попытаюсь  ответить  в  ходе  моей  исследовательской  работе.

Объект исследования:  современная игрушка

Предмет исследования: влияние современной игрушки на здоровье   детей младшей и средней школы

Учитывая актуальность данной темы, мной была  выдвинута  гипотеза: 

«Не все игрушки, что созданы для детей, безопасны, а некоторые даже могут стать смертельно опасными».

Цель работы:  выявиление и обоснование условий приобретения «правильных, безопасных» игрушек

Задачи:

- познакомиться с имеющейся информацией об истории  возникновения игрушек, их классификациями, особенностями влияния  на разные возраста;

- провести экспериментальную работу среди учащихся первых классов нашей школы с целью изучения,  степени вовлечённости в проблему;

- составить рекомендации родителям и подросткам

     Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определено влияние  детской игрушки  в первую очередь на  психологическое здоровье маленьких детей.

Действительно, одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет, и покупает её взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. А ведь именно игрушка во все времена была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Чтобы понять,  как и в какое время игрушка начинает влиять на  развитие  ребенка, необходимо рассмотреть историю её возникновения, определить ее назначение, а также рассмотреть современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. анализ литературы по изучаемой теме;

2.        проведение исследовательской  работы среди первоклассников, у себя в семье

3.        анализ результатов исследований

 

Результатом  моего  исследования  будет  являться:

  1. Информация  об   опасности «неправильных» игрушек.
  2. Выработка  рекомендаций для  родителей  по   правильному  выбору  игрушек для ребёнка.

II. Теоретический аспект исследования

2.1.  Влияние игрушки на психическое развитие ребенка

на разных этапах его развития

 Первоначально ребёнок сталкивается с миром игрушки во младенчестве, так как строится представление его об окружающем мире.

Так, например в первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является эмоциональное общение ребёнка со взрослым, что стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными.  

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д.  Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).  Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить  катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать). Таким образом, в этот период на первое место при выборе игрушки отводится  яркому цвету и удобной, безопасно форме игрушки (ничего страшного нет, если цвет игрушки не  совпадет  с действительным  цветом  животного  или  предмета в действительности, так как  задача  на первом году жизни привлечь внимание, развить хватательные движения …)

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка   как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.  

Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками), и орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы  (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).  Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п. (В этот период  уже необходимо обращать внимание на  сходство игрушек с тождественными  объектами в живой природе: хотя бы по цвету и строению)

В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельность взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

 В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

С прошествием времени и с взрослением роль игрушки от познавательной переходит в личностную. Мы храним  плюшевого мишку, рассказываем ему девичьи секреты, дарим в знак расположения, ну а мальчишки  превращают коллекционную машинку в предмет будущей профессии.

Таким образом, игрушка необходима разным возрастам людей, в любых ситуациях, но для  каждого возраста она выполняет разные функции. И поэтому родителям  необходимо  знать  психологию развития ребёнка и тот возраст, при котором игрушка имеет  наибольшее влияние  на  становление их чада.

(Цветовая окраска не должна нарушаться уже с 2-3-х летнего возраста ребёнка, психологическая привязанность и отождествление себя с миром игры-7-8 лет.)

2.2. История возникновения игрушки и ее классификация

 По археологическим исследованиям и некоторым литературным источникам можно судить об истории игрушек древнего мира. В Древнем Египте игрушки в основном делали из дерева и ткани. До наших дней сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи.
Мастера Древнего Египта старались передать в игрушке реальность окружающего мира: игрушка-крокодил с открытой пастью, тигр со своей жертвой и многое другое. Некоторые игрушки могли рассказать даже о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб.
В античные времена в Греции и Риме игрушки были особым средством воспитания. До наших дней сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Было налажено ремесленное производство игрушек, которые хорошо продавались в разных странах. Многие игрушки того времени были с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
Многие игрушки средневековья находятся в музейных коллекциях разных стран. Сохранились игрушки, принадлежащие представителям знати и их детям: кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи. В каждом богатом доме была кукла - хранительница домашнего очага. Сохранились целые кукольные дома с обстановкой, выполненной из дорогих материалов с украшениями из драгоценных металлов, камней. Такие куклы – талисманы делались в одном экземпляре, хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.
Для детей бедноты игрушки изготавливались из недолговечного материала: соломы, коры, деревьев, глины. Поэтому до наших дней они не сохранились.


На Руси игрушки имели большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16 -17 векам, когда начали развиваться народные деревянные и гончарные игрушки. Популярными стали Гжель, Дымковская игрушка, Городецкая.

С развитием промышленности, средств передвижения менялось и содержание игрушек.   Со временем появятся пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
Развитие электронной промышленности дает новые возможности в создании сложной детской игрушки.

Классификация игрушек

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину.  

В своей классификации  он выделил несколько групп игрушек, которые  назвал «изначальными»:

  1. звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
  2. двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
  3. образные игрушки - изображения животных и куклы;
  4. веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для взрослого (воспитателя) по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.  

 В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:  

  • игрушки моторно - спортивные - мяч, обруч, кегли  мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
  • игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -  содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  • творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
  • техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
  • настольные игры  способствуют развитию сообразительности,  внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  • веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;  
  • музыкальные игрушки -  поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией -   служат средством развития музыкального слуха;
  • театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

В психологии также была разработана своя классификация (В.С. Мухиной). Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, автор разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки);

  • игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке.  Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность взрослому представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует  появлению у  ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию),  но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

2.3. Анализ современных игрушек

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим,  какой социальный опыт помогут усвоить  детям современные игрушки.

 Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. Рассматривая положительное влияние этой куклы  на развитие психики  можно отметить  то, что  она  позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роли «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.  

Говоря о возможном негативном влиянии  Барби и ей подобных кукол,  психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами    приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того,  чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п.,  дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.  

 В медицине в последнее время  появился  новый  термин: «Синдром Барби», который сегодня охватывает целые страны от Казахстана до США.

      Кукла Барби была впервые выпущена в 1959 году.  Она  очень быстро стала популярной, любимой игрушкой девочек от 3 до 13 лет, предметом для коллекционирования взрослых.   Барби  стала символом успеха и счастья, создав в голове людей   обманчивый образ: внешность – единственный путь на вершину счастья и удачи.      Таким образом, «Синдром Барби» объединил под собой «низкую самооценку, манию пластических операций, неудовлетворенность собственной внешностью», желанием привлечь к себе внимание любым способом (одним из которых является  похудение, а как следствие анарексия).  

За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов.     На смену  Чебурашке, Буратино, Карлсону пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью,  сверхчеловеческими качествами, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к  сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал.

  Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь  более слабому?  

Помимо  всего прочего, уже сегодня  происходят ужасные вещи, касающиеся соотношения  образа любимой куклы-героя и самого ребёнка.  То и дело газетные статьи пестрят  историями о случаях выпадения из окон, взрывах газа, причиной которых также становятся маленькие девочки, возомнившие себя ФЕЯМИ ВИНКС (теми  самыми, что глядят на  нас  своими прелестными личиками с экрана телевизора или полки игрушечного магазина).  Но самое страшное заключается в том, что подталкивают к данным  действиям детей…. Скорее всего  взрослые…через сеть Интернет…

      Так в Рунете среди детей распространяется смертельная инструкция с картинкой «как стать феей огня», стилизованной под популярный мультсериал «Клуб Винкс: Школа волшебниц».      Для «волшебного» превращения в фею Блум в инструкции предлагается тайком от родителей проделать манипуляции с газовой плитой, ставящие под угрозы жизнь и здоровье ребенка.

Таким образом, чтобы избежать  несчастных случаев, родителям следует как можно чаще разговаривать со своими детьми, интересоваться  их  проблемами , знать  чем  живет  ребенок. Современные дети, обделенные родительским  участием,  предпочитают общение он-лайн. А некоторые даже не считают запретным общаться с незнакомыми в сетях и слабо различают реальное и виртуальное. Отсюда и исходит основная опасность.По мнению специалистов, отношения родителей с детьми нужно выстраивать так, чтобы ребенок не боялся и не стеснялся спрашивать о каких-то неприятных вещах или картинках.  

«Нельзя обвинять или ругать ребенка. Если он пришел и задал вопрос, нужно разбираться», — добавила психолог.

В случае если родитель сам или от других взрослых узнал о существовании угрозы, которая распространяется в интернете, необходимо обсудить эту ситуацию с ребенком. Помимо этого, для родителей существуют бесплатные лекции и занятия, есть книги, созданные специально для чтения с ребенком. Стоит отметить, что в той же социальной сети «ВКонтакте» имеется возрастное ограничение — завести аккаунт можно начиная с 14 лет. 

На основе данной  информации, я решила провести ряд исследований, с целью выявления опасных моментов в сфере «игрушечной  индустрии» в нашем посёлке.

III. Практический аспект исследования

3.1. Исследование №1. Угроза появления игрушек-мутантов в магазинах посёлка.

Цель: проанализировать ассортимент игрушек в магазинах посёлка, выявить наличие «игрушек – мутантов», провести опрос сотрудников магазинов (ответственных за поставку игрушек) о критериях выбора закупаемого товара.

Ход и результаты  исследования:  В посёлке Сухобезводное выявлено три основных места, где можно приобрести детские игрушки: магазин «Магнит», ИП Сумерин С.В., «Всё для дома» ИП Голубева Г.А.. В каждом из них были выявлены игрушки, которые можно в той или иной степени назвать «мутантами»: зелёный плюшевый заяц, розовый плюшевый слон с разноцветными ушами, голубая плюшевая лошадь (ИП Голубева),  разноцветная обезьяна (ИП Сумерин).

Хозяевам магазина был задан вопрос: Где берутся игрушки? По какому принципу отбираются? Обращается ли внимание на цвет?

На вопрос о выборе игрушек, хозяева магазина ответили, что игрушки приобретаются на базах Н.Новгорода (ИП), всегда берутся в ассортименте и о цвете никто из них не задумывается, кроме того, по их мнению, игрушки для детей должны быть яркими. Радует, что количество таких игрушек минимально. Всех больше «неправильных» игрушек оказалось в магазине «Всё для дома» ИП Голубева.

В магазин «Магнит» товары завозятся из Краснодара. Выбор игрушек осуществляет компьютер, согласно спросу покупателей.

3.2. Исследование № 2: Наличие игрушек –мутантов у меня дома

Цель: проанализировать ассортимент мягких игрушек в моей семье

на наличие несоответствия стандартам описанным в проекте.

Ход и результаты исследования:

Дома я рассмотрела игрушки моих сестер и выявила, что из 20 игрушек – 16 не соответствуют по цвету, а 2 из них имеют устрашающий вид.

3.3.  Исследование № 3: Проникли ли игрушки мутанты в жизнь наших детей?

Цель: проанализировать вид игрушек, принесенных детьми начальной школы, выявить процент игрушек-мутантов 

Ход и результаты исследования:

Обучающиеся 1-го класса: 1а – 14 человек; 1б – 21 человек   принесли любимые игрушки.  При анализе оказалось, что параметрам «безопасной» соответствует  в 1а классе – 8  игрушек  (57,1%), 1б – 13 (61,9%)  игрушек.  В разряд «мутантов» по цвету  можно отнести: 1б – 8 игрушек (38%),  1а – 6 игрушек (42,8%).

Таким образом, можно сделать вывод, что не все игрушки, принесённые детьми, соответствуют правильным параметрам. Хотя,  опасности выявленные игрушки-мутанты для  данной  возрастной категории детей  не  представляют.

 IV. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей

 

Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек, возрастных особенностей развития психики ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях, можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса социализации. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития, жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки - полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.

        Таким образом, взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить, что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку сегодня, им стоит задать себе следующие вопросы:

  • какие качества я хочу воспитать в ребенке?
  • не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?

V. Литература

 

  1.    Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998. №4.-С.33-34.
  2.    Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.
  1. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.,1998.
  2. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. 28-33.
  3. http://trinixy.ru/page,1,2,58249-5-letnyaya-barbi-22-foto.html
  4. http://vestnikk.ru/index.php?newsid=12960

 

 

VI. Рецензия

Данная  пректная  работа  посвящена  актуальной  теме сохранения здоровья  детей младшего и среднего школьного возраста, через   игровую деятельность.   Но не всегда  игрушка  может  быть «Безопасной». Найдется  много факторов, негативно влияющих  на здоровье ребёнка (и чем он младше, тем тщательнее надо  подходить к  выбору  игрового материала).  Софья Решетникова, обучающаяся  6 «б» класса,  в своей работе  рассмотрела  «правильность» воздействия  игрушки  по цвету  на  развитие ребенка  на разных  возрастных этапах, провела эксперимент, доказавший  существование проблемы. А также  она  обратила  внимание  на такой,  казалось бы,  безобидный  момент – наличия у девочек  кукл Барби и кукл- феи Винкс. Оказывается,  за  прекрасной  куколностью и  волшебной  составляющей  фей  кроются  уже  распространенные в обществе синдромы и  психологические болезни, получившие официальные медицинские термины (Синдром Барби), а также  многочисленные несчастные случаи с детьми  младшего и среднего школьного возраста.  Интересно было наблюдать за  истиной, которая  рождалась  в  процессе  обработки  исследуемого материала. Оказывается,  у самой   ученицы есть дома игрушки, названные  ею «мутантами»,  и она  не  задумывалась о их роли  в её  жизни.  

Работа  по  проекту  шла  в  тесном  контакте  с  работой  в сети Интернет (с использованием соц.сетей для общения – Контакт).   Но одно дело – найти информацию о последствиях  влияния игрушек  в  интернет – статье, другое дело  узнать реальные истории с учениками школы.  

Хорошим завершением работы  стало выступление на классном  часе в школе перед ребятами  6 «б» класса.  Эта работа заставила задуматься одноклассников Софьи  перебрать свои игрушки (хотя часть угроз - скажем с отсутствием  правильной  окраски- на  них повлиять уже не может).    Данная  информация  также  может  стать хорошим  материалом для  родительского собрания  в начальной и средней школе.

К тому же данный  проект можно продолжить в свете химического анализа  материала,  из которого сделана  игрушка. А занчит  есть  ещё  над  чем  поработать.

VII. Тезисы работы

  Ребёнок растёт и развивается  благодаря тому, что его окружает. Он набирается знаний и опыта, общаясь  с  людьми, в первую очередь родными и близкими, а также с игрушками, предметами находящимися рядом.  

Актуальность моего исследования  заключается в том, что слишком  много несчастных случаев   происходит  с  малолетними  детьми  в повседневной жизни из-за общения  с  простой,  казалось бы,  игрушкой, и слишком мало  задумываются  над  этой  проблемой  взрослые, не придавая  этому  должного внимания.  Поэтому

объектом моего  исследования стала современная игрушка, предметом  исследования:  влияние современной  игрушки  на  здоровье  детей младшего и среднего звена школы .

Учитывая актуальность данной темы, мной была  выдвинута  гипотеза: 

«Не все игрушки, что созданы для детей, безопасны, а некоторые даже могут стать смертельно опасными».

Цель работы:  выявление и обоснование условий приобретения «правильных, безопасных» игрушек.

Задачи:

- познакомиться с имеющейся информацией об истории  возникновения игрушек, их классификациями, особенностями влияния  на разные возраста;

- провести исследовательскую работу среди учащихся первых классов нашей школы с целью изучения,  степени вовлечённости в проблему;

- составить рекомендации родителям и подросткам

     Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что определено влияние  детской игрушки  в первую очередь на  психологическое здоровье маленьких детей.

В ходе  исследования  мною были  проработаны теоретические аспекты проблемы, касающиеся  истории  появления игрушки, её классификация,  возрастные этапы воздействия на развитие ребёнка, а  также  разработаны  рекомендации родителям (взрослым) к руководству  в  правильном подборе игрового материала. Но  самым  интересным  оказалась  практическая  часть  работы, в  которой  я  провела  два исследования: один - на выявление наличия «игрушек –мутантов» в магазинах посёлка, второй – на степень вовлеченности в проблему обучающихся первых классов и их родителей, а также анализ материалов, полученных в социальной сети «Контакт».  В результате  убедилась, что проблема  есть, и что её необходимо решать, рассказывая об этом  детям младших классов, а также  своим  сверстникам.

 С данным  проектом я выступила  на  классном  часе в 6 «б» классе, а также планирую  выступить на родителских собраниях для  родителей начальной  и средней школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...