Внеурочная деятельность
методическая разработка по обж (6 класс)
Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся
интереса к предмету «ОБЖ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль внеурочной деятельности в формировании у обучающихся
интереса к предмету «ОБЖ»
Учитель: МБОУ «Тальжинская ООШ»
Граф Т.И.
Цель:
Формирование интереса у обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» через различные виды внеурочной деятельности.
Задачи:
- Определение основных направлений внеурочной деятельности по формированию интереса и мотивации к предмету
- Формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе, приходить на помощь, выручать друг друга и др.
Планируемый результат:
1.Повышение интереса у обучающихся к изучению предмета.
2. Умение применять свои знания в экстренных и ЧС.
Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ОГИБДД, МВД и медицинскими работниками.
Внеурочная работа по ОБЖ решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетики;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Внеурочная деятельность определяется особенностями содержания программы по данному предмету ОБЖ. (е,т. составлена по программе ОБЖ )
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ПК.
Внеурочная работа по ОБЖ решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетики;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
Роль формирования внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
- Использовать внеурочную деятельность для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
- Развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
- Самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.
Формы работы:
Систематические формы (которые проводим часто)
- конкурсы; викторины
- проведение месячнков по обучению населения
- в области ГО и ЧС,
- недели безопасности (ПБ,ПДД)
- тематические классные часы
- соревнования, дни здоровья
- коллективные тематические просмотры фильмов
Эпизодические формы
олимпиады по ОБЖ; походы экскурсии; экскурсионные поездки; участие в различных акциях; предметные недели;
мероприятия по курсу ОБЖ;
Методы организации внеурочной работы:
Работа на природе:
— экскурсии, походы, наблюдения, соревнования…
Работа с литературой:
— подготовка рефератов, подготовка докладов, выпуск газет и стендов и рисунков др.
Игровая деятельность:
— олимпиады, игры, викторины, конкурсы и др.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знания в области курса «ОБЖ »: наблюдения, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др.
Но при работе с любыми источниками информации по курсу ОБЖ важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:
1. повышение качества знаний и умений школьников;
2. интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
3. рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
4. повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
5. Умение работать с различными источниками информации;
6. повышение общего уровня культуры школьников.
Характеристика форм внеурочной деятельности по предмету ОБЖ
Кружки.
Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников.
Кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача — привлечение учащихся к изучению предмета ОБЖ, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (первая медицинская помощь, ориентирование на местности и т.д.).
4. Кружки, посвященные специальным вопросам ОБЖ, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность , по изучению глобальных
проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела ОБЖ.
Олимпиады
Одной из важных форм внеурочной деятельности , способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками ОБЖ как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады по ОБЖ служат решению задач профориентационной работы с учащимися.
Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками — конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов в области безопасности.
Проведение конференций по ОБЖ
Во внеурочной деятельности по ОБЖ уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
Устный журнал
Проведение устных журналов по основам безопасности жизнедеятельности призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы — эффективная форма, способствующая популяризации курса ОБЖ. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины и игры по ОБЖ
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель — повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения курса ОБЖ. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций , различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ
Неделя ОБЖ в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности : конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Основная задача проведения предметной недели — развитие интереса у учащихся к курсу ОБЖ, профессиональная ориентация на профессии связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОиЧС, ГИБДД…) воспитание любви к своей Родине.
В предметную неделю включают следующие мероприятия:
— подготовку и оформление плана проведения недели;
— подготовку и проведение дня ОБЖ в каждом классе;
— конкурс рефератов по ОБЖ;
— выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
— проведение экскурсий в музеи, в учреждения связанные с безопасностью, в институты.
Школьные издания по ОБЖ
Трудно себе представить внеклассную работу по ОБЖ без выпуска стенных газет.
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
2.Практическая часть.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Таким образом, реализация требований ФГОС, основных образовательных программ общего образования и программ внеурочной деятельности, обеспечит формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности и усвоение азов обеспечения комплексной безопасности общества и государства.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Рассмотреть календарно- тематическое планирование.
Характеристика основных направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (научно-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, социокультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное развитие, общекультурное, спортивно-оздоровительное в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования.
По этим же направлениям ведется внеурочная деятельность для среднего и старшего школьного возраста.
Организация внеурочной деятельности учителя для формирования интереса у обучающихся к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. Интере́с — эмоциональное проявлениепознавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию.
Что может вызвать интерес у обучающихся к предмету ОБЖ? Наверное в первую очередь это личность педагога. Его профессионально-личностные качества, целеустремленность, умение ориентироваться в учебном материале, умеющий использовать современные образовательные технологии, формы и методы обучения, постоянно повышающий свою профессиональную компетентность.
В своей работе я руководствуюсь основными педагогическими принципами:
- Ученик – это, прежде всего, Человек и относиться к нему надо как к равному;
- Вселять в ребенка веру в себя, стимулировать к самосовершенствованию, предлагать руку помощи там, где это необходимо;
- Радоваться успехам своих учеников;
- Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;
- Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
Для реализации педагогической деятельности по формированию у обучающихся интереса к предмету ОБЖ в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Как учитель ОБЖ для формирования интереса к предмету веду работу по следующим направлениям:
- Гражданско-патриотическое направление;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско — краеведческая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
Заключение
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (второго поколения) предмет «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в полной школе будет являться одним из трех обязательных предметов. И главная цель данного курса — дать возможность учащимся получить знания и навыки в области обеспечения безопасности личности, а также сохранения и укрепления своего здоровья.
Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету ОБЖ, является организация внеурочной деятельности.
Какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения.
-Провести беседы с обучающимися :
- Действия при захвате заложников.
- Действия при срабатывании на территории взрывного устройства, доставленным беспилотным летательным аппаратом.
- Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.
- Правила поведения во время проведения террористического акта
- Эвакуация при срабатывании АПС.
- Различные ситуации которые могут возникнуть при пожаре.
- Рассматривать различные ситуации при различных ЧС.
- Провести конкурсы рисунков по темам ЧС.
- Постоянно проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма под общим девизом «Правила движения – правила жизни».
Занятия проводятся членами отряда ЮИД, сотрудниками ГИБДД , учителем ОБЖ и кл. руководителями.
Проводятся мероприятия по формированию законопослушного поведения на дорогах у учащихся посредством различных видов мероприятий по ОБЖ, встреч с сотрудниками ГИБДД. Проводятся и запланированы конкурсы детских рисунков и плакатов посвященных правилам безопасности дорожного движения, викторины
Учащиеся школы с удовольствием изучают Правила дорожного движения на специальных классных часах по тематике «Учись быть пешеходом». Внеурочная деятельность ЮИД.
Все ребята понимают, как это нужно и важно знать. На занятиях они не История дорожных знаков
Будет продолжена работа по изучению ПДД и предотвращению дорожно-транспортного травматизма школьников в рамках внеурочной деятельности по ОБЖ.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают – обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья. Выполнение этих требований может обеспечить внеурочная работа по ОБЖ по антитеррористической безопасности, в области сохранения здоровья. Проводится и намечены различные виды работ по классам и общешкольные мероприятия, которые дают большие результаты в формировании ЗУН. Перечень только некоторых мероприятий позволит оценить значение внеурочной деятельности по ОБЖ в рамках планируемой работы по внедрению ФГСО 2-го поколения в школе:
1.Диспут «Толерантность - дорога к миру»;
2.Классный час «Культура взаимодействия"; 3. «Неделя здоровья»; 4. «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»; 5. «Терроризм и безопасность человека»; 6. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»;
7. Тестирование «Охрана жизнедеятельности в школе»;
8. Беседа «Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека»;
9.Внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...