Курсовая работа Тема: Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности
методическая разработка по обж

Курсовая работа

Тема: Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kursovaya.zip67.03 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности

                                                                               


План

Введение

Глава I.  Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания

             1.1.    Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

             1.2.  Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе

Выводы по I главе

Глава II.            Теоретические основы формирования мотивов здорового образа жизни у подростков

2.1.   Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков как педагогическая проблема

   2.2.    Внеурочная деятельность: сущность и содержание

             2.3.          Педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности

Выводы по II главе

Заключение


Введение

Актуальность темы: в последние годы отмечается склонность подрастающего поколения к вреду своему здоровью, обусловленная несколькими причинами, такими, как снижение материального благополучия обширной доли населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, повышение учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Ситуация усложняется тем, что сами дети далеко не всегда воспринимают важность здоровья как обязательного условия жизни и нередко игнорируют основные правила заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических и сексуальных расстройств.

Решающая ступень, на которой закладываются пагубные привычки и установки, – подростковый период. В это время у молодых людей осуществляется ряд значительных изменений. Во-первых, происходит психоэндокринная перестройка организма, во-вторых, пробуждаются новые потребности и интересы. Подростки выделяются повышенной ранимостью и максимализмом. В данный период легче, чем когда-либо, возникает реакция группирования со сверстниками. Именно этот период является наиболее опасным в отношении образования пагубных привычек.

С другой стороны, подростки признаются наиболее сенситивной возрастной категорией в аспекте формирования мотивов здорового образа жизни, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной со здоровым образом жизни, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области здорового образа жизни.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствуют о низком уровне культуры здоровья, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков в образовании и в семье. В связи с этим одной из приоритетных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения активными методами и формами.

Процесс формирования целостной системы воспитания личности, обладающей высокой культурой здоровья, должен осуществляться на всех уровнях подготовки и проходить через всю учебную и внеклассную деятельность. Внеклассная работа – продолжение учебного процесса. Различные ее формы позволят закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, продолжить формирование постоянной потребности в ведении здорового образа жизни.

Исторически важнейшая роль в формировании адекватного здоровому образу жизни поведения отводилась классному руководителю. К выбору форм внеучебной деятельности классный руководитель должен подходить творчески, с учетом условий жизни класса, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Именно классный руководитель, совместно с семьей, в контексте общей культуры человека призван формировать мотив здорового образа жизни как систему ценностных ориентаций, в том числе в состоянии здоровья.

В педагогических исследованиях по проблеме формирования мотива здорового образа жизни у учащихся разных возрастных групп (М.М. Безруких, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Д.В. Горев, В.И. Дубровский, Л.С. Колчанова, СВ. Кулиева, Ф.П. Лисицын, И.В. Мальчевская, B.C. Попов, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова, Н.Н. Шарова, Ю.И. Якунин и др.) подчеркивается, что большую роль в решении этого вопроса призвана сыграть школа. Однако, как следует из анализа сложившейся практики, этой проблеме уделяется недостаточное внимание в деятельности классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов. Таким образом, налицо противоречие между: потребностью современного общества в человеке, ориентированном на культуру здорового образа жизни, и процессом её формирования у подростков в отдельных образовательных учреждениях.

Объект исследования: процесс формирования мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Цель работы: выявление педагогических условий формирования у подростков мотивов здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования мотивов здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

2. Выявить условия формирования мотивов здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

3. Анализ здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Анализ документальных источников.

3. Педагогическое наблюдение.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, и списка литературы из 25 источников.


Глава I. Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания

1.1. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,

Кто? — реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым [23, 44].

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии. Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор [13, 22].

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников [2, 18].

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;

- обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

- включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

- обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

- проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя [1, 82].

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

- пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью [2, 102].

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов [6, 56].

1.2. Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);

информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий:

от профессионализма педагога;

от его личной заинтересованности;

от уровня, на котором используется технология.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового [11, 23].

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

2. Этап углубленного изучения.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики [16, 19].


Выводы по I главе

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Глава II. Теоретические основы формирования мотивов здорового образа жизни у подростков

2.1. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков как педагогическая проблема

Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П. Озерова, О.Л. Трещевой подчеркивается роль социума как среды формирования у школьников определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования мотивации здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Мотив здорового образа жизни – это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности.

Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно – мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешними факторами для подростка выступает процесс личностного самосовершенствования подготовки к здоровому образу жизни. В процессе формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности валеологизация содержания образования, с другой, на изменение внутриличностной среды посредством сознательно-волевой работы по переосмыслению подростками своего отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. Для построения системы средств формирования мотивов здорового образа жизни необходим учет социально-психологических особенностей, доминантных мотивов данной возрастной группы, а также учет исходного состояния мотивов здорового образа жизни. Логика системы средств формирования мотивов здорового образа жизни подростка обусловлена идеями системно – целостного подхода в конструировании педагогических процессов и заключается в движении мотивов здорового образа жизни от ситуативных проявлений к устойчивому функционированию, а также идеями личностно-ориентированного подхода, характеризующего средства и условия формирования данного компонента структуры личности. Признание здоровья как приоритетной ценности, цели, результата и необходимого условия успешной деятельности каждого образовательного учреждения, обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса требуют изучения мотивационной сферы личности. В исследованиях проблем мотивации отечественные педагоги и психологи в качестве ведущих выделяют принципы системности, единство сознания и деятельности, деятельности и личности, единство содержательной, смысловой и динамической сторон мотивов, признания ведущей роли сознания в регуляции человеческого поведения, а также социальной обусловленности потребностей личности, их зависимости от потребностей общества. Определяя сущность мотивов, исследователи рассматривают их с различных позиций: биологической, потребностной, эмоциональной, когнитивной. Учитывая идеи целостного подхода и основные положения философского, психолого-педагогического понимания мотивации, мы определяем ее как осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущих сил поведения и деятельности личности, являющуюся интегратором личности в целом. Исходя из данного определения, мотивация здорового образа жизни представляет собой своеобразный «взгляд» на мотивацию в обобщенном виде сквозь призму здорового образа жизни, выявление сущности которого предполагает осмысление таких базисных категорий, как образ жизни и здоровье. В подходах к определению сущности здорового образа жизни сегодня выделяют три основных направления: философско-социологическое; медико-биологическое; психолого-педагогическое. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяет нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни. Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья [17, 39].

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма школьника невозможно без физического воспитания.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности:

1. Ориентационный, в процессе, которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

 2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья.

3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта. С само начала следует вести беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно – сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье. Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного расписания занятий, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов [15, 11].

Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка - сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора - часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно – сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.

Беспокоят специалистов и другие недуги детей, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотических веществ. Это происходит из-за того, что ребёнок хочет самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости – табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. Форма работы по профилактике могут быть самыми различными: занятия, направленные на формирование стратегии безопасного поведения в области инфекционных заболеваний; сотрудничество с медицинскими центрами; выездная медицинская диагностика внеклассной работы с учащимися (тренинги и классные часы, родительский лекторий, экскурсии); общешкольные мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма.

Поэтому необходимо постепенно формировать мотивы здорового образа жизни у школьников через внеучебную деятельность, так как внеучебная воспитательная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широким и возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Формирование мотива здорового образа жизни – длительный и многоаспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

1. Охват в процессе формирования мотива важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - воспитание психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

2. Учет в процессе формирования мотива структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы: - усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни и путях его формирования; - стимулирования самосознания человека, направленного на эмоционально –личностное отношение к идее здорового образа жизни; - освоения норм поведения, соответствующих здоровому образу жизни.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выделили следующие основные понятия:

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии.

Мотив здорового образа жизни – это целостная система осознанных побуждений активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья.

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья [21, 47].

2.2. Внеурочная деятельность: сущность и содержание

Внеурочная - (внеучебная) деятельность в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеучебная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

Внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Школа является ядром образовательного процесса, и на нее возлагается основная организующая деятельность на протяжении всего срока обучения в ней детей.

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия [25, 54].

Выполнение такого заказа требует поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса, и прежде всего в школе, где многие задачи, в том числе связанные с воспитанием полноценной личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Важно увидеть потенциальные, нереализованные возможности более полного удовлетворения социальных запросов.

Одну из таких возможностей мы видим в вовлечении учащихся в активную внеучебную деятельность.

Воспитательная работа, проводимая во внеурочное время, дополняет и углубляет воспитание, осуществляемое в процессе обучения. Для обозначения этой работы употребляется ряд понятий: «внеурочная, внеклассная, внешкольная, внеучебная воспитательная работа».

Основными задачами внеучебной деятельности признаны:

- создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;

- наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат;

- внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

При создании инфраструктуры дополнительного образования Министерство образования России декларировало следующие цели:

  • создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания стандарта общего образования;
  • выравнивать стартовые возможности личности;
  • ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личностные особенности;
  • компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию, этику);
  • содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации;
  • обеспечивать ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.

Реализация таких стратегических задач должна была повысить эффективность результатов общественного воспитания школьников в сфере свободного времени.

Во внеучебной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания (например, лекции, вечера, конкурсы), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, патриотического, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе (этическая беседа, дискуссия, экскурсия), используемые для нескольких классов (вечера, утренники, встречи, лекции и доклады, диспуты и т.д.), в масштабе всей школы (общешкольные праздники, фестивали, смотры и т.д.) [16, 47].

Самые массовые - это межшкольные, районные, городские, республиканские, областные (различного вида смотры, игры и т.д.).

Есть форма, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. К этим формам можно отнести лекции, доклады, встречи, экскурсии, посещение кино, театров, концертов, выставок.

Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, тематические вечера, выставки, школьные музеи, устные журналы, газета и т.п.

Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы.

В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, технологии вовлекаются учащиеся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным кружками, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели. Такие кружки ведут и учителя школы, если эта область составляет их любимое занятие на досуге.

Кружки могут носить разные названия: секция, кружок, общество (например, общество "Юный химик"), клуб (например, "Клуб историков") и др.

Кружковая работа создает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

В школах часто проводятся лекции по общеполитическим вопросам и международному положению и по отдельным вопросам науки, искусства, техники. Лекторий предполагает чтение цикла лекций, имеющих определенную тематическую направленность, например по искусству, литературе, достижениям науки.

Тематические вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме. Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов, при этом их подготовка распределяется между всеми классами - участниками вечера или утренника.

Распространены вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на тему морали. При организации их важно получить от учащихся заранее вопросы.

Проводятся и праздничные вечера и вечера отдыха, которые также готовятся с привлечением большого числа учащихся. Они включают обычно и художественную самодеятельность, аттракционы.

Распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками.

Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути. Особенно ценно, когда гостя приглашают сами ребята и сами организуют всю подготовку к его встрече.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, турниры, фестивали и другие формы состязаний. Эти состязания проводятся и в области спорта (турнир шахматистов, соревнование на первенство по волейболу, баскетболу и т.п.), и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам (химическая, математическая, физическая олимпиады; конкурс на лучший перевод стихотворения с иностранного языка на русский, конкурс на лучший рисунок), и в области трудовых достижений (выставка поделок) и т.д.

Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся. Ребята знают своих лауреатов, гордятся ими [13, 55].

Естественно, проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры.

Предметные олимпиады - очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиаде, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков.

Состязания, смотры и олимпиады часто проводятся для всех школ района. Заканчиваются они городскими, республиканскими или областными состязаниями и смотрами.

В связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев – «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т.д.

Школы проводят экскурсии (в музеи, в природу, на производство). Экскурсии при условии их тщательной подготовки имеют большое воспитательное и образовательное значение.

Все большее развитие получает в школах туристическая, краеведческая и экологическая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические). Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т.д.

В школе всегда выпускается много стенных газет: классные, общешкольные, органы отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет сплачивает учащихся, пробующих свое перо в написании очерков, фельетонов, стихов. Школьные стенгазеты - очень действенное средство разностороннего развития учащихся.

Одной из интересных форм, которые используются в школе, является диспут или дискуссия. Условием успешности его проведения является выбор действительно интересующей или волнующей ребят темы или проблемы и подготовленность старших (учителей, классного руководителя) к тому, чтобы тактично помочь учащимся в его подготовке и проведении. Ценность диспута - в искренности, свободном обмене мнений, высказывании своих мыслей и суждений.

Для повышения ответственного отношения к учебе, решения задач умственного воспитания применяются общественные смотры знаний, организуются предметные кружки, устраиваются "предметные недели", олимпиады для пропаганды определенных областей знания и привлечения к ним внимания учащихся [17, 22].

В области трудового воспитания специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: уборка классов, школы, школьного двора; ремонт школьного учебного оборудования; оформление кабинетов, помощь школьной библиотеке; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона и др.

Этическая беседа как одна из важных форм нравственного воспитания проводится классными руководителями. В целях нравственного воспитания широко используется и большая часть из вышеназванных форм (и лекции, и тематические вечера, и встречи, и работа с книгой и др.).

В области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения учеников к искусству являются посещение кино, театров, концертов, выставок и музеев изобразительного искусства, а также организация концертов, просмотры кинофильмов или прослушивание музыкальных записей в самой школе. Собственная активная деятельность в области искусства осуществляется через занятия учащихся в различных кружках и студиях.

В последние годы, в связи с укреплением материальной базы школы, в школах создаются компьютерные кружки, секции.

Большое внимание уделяется сейчас всем формам внеучебной физкультурно-спортивной работы, начиная от коллективных выходов всем классом на каток, походов на лыжах, игр на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и кончая вовлечением учащихся в спортивные секции, работающие при школах.

Большую роль играют и различные объединения и клубы по интересам. В качестве критериев определенной типологии, классификации объединений и клубов специалисты выделяют виды деятельности по направлениям, профилям (общественно – политические клубы, художественные, технические, коллекционно – собирательные и т.д.); типология социально – демографическая (клубы подростковые, семейные, разновозрастные и т.д.), типология по степени пассивности-активности, т.е. по удельному весу созерцательности - созидательности и т.д.

Наиболее важной является типология по видам деятельности, ибо по ней лучше отслеживаются целевые установки объединений и специфические особенности деятельности того или иного молодежного объединения.

Отличительными признаками объединений нового типа являются:

- расширение видов деятельности в социально-культурной среде;

- отказ от жестких возрастных границ и включение взрослых в состав объединений;

- отказ от всеохватности детей, ориентация на малочисленный состав, стремление к более качественному результату деятельности;

- разнообразие интересов и потребностей в таких объединениях и практическое отсутствие политических целей;

- формирование новых представлений о жизни и условиях, добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил.

Основной целью объединения нового типа является содействие воспитанию нового поколения граждан РФ путем формирования сферы общения молодежи на базе российских государственных общеобразовательных школ [19, 42].

В соответствии с целями обозначены и задачи:

  • содействие социальной защите российских детей и подростков в их праве на бесплатное полное среднее образование в РФ;
  • содействие социальной защите системы государственной средней школы России от политического и религиозного влияния;
  • пропаганда общественной и социальной значимости воспитания молодого поколения России в процессе школьного образования;
  • взаимодействие с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и иными учреждениями и организациями по вопросам, входящим в сферу интересов объединений;
  • оказание помощи гражданам, общественным и иным организациям, научным и учебным учреждениям, средствам массовой информации в их деятельности, соответствующей целям и задачам объединения;
  • содействие защите российских школьников от криминализации массового сознания;
  • содействие повышению политико-правовой культуры и социально-политических знаний российских школьников;
  • содействие развитию инфраструктуры российских городских и сельских населенных пунктов, в том числе путем организации системы культурного и спортивно-оздоровительного досуга молодежи.

Для формирования мотивации здорового образа жизни у подростов во внеучебной деятельности необходимо правильно выбрать воспитательную модель.

На сегодняшний день существует несколько моделей воспитания мотивации здорового образа жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование здорового образа жизни у человека.

Первая модель – медицинская. Она построена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногда моделью ЗОП – знания, отношения, поведения. Она предполагает в качестве исходного принципа, что если человек знает о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, и противоположное утверждение, если он знает о чем-то полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответствующему поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.

Другая модель воспитания мотивации здорового образа жизни – образовательная. Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу ее легли представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:

1. Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;

2. Выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;

3. Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;

4. Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив;

5. Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

6. Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;

7. Составление детального плана для осуществления поведения, учет возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.

Третья модель формирования здорового образа жизни – это радикально-политическая модель. Она основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательные акты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здоровому образу жизни [10, 14].

Следующая модель воспитания мотивации здорового образа жизни - это модель самоусиления. Ее суть в том, что если обьединить достоверную медицинскую информацию,представляемую профилактической медицинской моделью, требуемые для принятия решения навыки, вырабатываемые образавательной моделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модель самоусиления.

Развитие во всем мире школ, способствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоящее время способствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в том числе и нашей, делают далеко не все для того, что можно было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровый образ жизни. К примеру, прдолжается реклама табачных изделий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образа жизни.

Обращает на себя внимание реалистичность данной схемы. Она разработана английским ученым К. Томпсоном, и включает все, психологические факторы, в том числе те которые влияют на принятие решений о здоровье. Опыт показывает, что система мотиваций, самоуважения существеным образом сказываются на принятии решений о действиях на благо здоровья.

Анализ современных моделей воспитания здорового образа жизни показывает, что это весьма сложный процесс. Кроме того, аксиоматическое представление о здоровье как непреходядящей ценности для каждого человека не является таковым.

Чтобы формирование мотивации на здоровый образ жизни во внеучебной деятельности проходило эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеучебной деятельности обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеучебной деятельности велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога.

И, наконец, только тогда формирование мотивации на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанник с помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

Таким образом, внеучебная (внеурочная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она помогает контролировать и регулировать формирования мотивов здорового образа жизни у молодого поколения. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы, и внеучебная деятельность в частности по вопросам укрепления здоровья [2,11].

2.3. Педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности

Анализ научно-педагогической источников показывает, что единой дефиниции понятия «педагогические условия» не существует, несмотря на то, что оно часто используется в педагогической литературе.

Педагогические условия - это совокупность каких – либо мер педагогического воздействия и возможностей материально – пространственной среды.

Нами выделены следующие педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни у подростков в процессе внеучевной деятельностив условиях школы: во-первых, целенаправленное информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровьесберегающую деятельность). Выделенные педагогические условия ориентирования подростка на здоровый образ жизни, будут способствовать получению им знаний по теории и практике формирования мотивов здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности, они реализованы в программе «Здоровый образ жизни».

Анализ научной литературы показал, что формирование мотивов здорового образа жизни чаще связывают с программой внеучебной деятельности. В широком смысле программа внеучебной деятельности понимается учеными – педагогами, культурологами как способ приобщения человека к мотивации здорового образа жизн, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности.

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках внеучебной программы «Здоровый образ жизни». Внеучебная программа «Здоровый образ жизни», направленная на формирование мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой [17, 61].

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношений к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент - получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент - личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент - опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент - целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

Программа «Здоровый образ жизни» может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности внеучебной программы с целью информирования школьника о здоровом образе жизни; использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно – педагогической деятельности преподавателя. Оптимальное сочетание содержания базового и вариативного компонентов Программы «Здоровый образ жизни» мы связываем с реализацией педагогического условия по информированию студента о здоровом образе жизни. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией. Это и составляет содержательное наполнение данного условия, которое в практической педагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления [23, 88].

Информирование воспитанников о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект – субъектный характер взаимодействия педагога и ученика:

Лекции – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.;

Лекция-беседа – одной из форм интерактивного обучения и предполагает частую обратную связь преподавателя с аудиторией; 

Диспут - (лат. disputо — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения. Осуществляется обычно под руководством ведущего;

Стенд – специально оборудованное место, где доступно и наглядно представлена интересная информация для школьников;

Буклеты – вид печатной продукции, характерный для рекламы и пропаганды, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. Представляет собой листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация.

Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико – ориентированной части внеучебной деятельности, поскольку актуальным в ориентировании учащегося на здоровый образ жизни является его эмоционально – ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Актуализацию эмоционально – ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни мы рассматриваем как следующее условие реализации педагогической стратегии ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально – ценностного отношения учащегося к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Это условие соотносится со вторым этапом реализации данной стратегии – этапом актуализации.

В практическом решении задач данного этапа мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение [20, 12].

В соответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию мотивов у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется нами посредством использования дискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося:

Диалог – сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми;

Дискуссия – метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы, публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений. 

Эти методы способствуют активизации эмоциональной сферы личности.

Также мы использовали моделирование интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, которые обеспечивают деятельностный аспект.

Особое внимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер – класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

Третье условие формирования у подростка мотивации на здоровый образ жизни предусматривают обогащение опыта здоровьесозидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.

Разрабатывая содержание данных педагогических условий, мы ориентировались на активизацию ресурсов образовательного пространства школы. Были выделены следующие ресурсы по формированию у подростка установки на здоровый образ жизни:

- Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровье созидающих мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, контроль и др.).

- Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о здоровом образе жизни, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы); использование возможностей нерегламентированного образовательного пространства (различные формы внеучебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса школы.

Педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие учащихся в физкультурно –оздоровительных, культурно – массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающей деятельности, обогащению креативно – деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни [2, 90].

Для успеха формирования у подростка мотивации на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.

Таким образом, формирование у подростка мотивации на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационно – познавательного, эмоционально – ценностного и креативно – деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы во внеучебное время и способствовать решению проблемы формирования мотивов здорового образа жизни школьника [18, 27].


Выводы по II главе

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, гипокинезии. В его определение также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни. Для того чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо создать мотивацию на него. Нами было выделено 3 уровня мотивации: - смысловая как проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим для нее личностный смысл; - целевая как стабилизатор действия, вызванного конкретной целью; - операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении в сходных ситуациях. Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Определены возможности внеучебной воспитательной деятельности в формировании мотивации на здоровый образ жизни у подростков. Для формирования мотивации здорового образа жизни через внеучебную деятельность нами были выделены следующие педагогические условия: целенаправленное информирование ученика о здоровом образе жизни; актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; обогащение опыта здорового образа жизни.

Заключение

1. Формирование мотивов здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация подростка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Мотив здорового образа жизни – это система побуждений потребностей в ведении здоровье сберегающей деятельности. Процесс формирования мотивов здорового образа жизни подростка необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно – мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства.

Можно выделить 3 этапа формирования мотивов здорового образа жизнедеятельности: 1. Ориентационный, в процессе, которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.  2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремления к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. 3. Генерализация, основным содержанием которой является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающей творческое проектирование жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.

2. Педагогические условия - это совокупность каких – либо мер педагогического воздействия и возможностей материально – пространственной среды.

Нами выделены следующие педагогические условия формирования мотивов здорового образа жизни у подростков в процессе внеучевной деятельностив условиях школы:

во-первых, целенаправленное информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;

в-третьих обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровьесберегающую деятельность).

Выделенные педагогические условия ориентирования подростка на здоровый образ жизни, будут способствовать получению им знаний по теории и практике формирования мотивов здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности, они реализованы в программе «Здоровый образ жизни».

3. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Список литературы

1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи [Текст] / М.Ю.Абросимова. – Казань: «Медицина», 2017. - 220с.

2. Андреев, В.И. Здоровье сберегающее обучение и воспитание. [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 2016. - 416с.

3. Борисенко, Н.Ф. Современные принципы разработки моделей здорового образа жизни [Текст] / Н.Ф. Борисенко, Т.М. Бородюк , Ю.И. Саенко. - М: Академия, 2017.- 368 с.

4. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]/ И.И. Брехман. - Л.: Наука, 2017. - 208с.

5. Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад [Текст] / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. – СОЦИС, – 2017. – № 4.

6. Давлетова, М. Измерение ценностного отношения молодёжи к здоровому образу жизни [Текст] / М. Давлетова. - СОЦИС, 2016. – № 2.

7. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2016.

8. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников [Текст] / П. Дрибинский. - СПб: Питер, 2017. - 107с.

9. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека [Текст] / А.Я. Иванюшкин. - Вестн. АМН. СССР, 1982. - Т. 45. - № 4.

10. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации» [Текст] / В.П. Казначеев. - М: Академия, 2017. - 194с.

11. Козина, Г.Ю. Концептуальная модель воздействия социальных факторов на формирование здоровья человека // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: межвузовский сб. науч. тр.[Текст] / Г.Ю. Козина. - Пенза, 2017. - 176 с.

12. Козлова, В.В. Седьмая волна психологии. Вып. 7. [Текст] / В.В. Козлова. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2017 – 444 с.

13. Кормакова, В.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков/сборник международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодеж и научно- технический прогресс" [Текст] / В.Н. Кормакова, Е.В. Переверзева. - ООО "Айкью", 2017. - 316с.

14. Лисицын, Ю.П. Книга о здоровье Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М.: Просвещение, 2016. -231с.

15. Малыгина, О.А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков [Текст] / О.А. Малыгина. – Ярославль, 2017. - 392с.

16. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: «Академия», 2017. - 256 с.

17. Ощепкова, ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников [Текст] / Т.Л. Ощепкова. - Народное образование, 2016. - №8.

18. Пашин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография [Текст] / А.А. Пашин. – Пенза: ПГПУ, 2017. – 228 с.

19. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров. - Воспитание школьников, 2015.- №2.

20. Пискунов, В.А Здоровый образ жизни: Учебное пособие [Текст] /

В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына, Т.И. Егорова, Э.В. Айриян. – Прометей, 2017. – 86с.

21. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2016. - 240с.

22. Трубачев, В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности. [Текст] / Краснодар, 2016. - 315с.

23. Чумаков, Б.Н. Валеология: Курс лекций [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М: Педагогическое общество России, 2015. - 407с.

24. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 416c.

25. Юняева, Н.В. Педагогические аспекты формирования мотивов здорового образа жизни у подростков. Материалы международной научно-практической конференции [Текст] / Н.В. Юняева - Пермь Часть II, 2016.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания……………………………………………………………………….6

1.1. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе…………………..6

1.2. Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в

школе……………………………………………………………………………..13

Выводы по I главе……………………………………………………………...16

Глава II. Теоретические основы формирования мотивов здорового

образа жизни у подростков……………………………………………………17

2.1. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков

как педагогическая проблема…………………………………………………...17

2.2. Внеурочная деятельность: сущность и содержание……………………....22

2.3. Педагогические условия формирования мотивов здорового образа

жизни у подростков во внеурочная деятельности……………………………..34

Выводы по II главе……………………………………………………………..42

Заключение………………………………………………………………………43

Список литературы……………………………………………………………..45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у учащихся через проектную деятельность

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, поск...

Проект по теме "Формирование навыков здорового образа жизни школьников – ресурс социально-педагогической деятельности школы"

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективност...

Доклад на тему: "Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков".

Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...

«Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеурочную деятельность по физической культуре в школе »

В практической работе учителю необходимо умело организовать внеклассные направления ФВ в школе. Интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию отводиться особое место в улучшении физическо...