Конспект открытого урока по теме «Здоровье человека» для учащихся 9 класса
план-конспект занятия по обж (9 класс)

Скиба Ирина Николаевна

Методическая разработка  урока по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Здоровье человека". Она может быть использована преподавателями и классными руководителями на классных и внеклассных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема урока: «Здоровье человека»  

Цель: Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.

Задачи:

1. Образовательные: дать представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, обратив внимание на основные показатели, которые характеризуют уровень здоровья.
2. Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки индивидуальной работы и в группах;

3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения; продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, его составляющих.

Личностные: понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Метапредметные:

Познавательные  –  научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.

Регулятивные  –   научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать,  контролировать свою и чужую деятельность, корректировать  инициативы, управлять  деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.

Коммуникативные  –   научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока: ПК, проектор, мультимедийный экран, дидактический материал, схема-кластер, рабочие тетради, учебники ОБЖ для учащихся 9 класса, С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук.

Ход урока:

 

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Улыбка, ничего не стоит, но многое дает. Она длится мгновение, а в памяти может остаться навсегда. Она создает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям… Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

2. Определение темы урока.

Целеполагание. 

(У) - Главное богатство любого государства – это  люди.  Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея».

Слайд 1:Картинка 1. Посмотрите внимательно на этих людей.

Подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?»

(Д) – ответы детей

Слайд 2-5:Определите не достающее слово.

Возьмите ручки и запишите слова, которые необходимо вставить.

  1. Павлов И. П. утверждал что: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным здоровьем сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
  2. Геродот  говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести  искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
  3. Тургенев И.С.  сказал так: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».
  4. Артур Шопенгауэр  говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

(У) - Какие слова у Вас получились? Какое слово объединяет все цитаты и людей на картинке?

(Д) – Здоровье

(У) - Девочки, кто догадался? Какая у нас тема  урока?

Слайд 6: Правильно сегодня мы поговорим о «Здоровье человека». (Откройте тетрадь, запишите число и тему урока)

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, чему научиться? Какая будет цель нашего урока? 

Слайд 7: Мы с вами:

Узнаем о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков.

Оценим уровень своего здоровья и класса.

Определим  свои действия по сохранению здоровья.

3. Изучение нового материала.  

 Слайд 8:

Мы говорим, что человек здоров, а что же такое здоровье?

Попробуйте дать определение здоровью.

А вот другие картины. Всмотритесь в них.

Подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?» (физически здоровы)

Вот как про здоровье говорил один из русских поэтов:

Нет на свете прекраснее одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

В этих звонких строчках Владимира Маяковского звучит восхищение красотой человеческого тела. Ее воспевали Гойя и Леонардо да Винчи, ею любовались Джек Лондон и Александр Блок, о ней мечтали Лев Толстой и Антон Чехов.

Физическое здоровье – здоровье тела. Если человек физически здоров, то он может выполнять свои текущие обязанности  без лишней усталости.

(У) – Как вы думаете, из чего зависит физическое здоровье?

(Д) - Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.

Открываем надпись на доске

 (У) - Послушайте описание внешности человека.

Опрятный, привлекательный внешний вид. Спортивное телосложение, широкие плечи. Высокий, стройный, сильный мужчина, подчеркнутая линия талии и плеч, с благородной осанкой.  Крупные черты лица, звучный громкий голос. Лоб высокий. Густые темные волосы изящно уложенные. Глаза большие. Глубокий, загадочно - «отсутствующий» взгляд. Движения и походка плавные, но динамичные. Создаёт впечатление, что он непробиваемая, холодная скала, за которой можно спрятаться.

(У) -  «Можно сказать по такому описанию, что этот человек красивый?»

          «Можно сказать, что этот человек здоров?»

(У) -  А мы знаем кто он? Давайте познакомимся.

Слайд 9: Ру́дольф Фра́нц Фе́рдинанд Хёсс —  комендант концлагерь Освенцим (Аушвиц), который называли «Фабрика смерти». Это место триумфа слепой жестокости, полутора миллионов смертей и безмолвного человеческого горя. Концлагерь Освенцим - место самого массового убийства за всю историю человечества. «Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали, прежде всего, себя. Ибо ничто так не т человека, как ненависть». 27 января 1945г. лагерь был освобожден советскими войсками, а день освобождения установлен ООН, как Международный день памяти жертв Холокоста. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Предлагаю почтить память всех людей, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков.

(У) -  А теперь, мы можем сказать, что этот человек здоров?

Почему нет? Ведь физически он здоров.

(Д) - Если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.

Духовное здоровье – здоровье разума. Проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.

Человек должен одинаково заботиться об укреплении физического и духовного здоровья.

Открываем надпись на доске

(У) – Что же еще необходимо для поддержания состояния здоровья, чтобы человек твердо стоял на ногах.

(Д) – Ответы

(У) – Правильно, человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связанно социальное здоровье.

Социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Открываем надпись на доске

Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье — это непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого.

(У) -  А теперь мы можем дать определение здоровью? Попробуйте сформулировать его.

Слайд 10: В 1975 году на Всемирном конгрессе врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения  было принято определение:

«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

4. Этап первичного закрепления материала.

(У) -  мы с вами познакомились с основными составляющими понятия «здоровье» человека. А теперь проверим, как вы усвоили, отчего они зависят. Вам необходимо заполнить таблицы.

Карточка №1. Работаем по рядам.

1 ряд – физическое здоровье

2 ряд – духовное здоровье

3 ряд – социальное здоровье        

Слайд11-12:

Карточка №1. Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к:

1) Физическому здоровью

рациональное питание;

двигательная активность;

соблюдение правил личной гигиены;

безопасное поведение в повседневной жизни;

режим труда и отдыха;

отказ от вредных привычек.

2) Духовному здоровью

отношение к окружающему миру и ориентация в нем;

умение жить в согласии с собой;

умение жить в сочетании с окружающими;

умение жить в согласии с родными и близкими;

определять свое положение в окружающей среде.

3) Социальному здоровью

условия жизни;

условия питания;

условия труда и отдыха;

жилищные условия;

уровень культуры;

уровень воспитания;

уровень образования.

(У) - Все справились? Давайте проверим. Прочитайте, что вы отнесли к физическому здоровью,  к духовному здоровью, к социальному здоровью?

(У) – Зачем мы так много говорим о здоровье?

Ведь здоровье каждого человека — это его личное дело?!

(Д) - ответы

(У) - Каждый человек должен понимать: Только когда все составляющие здоровья – духовное, социальное и физическое будут в норме – человек будет здоров и общество будет крепким и сильным.

Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье общественное.

(У) - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?
(Д) - Общественное  - это здоровье группы людей или всего населения страны

         Индивидуальное – это здоровье одного конкретного человека

(У) - Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье?

(Д) - они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого.

Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы – ведь общественное здоровье, в конечном счете, складывается из здоровья членов общества.

(У) - Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

 (У) - Каждый человек – явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью.  Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы.

- Как же определить, здоров человек или болен?

Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов.

Какие показатели можно использовать для оценки здоровья человека?

(Д) - ответы

  • уровень кровяного давления
  • частота сердечных сокращений
  • частота дыхания
  • данные анализов крови, мочи
  • рентгенологические исследования и т.д.

(У) - При оценке здоровья детей и подростков врачи используют четыре основных критерия.

Работа с учебником стр. 134. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Какие критерии используют врачи при оценке здоровья детей и подростков»?

(Д) - ответы

  • Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;
  • Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
  • Состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и др.;
  • Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

(У) - В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья. Схема 17 стр.135

Слайд 13: Карточка №2 «Мое здоровье» Работа с учебником стр. 135-145.

Используя характеристику групп здоровья, определите свою группу здоровья и запишите в карточку «Моё здоровье».

ФИЗМИНУТКА.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Закрепление.

Давайте с вами оценим свои физические возможности по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. И показатели запишем в индивидуальные карточки «Моё здоровье».

Индивидуальная карточка №2 «Моё здоровье»

Группа здоровья (определить группу здоровья, используя характеристику групп здоровья детей и подростков)

Оценка своего здоровья по пятибалльной системе

(задание 20 стр. 144)

Оценка здоровья по времени задержки дыхания (задание 21 стр. 144)

Оценка здоровья по пульсу

(задание 22 стр. 145)

ВЫВОД

Уровень моего здоровья (высокий, средний, низкий).

Я хочу сохранить свое здоровье.

Я хочу улучшить своё здоровье

Оценка своего здоровья по пятибалльной системе

Оцените по пятибалльной системе своё:

Самочувствие (от 1 до 5 баллов);

Работоспособность (от 1 до 5 баллов);

Настроение (от 1 до 5 баллов).

Рассчитайте среднюю оценку.

Если за последний год вы болели 4 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл.

Оценка здоровья по времени задержки дыхания

Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.

Время

Показатель

Более 40 с

Здоров

От 20с до 40с

Здоровье ослаблено

Менее 20с

Имеются какие-то заболевания

Оценка здоровья по пульсу

Пульс – важнейший показатель здоровья.

По пульсу в положении сидя можно определить состояние сердца.

Сядьте поудобней. Посчитайте количество пульса за 15 секунд, умножьте полученную цифру на 4, получите свой пульс.

Количество ударов в минуту (Пульс)

Показатель

Реже 55

Отлично

Реже 70

Хорошо

70-80

Посредственно

Чаще 80

Плохо

(У) - А теперь по полученным результатам сделайте вывод. Интересно узнать какой уровень здоровья у вашего класса?

У каждой из вас на столе лежит три листочка (зеленый – высокий уровень, желтый – средний уровень, красный – низкий уровень), выберите листок, который соответствует вашему уровню здоровья и отдайте его дежурному (подводит итоги и забивает результаты в диаграмму).

(У) - Слайд 14: Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Посмотрев на диаграмму, проанализируйте данные, о чем они говорят?

10% - здравоохранение;

25% - наследственность;

15% - окружающая среда;

50% - образ жизни человека.

(У) – Какой вы можете сделать вывод?

(Д) - Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, т.е. от самого человека.

6. Итог урока.  Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.

(Дети отвечают на вопросы)

- Какова была цель урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

- По результатам нашего урока, какие вы можете сделать выводы?

  • Здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие;
  • Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Слайд16:

Я хорошо потрудилась на уроке.

Мне было интересно.

Я довольна своей работой.

На уроке мне было неинтересно.

У меня было много ошибок.

Я считаю, что мне еще нужно

поработать над этой темой.

7. Д/задание.   Прочитать § 1.1. стр. 132-136

Слайд 15: Карточка3. Каждой из вас (по выбору) необходимо составить план действие по сохранению и улучшению нашего здоровья:

Задание  1.  «Что я должна делать ежедневно дома, для того чтоб сохранить своё здоровье?»

Задание  2.  «Что я должна делать ежедневно в школе, для того чтоб сохранить своё здоровье?»

Задание  3.  «Что я должна делать зимой и летом, для того чтоб сохранить своё здоровье?»

Выставление оценок.

Всем спасибо! Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

« Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным .................. сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Павлов Иван Петрович

Слайд 4

« Когда нет ................... , молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум ». Геродот

Слайд 5

« Счастье – как ................ : когда его не замечаешь, значит, оно есть». Тургенев Иван Сергеевич

Слайд 6

«................. до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Артур Шопенгауэр

Слайд 7

Тема урока: «Здоровье человека» Запись в тетрадь 25.01.23.

Слайд 8

На уроке мы Узнаем о составля­ющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков. Оценим уровень своего здоровья. Определим свои действия по сохранению здоровья.

Слайд 11

Рудольф Франц Фердинанд Хёсс комендант концлагеря «Освенцим» 1,5 миллион а смертей А теперь мы можем утверждать , что этот человек здоров ?

Слайд 13

Социальное здоровье Условия: Жизни Труда Жилищные Питания Отдыха Уровень: культуры воспитания образования

Слайд 14

« Здоровье — это состояние полного физического , духовного и социального благополучия , а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Запись в тетрадь

Слайд 15

Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к : 1) Физическому здоровью уровень образования; двигательная активность; умение жить в согласии с родными и близкими; рациональное питание; условия труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; умение жить в согласии с собой; жилищные условия; умение жить в сочетании с окружающими; условия жизни; отношение к окружающему миру и ориентация в нем; условия питания; безопасное поведение в повседневной жизни; уровень культуры; режим труда и отдыха; уровень воспитания; отказ от вредных привычек; определять свое положение в окружающей среде. 2) Духовному здоровью 3) Социальному здоровью

Слайд 16

Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к : 1) Физическому здоровью двигательная активность; рациональное питание; режим труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; безопасное поведение в повседневной жизни; отказ от вредных привычек. 2) Духовному здоровью отношение к окружающему миру и ориентация в нем; умение жить в согласии с собой; умение жить в согласии с родными и близкими; умение жить в сочетании с окружающими; определять свое положение в окружающей среде. 3) Социальному здоровью условия жизни; жилищные условия; условия питания; условия труда и отдыха; уровень культуры; уровень воспитания; уровень образования.

Слайд 17

Зачем мы так много говорим о здоровье? Ведь здоровье каждого человека — это его личное дело?! Каждый человек должен понимать : Только когда все составляющие здоровья – духовное , социальное и физическое будут в норме – человек будет здоров и общество будет крепким и сильным .

Слайд 18

Какие критерии используют врачи при оценке здоровья детей и подростков? Работа с учебником стр. 134-135.

Слайд 19

Индивидуальная карточка №2 «Моё здоровье» Группа здоровья (определить группу здоровья, используя характеристику групп здоровья детей и подростков, схема 17) Группа - ? Оценка своего здоровья по пятибалльной системе самочувствие-? работоспособность-? настроение - ? Средний балл - ? Оценка здоровья по времени задержки дыхания Более 40 с – здоров От 20с до 40с – здоровье ослаблено Менее 20с – имеются заболевания Оценка здоровья по пульсу Реже 55 - отлично Реже 70 – хорошо 71-80 – посредственно Чаще 80 - плохо ВЫВОД Практическая работа

Слайд 20

Факторы, влияющие на здоровье

Слайд 21

Уровень здоровья класса

Слайд 22

Задание 1 . «Что я должна делать ежедневно дома, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Задание 2 . «Что я должна делать ежедневно в школе, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Задание 3 . «Что я должна делать зимой и летом, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Как сохранить здоровье? Запись в тетрадь Составить план-действие по сохранению и улучшению нашего здоровья

Слайд 24

Рефлексия Я хорошо потрудилась на уроке. Мне было интересно. Я довольна своей работой. Н а уроке мне было неинтересно. У меня было много ошибок. Я считаю, что мне еще нужно поработать над этой темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов. Тема: Волейбол.

Задачи урока:1.     Ознакомить с техникой выполнения приема-передачи мяча снизу двумя руками.2.     Совершенствовать технику приема – передачи мяча сверху...

План – конспект открытого урока по предмету английский язык (10 класс филологический профиль) по теме: « Еда и Здоровье»

Согласно поурочному плану разработанный урок является третьим уроком по теме « Еда и здоровье»  Тип урока – ролевая игра, совершенствование речевых навыков и составление совместной проектной рабо...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

Конспект урока по природоведению в 5 классе по теме: «Здоровье человека».

Представлен урок-проект с компьютерной презентацией,  имеющий здоровьесберегающее направление для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок носит ярко выраженный валеологический и деятельнос...