Элективный курс "Избирательное право"
элективный курс (право, 9 класс) по теме

Элективный курс "Избирательное право" для обучающихся 9 класс, который может быть использовани и в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izbiratelnoe_pravo.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УДОМЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Р     Рассмотрено на экспертно-                                                        Утверждено

методическом совете                                                            Директор школы

_   ______________________                                                      __________________

ПРОГРАММА

Элективного курса 

«Избирательное право»

Автор: Юсупова О.К.

                        Учитель права УСОШ № 4

УДОМЛЯ

2007

        

Пояснительная записка.

        

                Людям всегда приходится выбирать:  куда пойти учиться, какую профессию выбрать, куда потратить деньги и т.п. В демократическом обществе выборы играют очень важную роль. От итогов выборов зависит, как будет жить это общество. Авраам Линкольн говорил: «Демократия – это народное правление, осуществляемое народом ради народа». В последнее время мы наблюдаем низкую явку избирателей на выборы. Чтобы исправить это положение необходимо просвещение в этой области.

        С этой целью и разработан данный элективный курс, который можно использовать как в предпрофильной подготовке, так и в профильной для углубления знаний.

        Цели:

  1. Развитие правовой культуры;
  2. Формирование активной жизненной позиции;

Предполагаемый результат изучения курса:

  1. В области предметной компетенции:
  1. Понимать смысл и содержание;
  2. Иметь представление о правах и обязанностях избирателей;
  3. Развивать умение аргументировать свою точку зрения.

  1. В области компетенции саморазвития:
  1. Курс стимулирует потребность к самообразованию.

  1. В области коммуникативной способности:
  1. Формирует умение обучающихся использовать полученные знания при общении.

Содержание курса.

                Тема 1. История демократии.

        Демократия Древней Греции и Рима. Средневековая демократия (английский парламент и Генеральные штаты).

                Тема 2. Выборы в России.

        Земские соборы и их роль. Манифест 1905 г. Выборы в Государственную Думу в начале XX века.

        

                Тема 3. Избирательные системы.

        Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

Тема 4. Выборы в  СССР.

        Конституции РСФСР и СССР и формирование представительных органов власти.

                Тема 5. Принципы демократических выборов.

        Активное и пассивное избирательное право. Принципы выборов.

                Тема 6. Законодательство о выборах в РФ.

        Федеральное и региональное законодательство о выборах в разные уровни власти в РФ.

                Тема 7. Избирательный процесс.

        Этапы избирательного процесса. Ход выборов.

                Тема 8. Деловая игра «Выборы».

        

Учебно-тематический план

(10 часов – 9 класс; 13 часов – 10-11 класс).

Название тем

Кол-во

часов

1

История демократии

1

2

Выборы в России

1/2

3

Избирательные системы

1

4

Выборы в СССР

1/2

5

Принципы демократических выборов

1

6

Законодательство о выборах в РФ

1/2

7

Избирательный процесс

1

8

Деловая игра «Выборы »

2

9

Резерв

1

Методические рекомендации

Тема

Формы и методы

Задания

История демократии

Проблемный урок

 Задание: Сравните  демократии Древней Греции и Рима.

Выборы в России

Урок -практикум

Задание 1: Прочитайте документ «В 1598 г., после смерти царя Федора Иоановича, на Земском соборе в цари был избран его шурин Борис Годунов. В состав Земского собора входили: духовенство – 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5».

  1. Представители всех ли сословий принимали участие в работе Земских соборов?

Задание 2: Прочитайте документы о выборах в Государственную Думу 1905г., 1906 г., 1907 г. и ответьте на вопросы:  

  1. Как менялось законодательство о выборах?
  2. Чьи интересы  оно защищало?

Избирательные системы

Лекция

Задание:

  1. В чем плюсы и минусы каждой из избирательных систем.

Выборы в СССР

Лекция – 9 класс

Практикум 10-11 класс

Для 9 класса лекция-анализ Конституций советского периода.

Задания:

  1. Как меняются принципы избирательного права?
  1. Какова структура органов представительной власти?

В 10-11 классах организуется работа с Конституциями (текстовыми или в электронном варианте с использованием Интернета)

Задания:

  1. Какой характер носят первые советские Конституции? Свое мнение обоснуйте.
  2. В чем вы видите противоречия Конституции 1936 г.?
  3. Какова структура органов представительной власти?

Принципы демократических выборов

Урок практикум

(работа с Конституцией)

Задание. Прочитайте ст. 32 2  главы Конституции и извлечения из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и ответьте на вопросы:

  1. Каковы принципы участия граждан в выборах?
  2. Приведите примеры активного и пассивного избирательного права граждан.

Законодательство о выборах в РФ

Урок практикум

Задание. Изучить извлечения из федеральных законов о выборах (для 9 классов) и ответить на вопросы:

  1. Как происходят выборы Президента РФ?
  2. Как формируется Федеральное Собрание РФ?
  3. Какие избирательные системы используются на выборах  в РФ?

10-11 кл. работают с Федеральным законами «О выборах Президента РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы» от 18.05.2005 г.

Избирательный

процесс

Лекция  

     Задание. Расставьте в правильной последовательности этапы избирательного процесса:

 

  1. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
  2. Выборы избирательной комиссии.
  3. Предвыборная агитация.
  4. Подведение итогов выборов.
  5. Выборы.

Деловая игра

«Выборы»

Игра

Проводится игра в соответствии с этапами. На первом занятии оговариваются условия игры, формируется избирательная комиссия и происходит выдвижение кандидатов, сбор ими необходимых для регистрации подписей. На втором занятии идет предвыборная агитация: кандидаты выступают с предвыборными программами. Далее идет голосование и подсчет голосов.

  1. Выборы избирательной комиссии.
  2. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
  3. Предвыборная агитация.
  4. Выборы.
  5. Подведение итогов выборов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"

Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Элективный курс Право 11 класс

Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ...

Элективный курс "Права человека и их защита"

Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...

Представление программы элективного курса "Право"

презентация к предпрофильному курсу...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Программа элективного курса "Права человека"

Данная программа может использоваться в ходе подготовке учащихся 10-11 классов ( в общеобразовательных классах) к ЕГЭ по обществознанию....