урок ОБЖ "Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья"
план-конспект занятия по обж (5 класс)

Ленчук Сергей Дмитриевич

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kombinirovannyy_urok_lenchuk_sd_1.docx82.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Нельхайская СОШ

Конспект интегрированного открытого урока (ОБЖ и физкультура)

Учитель Ленчук Сергей Дмитриевич

Класс 5

Тема урока: Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья

Цель:

- Сформировать представление о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. 

-Изучить роль систематических занятий физкультурой и закаливающих процедур в обеспечении высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Целевые установки на достижение результатов:

Личностных: воспитание бережного отношения к здоровью.

Предметных: формирование установки на здоровый образ жизни.

Метапредметных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников в деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД: 

-сохранение жизни и здоровья.

- усвоение правил индивидуального безопасного поведения в криминальных  ситуациях,

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,

– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе образовательной, учебной, творческой видах деятельности;

Метапредметные УУД:

  – умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций;

– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике,

Предметные  УУД

– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности;

– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Оборудование:

- плакат «Дерево решений»;

-мультимедийный проектор

-учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс А.Т.Смирнов

-презентация

Ход урока.

I . Организационный момент. 

Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки.

Прозвенел звонок веселый,

Всех собрал нас на урок,

Чтобы каждый очень просто

В жизни сам себе помог.

Мы откроем все секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.

II   Актуализация первичного опыта учащихся 

Проверка домашнего задания.

Предлагаю вам вспомнить пословицы о здоровье. Я буду начинать, а вы заканчивайте

– Чистота – залог …(здоровья).
– Чисто жить – здоровым…
 (быть).
– Грязь и неряшливость – путь…
 (к болезням).
– Болен лечись, а здоров –…
(берегись).
– В здоровом теле…
(здоровый дух).
– Если хочешь быть здоров – …
(закаляйся).

III.  Сообщение темы и цели урока.

Учитесь управлять собой,
Во всем ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять...
Не злобствуйте, не исходите ядом.
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливым!

-Каждый из нас хочет быть здоровым и крепким. Для этого, нужно заботиться о своём здоровье Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц?

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.

- А знаете ли вы, ребята, что такое здоровый образ жизни? (ответы детей) сл.2

Правильно – это:

—  Режим дня

—  Двигательная активность

—  Закаливание организма

—  Рациональное питание

—  Личная гигиена

—  Профилактика вредных привычек

Режим дня является ключевым элементом здорового образа жизни. В сутках 24 часа, и от того, как они будут рационально распределены в режиме дня, зависит эффективность здорового образа жизни.

Ведь человек устает не тогда, когда много работает, а когда плохо организует свою работу.

Давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Сл.3

http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_m3261a64e.gif              http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_49b21654.gif                http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_17bd8ca1.gif         http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_147a722.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_6c84060d.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_6d2e194f.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_518125cf.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_m6752630.gif

                     Как оставаться здоровым?


http://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_m2ed9f5d6.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_61fdc351.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_m188b6458.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/90/91522/hello_html_3c2314f9.gif

Учитель обращает внимание на тему урока, записанную на доске.

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Ученики предлагают свои идеи. Учитель записывает на доске со стрелками -

Учитель просит учеников выделить из перечисленных идей 3 самых важных.

Например: спорт, здоровое питание, отсутствие вредных привычек.

Итак, сегодня мы поговорим о спорте, точнее о двигательной активности.

IV. Работа по теме урока.

Вопросы для активизации знаний.

Учитель предлагает учащимся, отвечая на вопросы, использовать свои знания и жизненный опыт.

—Что такое двигательная активность? Сл.4

( Двигательная активность - это вид деятельности человека, суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. С. 135)

—Какое значение она имеет в жизни человека?

—Назовите основные виды двигательной активности, которые вы практикуете в своей жизни?

Виды двигательной активности – разбор таблицы

(задание- правильно соотнести правый и левый столбик таблицы)

Виды двигательной  активности сл.5

1.

Игровая (г)

а) урок физкультуры / занятие в спортивной секции

2.

Учебная (а)

б) активная физкультминутка на уроке / подвижная перемена между уроками / гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером

3.

Оздоровительная(з)

в) мытье полов / работа на грядках в огороде

4.

Спортивная (е)

г) игра во дворе со сверстниками

5.

Релаксационная(б)

д) после перенесенной инфекционной болезни

6.

Досуговая (ж)

е) спортивная тренировка в секции

7.

бытовая (в)

ж) посещение танцевального кружка / велосипедная прогулка

8.

реабилитационная(д)

з) утренняя гимнастика

Ребята обсуждают сначала в парах. Потом проверяют классом, учитель поясняет определением:

(—игровая (Г) — направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками);

—учебная (а) — цель — обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры или занятие в спортивной секции);

—оздоровительная (з) — профилактика заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);

—спортивная (е) — направленная на достижение спортивного результата (спортивная тренировка в секции);

—релаксационная (б) — преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т.п.);

—досуговая (ж) — направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка

—бытовая (в) — в основе которой — реализация бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (мытье полов или работка грядок на огороде);

—реабилитационная (д) — восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (после перенесенной инфекционной болезни).

- Что такое стресс? Сл.6

(Стресс– это… (стресс-реакция) (англ . stress - напряжение), особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.)

- Как его преодолеть? (заниматься спортом)

- Бывает ли от стресса польза?

(Да. Мобилизируются все системы организма. Это необходимо, например, при возникновении опасности и т. д.)

Ученики отвечают, используя личный опыт и знания.

-Чтобы преодолеть состояние стресса без негативных последствий для организма, необходимо заниматься физической культурой.

В связи с ростом эмоциональных нагрузок необходимо выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это – одна из основных составляющих здорового образа жизни поддержания работоспособности. Сл.8,9

- Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?

 (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).

-Сейчас я  покажу нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.

Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.

1.Стойка – ноги врозь пошире. Полуприседая на левой ноге, руки дугами вниз скрестно, затем в стороны – кверху, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад. Вернуться в и. п. Тоже в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2.Руки поднять вверх и двумя руками отвести назад, согнуть перед грудью и сделать два рывка согнутыми руками назад. Повторить 4–6 раз. Затем руки опустить и потрясти кистями.

3.Сидя, голову наклонить вправо, назад, прямо, влево, назад, прямо. Повторить 4–6 раз. Очень медленно.

- Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.

Одним из основных способов улучшения состояния здоровья является закаливание.

- Что такое закаливание?сл. 9

Закаливание – повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных условий внешней среды (резкие колебания температуры, влажности воздуха и т.д.).

-Ребята, а кто может ответить, для чего нужно заниматься закаливанием?

- А все ли из вас знают, как нужно правильно закаляться?

- Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и климатические условия конкретного региона.

2. Какие способы закаливания организма?

V. Работа с учебником. Чтение текста на стр 138-141    

   -Итак, каково значение закаливания для здоровья человека?

укрепление иммунной системы;

профилактика простудных заболеваний;

хорошее здоровье;

бодрость и хорошее настроение;

повышение работоспособности;

замедление процесса старения;

продление срока активной жизни на 20-25%;

устранение негативных реакций организма.

У природы есть закон
Счастлив будет только тот,
Кто здоровье сбережёт
Прочь гони-ка все хворобы!
Поучись-ка быть здоровым!

– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?

( Вода, воздух, солнце.)

– Что же подразумевается под понятием гигиенические факторы?

 (учет биологических ритмов, соблюдение режима труда и отдыха, нормализация сна, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность, соблюдение всех норм и требований к режиму занятий, состоянию мест занятий и условиям восстановления: сбалансированное питание, витаминизация, сауна, массаж). Сл 10,11

VI. Упражнения для профилактики утомления.

-Познакомимся с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления и при восстановлении работоспособности организма.

Снятие нервно-психического напряжения.

Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.

Самомассаж пальцев

Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного улучшает работу желудка, среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.

Гимнастика для глаз.

Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского).

Дыхательное упражнение при сильной усталости.

После интенсивной работы полезно такое дыхательное упражнение: сделав глубокий вдох через нос, сразу же выдыхать воздух медленной ровной струей через рот, сложив губы трубочкой. Повторите несколько раз, пока не почувствуете прилив бодрости.

Релаксация

Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

VII.  Итог урока. Рефлексия.

   Дерево решений.

- Все вы хорошо относитесь к себе и знаете цену здоровью. Вспомните случай, когда надо было сделать выбор между чем-то значимым для вас и тем, что важно для вашего здоровья. Всегда ли вы приходите к выбору в пользу своего здоровья? Напоминаю, что такие решения сможете принять только вы сами.

Сегодня каждый из вас посадит волшебное деревце. Это волшебное дерево имеет разные очертания слева и справа. На нем могут созреть любые плоды, которые вы любите, или не вырастет ничего. Корни этого дерева – это ваши решения, а плоды – результат решений: сочный плод или сухая ветка. Все зависит от вас. Например, вы решили, что всегда  будете есть много сладкого, соленого, кислого, жирного, так как все это очень любите. Или никогда не будете мыть руки перед едой. Тогда ваш выбор в левой части дерева. Это один из черных засыхающих корней, который не может в полной мере обеспечить питательными веществами левую сторону ствола и кроны дерева, поэтому ветки сухие, ломкие, почти мертвые.

Если вы принимаете решения рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек, то ваш выбор

- корень правой части дерева, мощный, живой, наполненный соками, питающий всем необходимым плоды и листья. В итоге эта сторона дерева Ярко-зеленая с красивыми здоровыми плодами.

- Решив, какой плод вы возьмете, обоснуйте его.

Желаю вам:

* Никогда не болеть;

* Правильно питаться;

* Быть бодрыми;

* Вершить добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме "Необходимые условия для процесса фотосинтеза"

На этом уроке учащиеся познакомятся с историей открытия фотосинтеза и его роли в жизни растений...

План урока по дисциплине ОБЖ на тему "Факторы, способствующие укреплению здоровья"

Материал представляет собой развёрнутый план часового занятия....

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....

Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ

Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...