Кружок "Зарница"
элективный курс по обж (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Судоль Елена Владимировна

         Программа  кружка разработана на основе  воспитательной программы школы.

Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку.

          Цель программы:  гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.

         Задачи:

1. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.

2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

3. Формирование гражданственности, патриотизма.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

          Актуальность данной программы получение навыков юнармейских специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr._zarnitsa.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                   «Школы №76

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Школа  № 76»

 ______________Е.С. Кумина

«____»______________2020  г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА  «Зарница»

                                  Возраст учащихся –  12 -17 лет

                                          Срок реализации программы - 1 год

                                                         Руководитель кружка:  преподаватель-                                                  

                                 организатор ОБЖ Судоль Е.В

Нижний Новгород

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….3-4
  2. Учебно-тематическое планирован………………………….. 5-6
  3. Содержание тем……………………………………………… 7-8
  4. Требования к уровню подготовки учащихся…………………9
  5. Календарно-тематическое планирование……………………10-11
  6. Учебно-методическое обеспечение………………………….,12-13
  7. Материально-техническое обеспечение……………………...14

  1. Пояснительная записка

          Программа разработана на основе  воспитательной программы школы.

Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку.

          Цель программы:  гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся.

        Задачи:

1. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу, дому.

2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

3. Формирование гражданственности, патриотизма.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

          Актуальность данной программы получение навыков юнармейских специальностей.

        Реализация данной программы основана на следующих принципах:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «юнармейцы» формируют у них социальные чувства и устойчивые привычки волевых качеств. Восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на осанку, речь, коллективизм и т.д.

3. Учащиеся должны уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

4.  Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых и воспитание в себе силы воли.

Условия реализации программы.

      Программа «Зарница» рассчитана на 1 год, из расчета 2 часа в неделю.

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний по оказанию первой медицинской помощи, через реализацию творческих возможностей, и с этой целью рекомендуется использование таких форм:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • смотры, конкурсы, викторины
  • просмотр видеофильмов

Планируемые результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения безопасности;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил оказания первой помощи, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2.  Учебно-тематическое планирование

Количество часов -74 часа /2 часа в неделю/

№ п/п

Наименование раздела, темы

Общее количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники

2

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации  

1

1

3

Памяти поколений- дни воинской славы России

1

1

4-5

Состав. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

2

2

Строевая подготовка

6

Суточный наряд. Общие положения

1

1

7-8

Строевая подготовка

2

1

1

9-10

Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два

2

1

1

11-14

Строевая подготовка. Строевые приемы на месте

4

4

15-16

Совершенствование быстрого построения в шеренгу и колонну по одному

2

1

1

17-20

Строевые приемы в движении

4

4

21

Выполнение воинского приветствия

1

1

22-23

 Исполнение песни в движении в колонне по 3

2

2

24-25

Выход из строя и возвращение в строй

2

2

26

Подход к начальнику и отход от него

1

1

27-37

Строевые приемы

10

10

Оказание первой медицинской помощи

38-39

Первая помощь при неотложных состояниях

2

1

1

40

Правила личной гигиены

1

1

41

Травмы и несчастные случаи

1

1

42

Ранения

1

1

43-44

Кровотечения. Оказание пп

2

1

1

45

Перевязочный материал

1

1

46

Ушиб

1

1

47-48

Переломы

2

1

1

49-50

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего

2

1

1

51

 Ожог

1

1

52

Обморожение

1

1

53

Тепловой и солнечный удар

1

1

54

Инфекционные заболевания

1

1

55

Пищевые отравления

1

1

56

 Травматизм

1

1

57-58

Лекарственные травы

2

1

1

Обобщение

59-73

Строевые приемы и игра «Зарница»

14

14

74

Подведение и обсуждение итогов

1

1

Всего часов

74

26

48

  1. Содержание тем учебного курса.

Занятие 1. Введение. Положение о кружке. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.

Вооруженные Силы Российской Федерации-защитники

Занятие 2. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации  Основатель РА. Преобразования ВС России. Структура ВС СССР.

Занятие 3. Памяти поколений- дни воинской славы России. История подвигов российского народа при защите Отечества.

Занятие 4. Состав. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Задачи и предназначение ВС РФ. Состав современных ВС РФ. Руководство ВС РФ.

Строевая подготовка

Занятие 5. Суточный наряд. Общие положения. Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.

Занятие 6. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Глубина и виды строя. Повороты в строю.

Занятие 7. Строевые приемы. Команда на движение строевым шагом. Сигналы управления строем.

Занятие 8. Движение без оружия Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.

Занятие 9. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.

Занятие 10.  Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.  Команды для выхода из строя. Порядок выхода военнослужащих из второй шеренги.

Оказание первой медицинской помощи

Занятие 11. Первая помощь при неотложных состояниях.  Главная задача - научить оказывать первую медицинскую помощь при разных ситуациях.

Занятие  12. Правила личной гигиены. Определение, значение, правила личной и общественной гигиены.

Занятие 13. Травмы и несчастные случаи. Понятие травма. Виды травм. Правила оказания первой помощи.

Занятие  14. Ранения. Понятие раны. Виды ран.  Правила оказания первой помощи.

Занятие 15. Кровотечения. Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.

Занятие 16. Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.

Занятие 17. Ушиб. Ушибы, растяжения связок и ПМП при них.

Занятие 18. Переломы. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.

Занятие 19.  Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. В каком случае и как правильно наложить шину. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.

 Занятие 20. Ожог. Понятие об ожогах, ПМП при них.

Занятие  21 . Обморожение. Понятие об обморожениях, ПМП при них.

Занятие  22. Тепловой и солнечный удар.  Понятие о тепловом и солнечном ударах.  ПМП при них.

Занятие 23. Инфекционные заболевания. Виды инф.болезней. Меры их предупреждения.

Занятие 24. Пищевые отравления. Причина возникновения пищевого отравления. ПМП при них.

Занятие  25. Травматизм. Профилактика травматизма. Основные правила техники  безопасности.

Занятие  19. Лекарственные травы. Значение и назначение использования лекарственных трав. Основные виды растений родного края. Умение собирать лекарственные травы.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к уровню подготовки обучаемых.

      В результате обучения учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из Воинского устава;
  • правила оказания первой медицинской помощи;

     Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя в экстренных ситуациях;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

      В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой и медико-санитарной подготовке. Учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

      Ожидаемые результаты: необходимый минимум знаний по оказанию первой медицинской помощи, также профессиональную ориентацию. 

      Практический результат – формирование навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи и в строевой подготовке.

      Формы контроля: тесты, кроссворды, практические занятия, вопросы для самоконтроля, игра «Зарница».

  1. Календарно-тематическое планирование:

Тема, раздел

Общее кол-во часов

дата

1

Введение. Вводное занятие.

1

2

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации  

1

3

Памяти поколений- дни воинской славы России

1

4-5

Состав. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

2

6

Суточный наряд. Общие положения. Организация и управление строем

1

7-8

Строевая подготовка. Глубина и виды строя. Повороты в строю

2

9-10

Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два

2

11-14

Строевая подготовка. Строевые приемы на месте

4

15-16

Совершенствование быстрого построения в шеренгу и колонну по одному. Команда на движение строевым шагом. Сигналы управления строем

2

17-20

Строевые приемы в движении

4

21

Выполнение воинского приветствия. Отдание воинской чести во время движения отряда

1

22-23

 Исполнение песни в движении в колонне по 3

2

24-25

Команда и порядок выхода из строя и возвращение в строй.

2

26

Подход к начальнику и отход от него

1

27-37

Строевые приемы

10

38-39

Первая помощь при неотложных состояниях

2

40

Правила личной гигиены.  Определение, значение, правила личной и общественной гигиены

1

41

Травмы и несчастные случаи:  понятие, виды, правила оказания первой помощи

1

42

Ранения: понятие, виды, правила оказания первой помощи

1

43-44

Кровотечения: понятие, виды, правила оказания первой помощи

2

45

Перевязочный материал: Повязки: основные виды, правила.

1

46

Ушиб: понятие, виды, правила оказания первой помощи

1

47-48

Переломы: понятие, виды, правила оказания первой помощи

2

49-50

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего: в каком случае и как правильно наложить шину

2

51

Ожог: понятие, виды, правила оказания первой помощи

1

52

Обморожение: понятие, правила оказания первой помощи

1

53

Тепловой и солнечный удар: понятие,  правила оказания первой помощи

1

54

Инфекционные заболевания: виды и меры их предупреждения.

1

55

Пищевые отравления: понятие, правила оказания первой помощи

1

56

 Травматизм: профилактика  и основные правила техники  безопасности.

1

57-58

Лекарственные травы: их значение и назначение, сбор. Основные виды растений родного края.

2

59-73

Отработка строевых приемов и игра «Зарница»

14

77

Подведение и обсуждение итогов игры «Зарница»

1

  1. Учебно-методическое обеспечение

         На занятиях обучающиеся получают теоретические и практические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний. Учащиеся работают с презентациями, отрабатывают навыки строевой и медицинской подготовки.

         Теоретические занятия проводятся в классном помещении, практические в спортивном зале и площадке,  что отвечает санитарно-гигиеническим нормам.

Список литературы:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель»
  2. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007
  3. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
  4. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
  5. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
  6. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
  7. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
  8. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
  9. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
  10. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
  11. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
  12. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
  13. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
  14. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
  15. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
  16. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
  17. «Патриот отечества» №9,2004 г.
  18. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
  19. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
  20. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003 г.
  21. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
  22. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
  23. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.
  24. http://www.bibliofond.ru

6. Материально-техническое обеспечение

1. Военная форма (рубашка, погоны, галстук, фуражка).

2. Шины

3. Бинты

Таблицы:

   Средства для защиты органов дыхания:

5. Противогаз

6. Респиратор

7. Ватно-марлевая повязка

8. Противопылевая тканевая маска

    Средства для защиты кожи:

9. Хим. защитный плащ

10. Маски «лепесток»

11. Респиратор- изолирующий

12.  Респиратор- фильтрующий

                        -  -