Технологическая карта урока "Правила безопасного перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу".
план-конспект урока по обж (6 класс)

Аксенова Ксения Юрьевна

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий социальный мир" по теме "Правила безопасного перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу" в 6 классе для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Аксенова Ксения Юрьевна

Класс: 6В

УМК/ Образовательная технология  

Предмет: Окружающий социальный мир.

Тема: Правила безопасного перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме

Цель и задачи урока:

Цель: создание условий для закрепления устойчивых знаний по правилу безопасного перехода проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания и навыки обучающихся по безопасному переходу проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе.

Коррекционно-развивающие: формирование и коррекция восприятия, мышления, внимания в процессе практической деятельности при выполнении упражнений, речи через устные ответы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Базовые учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Закреплять знания о дорожном знаке «Пешеходный переход».

Формировать умение анализировать дорожные ситуации.

Закреплять знания правил безопасного поведения на улице.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, вступать в контакт с учителем.

Осознавать себя как ученика, заинтересованного занятием, самостоятельно выполнять учебные задания, быть готовым к безопасному поведению в обществе.

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организационный момент.

Настроить обучающихся на работу.

Фронтальная

Учитель читает вступительный текст:

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем

Как без бед и без проблем

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу ученикам!

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.

Слушают вступительный текст. Настраиваются на урок.

Личностные: осознают себя как ученика.

Коммуникативные: слушают и понимают инструкцию.

Регулятивные: произвольно включаются в деятельность.

Наблюдение.

2.

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Организовать познавательную деятельность обучающихся. Сообщить тему и цель урока.

Фронтальная

Учитель читает стихотворение:

Ты вышел из дома,
В таком настроении,
Что птицам завидно в саду!
Но если не знаешь
Ты правил движения,
Недолго попасть и в беду.
Чтобы не случилось
Опасных столкновений,
Существуют правила…

- О каких правилах идет речь в стихотворении?

- А для чего они нужны?

- Сегодня на занятии мы будем повторять эти правила.

Учитель проводит беседу, сообщает тему урока:

Правилами дорожного движения мы не пользуемся пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.

Учитель выставляет на доску слова и изображения: пешеход, пассажир, водитель.

- Как называют человека, который идёт по улице?

- Как называют того, кто управляет транспортом?

- Как называют того, кто находится в транспорте?

- Если человек ведёт коляску, кто он – пешеход или водитель?

- А как называется человек, который едет в коляске?

Наша школа находится рядом с дорогой, и некоторым из вас каждый день приходится преодолевать эту дорогу, чтобы прийти в школу. Сегодня на уроке мы будем повторять эти правила. Закреплять умение правильно переходить улицу.

Но сначала вспомним правила поведения на уроке.

1. На уроке нужно внимательно слушать учителя.

2. На уроке нельзя разговаривать с соседом, смеяться, баловаться, мешать другим.

3. Если хочешь ответить – подними руку, не кричи с места.

Слушают стихотворение.

Варя отвечает на вопрос.

Саша отвечает на вопрос.

Вера отвечает на вопрос.

Варя отвечает на вопрос.

Саша отвечает на вопрос.

Алиса отвечает на вопрос.

Саша отвечает на вопрос.

Повторяют правила поведения на уроке.

Личностные: осознают себя как ученика.

Коммуникативные: слушают и понимают стихотворный текст, инструкцию.

Регулятивные: произвольно включаются в деятельность.

Познавательные: работают с несложной по структуре информацией.

Наблюдение.

Устные ответы.

3.

Актуализация знаний.

Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Фронтальная

Учитель проводит игру «Да - нет».

1. Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
2. Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
3. Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
4. Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
5. Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
6. Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)

Слушают учителя, хором отвечают на вопросы.

Познавательные: работают с несложной по структуре информацией.

Коммуникативные: слушает и понимает инструкцию к учебному заданию.

Наблюдение.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

Закреплять умение обучающихся распознавать дорожные знаки, закреплять знания обучающихся о регулировании дорожного движения.

Индивидуальная, фронтальная.

Учитель проводит беседу и игры:

Ребята, как мы с вами выяснили – выходя из школы – мы сразу с вами становимся пешеходами. В течение дня каждому пешеходу приходится по нескольку раз переходить дорогу. Казалось бы, что в этом сложного?

А у пешеходов на улицах и дорогах есть помощники. Чаще всего для перехода дороги используют специальные участки. Их выделяют для того, чтобы пешеходы могли перейти проезжую часть без опасности для жизни.

Учитель выставляет изображения с пешеходными переходами.

Такие места так и называют – «пешеходные переходы». Как же узнать, где расположены пешеходные переходы?

Давайте вспомним как выглядит этот дорожный знак и соберём его из частей.

Игра «Собери дорожный знак «Пешеходный переход».

У каждого на столе разрезанный на части дорожный знак. Нужно собрать знак, назвать и объяснить, для чего он предназначен. Если вам будет сложно, то на ваших столах в конвертике лежит образец – дорожный знак «Пешеходный переход».

Пешеходные переходы бывают регулируемые (управляемые) и нерегулируемые. Регулируемый пешеходный переход движением управляет помощник. Угадайте, что это за помощник?

Вдоль по улицам спешит

По делам поток машин

Ими словно дирижёр

Управляет СВЕТОФОР!

Учитель выставляет на доску изображение и слово «светофор».

-Для чего нужен светофор?

А что означает каждый сигнал светофора?

На красный – стоять. На желтый – стоять и приготовиться. На зелёный – убедиться, что все машины остановились и можно переходить проезжую часть.

А теперь повторим. Алиса – выйди к доске и поставь сигнал светофора, который говорит нам, что проезжую часть переходить запрещено.

Веря, выйди к доске и поставь сигнал светофора, который разрешает переходить проезжую часть.

Даже после включения зелёного сигнала нельзя начинать переход сразу. Посмотри по сторонам и убедись, что все водители остановились. Некоторые водители пытаются успеть проскочить перекрёсток пока им не загорелся красный. Перед перекрестком они резко увеличивают скорость своего движения, а затем уже не могут быстро остановиться. В результате такие водители едут на запрещающий (жёлтый или даже красный) сигнал транспортного светофора в то время, когда на пешеходном светофоре уже загорелся зелёный

А на нерегулируемых пешеходных переходах светофоров нет, ими никто не управляет. Нерегулируемый пешеходный переход - самый опасный.

Запомните, что в Правилах дорожного движения записано: пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам.

А что пешеходы должны сделать в первую очередь перед переходом проезжей части по пешеходному переходу?

Перед переходом проезжей части нужно в первую очередь остановиться! После того как ты остановился, посмотри по сторонам. Налево, направо и снова налево. Убедись, что с обеих сторон дороги водители остановились и пропускают тебя. И только после этого переходи проезжую часть придерживаясь правой стороны пешеходного перехода, чтобы не сталкиваться с пешеходами, идущими навстречу тебе.

Ну что, давайте повторим правило и попробуем перейти проезжую часть по пешеходному переходу. Саша, повтори.

Обучающиеся слушают, поднимают руку, отвечают на вопрос

Саша собирает дорожный знак из 8 частей. 

Алиса, Варя собирают знак из 5 частей.

Вера собирает знак из 3 частей.

Наташа собирает знак из 2 частей.

Саша отвечает на вопрос.

Варя отвечает на вопрос, Вера повторяет.

Алиса выходит к доске и выполняет задание.

Веры выполняет задание у доски.

Саша повторяет правила перехода проезжей части по пешеходному переходу.

Личностные: проявляют самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: обращается за помощью, принимает помощь, слушает и понимает инструкцию к учебному заданию.

Регулятивные: активно участвует в деятельности, контролирует свои действия, соотносит свои действия и их результаты с образцами.

Познавательные: выделяют общие, существенные свойства предметов, делают простейшие обобщения, работают с несложной по содержанию и структуре информацией.

Наблюдение, устные ответы.

5.

Физминутка.

Повысить
работоспособность
во время
образовательной
деятельности, снять напряжение, обеспечить
кратковременный
активный отдых.

Индивидуальная, фронтальная

Учитель предлагает детям выйти из-за парт и проводит игру «Пешеходный переход».

Послушайте правила игры: я подготовила пешеходный переход. Сейчас мы отправимся на нашу небольшую улицу в классе и будем правильно переходить проезжую часть по пешеходному переходу.

Наташа, ты все действия будешь выполнять со мной за руку.

Молодцы, вы все правильно перешли улицу, соблюдая правило!

Слушают правила игры, выполняют действия по образцу за учителем, потом самостоятельно.

Наташа все действия выполняет совместно с учителем, держась за руку.

Коммуникативные: слушают и
выполняют
инструкции
Личностные: старательно
выполняют
упражнения, понимая важность
физических
упражнений для
здоровья

Наблюдение.

6.

Применение знаний в сходной ситуации.

Закрепить знания
и умения, необходимые для самостоятельной
работы учащихся
по изученному материалу. Учить
применять знания
в сходных ситуациях.

Индивидуальная.

Учитель проводит практическое задание «Определите, кто из пешеходов нарушает».

Ребята, перед вами лежат картинки с изображением дорожных ситуаций. Нужно красным карандашом отметить пешеходов, которые нарушают правила перехода проезжей части.

А теперь давайте обсудим, кто нашел пешехода-нарушителя?

Индивидуальная работа с Наташей: учитель совместно с Наташей выкладывает макет проезжей части, пешеходный переход, автомобили и совместно «рука в руку» имитируют действия перехода куклой проезжей части по пешеходному переходу.

Слушают инструкцию, рассматривают иллюстрации, определяют пешехода-нарушителя, объясняют свой выбор.

Наташа выполняет действия совместно с учителем «рука в руку».

Личностные: проявляют самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: обращается за помощью, принимает помощь, слушает и понимает инструкцию к учебному заданию.

Регулятивные: активно участвует в деятельности, контролирует свои действия.

Познавательные: выделяют общие, существенные свойства предметов, делают простейшие обобщения, работают с несложной по содержанию и структуре информацией.

Наблюдение, устные ответы.

7.

Обобщение.

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали на уроке.

Фронтальная

Учитель проводит игру «Вспомни и ответь».

Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать.
Как называются люди, идущие по улице? 
 

Должны ли пешеходы знать и соблюдать ПДД?

Как перейти на другую стороны улицы? Пересечь проезжую часть?

Как найти пешеходный переход?

Найдите на доске знак «Пешеходный переход» среди других дорожных знаков.

Вера отвечает на вопрос.

Алиса отвечает на вопрос.

Варя отвечает на вопрос.

Саша отвечает на вопрос.

Вера выходит к доске и показывает дорожный знак «Пешеходный переход».

Познавательные: работают с несложной по структуре информацией.

Коммуникативные: слушает и понимает инструкцию к учебному заданию.

Устные ответы.

8.

Итог урока.

Привести организм обучающихся
в относительно
спокойное состояние, создать установку на
отдых, организованно
окончить урок.

Фронтальная

Мы сегодня с вами отлично поработали.

Ребята запомните, вы должны быть очень внимательны на дороге и никогда не начинать переход проезжей части не посмотрев по сторонам. От этого зависит ваша безопасность

Ребята, на улице зима, день стал короче, темнеет рано. Чтобы стать заметней на дороге, чтобы  водители вас видели – вам необходимо иметь световозвращательные элементы на вашей одежде. Они необходимы каждому человеку, который передвигается по городу в темное время суток. Они делают человека заметным и уменьшает вероятность аварии. Я хочу вам каждому подарить по световозвращателю.

Слушают
заключительный
текст. Настраиваются на
перемену. Проверяют порядок на рабочем месте

Личностные: осознают себя
учениками; Коммуникативные: слушают и понимают
инструкции.
Регулятивные:
организуют рабочее
место.
Познавательные:
работают с
несложной по
структуре
информацией

Наблюдение.


Самоанализ урока в 6 В классе по теме: «Правила безопасного перехода проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу».

        Урок проводился с обучающимися 6В класса в количестве 5 человек.

При планировании урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Материал подобран на доступном для обучающихся уровне. Все элементы урока между собой объединены общей темой. Содержание урока соответствовало поставленной цели и задачам.

Цель урока - создание условий для закрепления устойчивых знаний по правилу безопасного перехода проезжей части на нерегулируемом переходе.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные: закреплять знания и навыки обучающихся по безопасному переходу проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе.

Коррекционно-развивающие: формирование и коррекция восприятия, мышления, внимания в процессе практической деятельности при выполнении упражнений, речи через устные ответы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

  1. Организационный момент.

Цель: настрой обучающихся на работу.

Для создания у обучающихся психологического настроя на работу было использовано стихотворение. Считаю, что цель достигнута, обучающиеся включились в урок.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. 

Цель: организация познавательной деятельность обучающихся, сообщение темы и цели урока.

Для вызова интереса было использовано стихотворение «Ты вышел из дома», также была проведена беседа о правилах поведения на дороге с целью понимания соблюдения правил дорожного движения, что позволило подвести обучающихся к сообщению темы урока. Была проведена словарная работа со словами «пешеход», «пассажир», «водитель». Также на этом этапе урока были отработаны правила поведения на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Цель: организация познавательной деятельности обучающихся.

Для подготовки обучающихся к работе по теме урока была использована игра в виде «вопрос - ответ» «Правила дорожного движения».

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепление умения обучающихся распознавать дорожные знаки, закрепление знаний обучающихся о регулировании дорожного движения.

Беседа об отличии регулируемого пешеходного перехода от нерегулируемого. Рассматривание картин с изображением регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов.

Цель: повторить и закрепить знания об отличиях регулируемого пешеходного перехода от нерегулируемого.

Игра «Собери дорожный знак».

Цель: закреплять и систематизировать представления обучающихся о дорожном знаке «Пешеходный переход», закреплять умение подбирать подходящие по форме и цвету фрагменты и складывать их в целое.

Беседа «Правила перехода проезжей части».

Цель: закреплять представления обучающихся о безопасном переходе проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе.

  1. Физ.минутка. 

Для снятия общего переутомления и закрепления правила безопасного перехода проезжей части по пешеходному переходу была проведена игра «Пешеходный переход».

  1. Применение знаний в сходной ситуации.

Практическое задание «Найди правильного пешехода».

Цель: развивать умение видеть, находить в дорожных ситуациях правильных пешеходов и нарушителей правил дорожного движения.

Индивидуальная работа с обучающейся Натальей С. – игра «Собери пешеходный переход».

Цель: формировать представления о пешеходном переходе.

  1. Обобщение.

Была использована игра «Вспомни и ответь».

Цель: уточнить представления обучающихся об участниках дорожного движения, о правилах дорожного движения на нерегулируемом пешеходном переходе.

Игра «Найди знак».

Цель: закреплять знания о дорожном знаке «Пешеходный переход».

  1. Итог урока.

В конце занятия была проведена рефлексия деятельности.  Также проведена беседа о необходимости ношения световозвращательных элементов для безопасности пешеходов в темное время суток.

Поставленная цель и задачи в ходе проведения урока были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Правила перехода проезжей части»

Викторина «Правила перехода проезжей части»...

Технологическая карта урока иностранного языка «Основные части автомобиля. Настоящее простое время в вопросительных и утвердительных предложениях»

Технологическая карта урока  раскрывает этапы занятия, их цели, виды деятельности преподавателя и студентов, формы организации познавательной деятельности....

Конспект занятия "Перекрестки. Правила перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым перекресткам. "

В работе представлен Конспект занятия  "Перекрестки. Правила перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым перекресткам. " Объединение «Школьник-дорога-автомобиль» . Раздел «...

О порядке перехода проезжей части

Правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Переход проезжей части при отсутствии пешеходного перехода. Передвижение пешехода по дороге в те...

Сценарий классного часа для обучающихся начальной школы "Правила грамотного перехода проезжей части"

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому осо...

Занятие "Правила безопасного перехода проезжей части"

Занятие для обучающихся начальной школы по правилам безопасного поведения на улице и дорогах города....