Элективный курс Право 11 класс
элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме

Шарипова Елена Петровна

Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kups_pravo_11_klass.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Кваркенского района Оренбургской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

 Кировская средняя общеобразовательная школа

                                                                             

  1. Утверждаю

  2.  

  3.           Директор школы

  4.                 /Заньков А.В./

  5.           ……………….2011г.                

                     

  1. Согласовано

Зам. директора по УВР  

    /Занькова О.С../                                                                                                                                            ………………..2011г.

  1. Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №    от                                                                                                              ……………..2011г.

Программа Элективного курса

 «Основы государства и права»

Тип программы:           модифицированная

по уровню усвоения:   общеразвивающая;

по цели обучения:       познавательная;

по форме:                     комплексная;

срок обучения              1 год;

возраст:                        16 -17 лет.

                                              Автор: Шарипова Елена Петровна

                                                          учитель истории МБОУ

                                                          « Кировская средняя школа»

                                                          с. Кировск   Кваркенского района

                                                           Оренбургской области.

                        Пояснительная записка.

      Данная программа предназначена для  10-11 классах. Курс «Основы правовой культуры» не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. Программа предназначена для подготовки учащихся в вузы .

      В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача организации профильного образования, возникла необходимость в создании программы с учетом специализации классов ( правовое направление). Изучение «Основ правовой культуры» должно восстановить прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические и экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.

        Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

       Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.

      Особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимостью включения в учебный план в 10 -11 классе элективного курса «Основы правовой культуры».

         В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

     Курс рассчитан на 34 часов 1 час в неделю .

     Цель курса:

- содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях. Курс предполагает сочетание урочных занятий и практико-ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время.

   Задачи курса:

  1. развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;
  2. - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

       При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.

        Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации -уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

      В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

       -знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ).Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества. подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.

      Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. В то же время она ориентирована на учебные пособия А.В. Клименко, А.Л. Чичерина, В.О. Мушинского, а также учебное пособие «Основы гражданского образования».

Содержание и методические рекомендации.

Введение. Роль и задачи курса. 1ч.

  Знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением

- распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.)

Тема 1.      Понятие государства и его признаки.(18,19,20)

      Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.

Тема 2. Особенности политической системы РФ.(21, 22)

        Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Особенности формирования политической элиты. Роль партий и движений в современной России.                                                                                                                    Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды.

        Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.

      Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.

Тема 3. Правовое государство.(23,24,25)

      Гражданское общество- основа правового государство. Признаки правового государства. Структура Конституции Р.Ф.

    Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве.

      Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.

Тема 4. Правовой статус человека.(26,27,28)

        Основные права человека и гражданина.  Гражданство, порядок приобретения гражданства. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах.

      Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.

         Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Краткая характеристика отраслей права.

Тема 5. Типы избирательных систем.    Избирательная система РФ.(29,30)

    Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ.

      Подготовка выборов. Выдвижение кандидатов. Агитационная кампания. Голосование. Подведение итогов выборов.

           Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России.

         Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме»

Тема 6.  Правосудие и правоохранительные органы.(31,32,33)

      Защита прав человека в государстве. Судебная система. Высший, конституционный, арбитражный суды. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия. Система правоохранительных органов внутренних дел. Прокуратура а и её деятельность.

   Заключение (2часа)

Итоговое повторение. Тестирование. Практикум по решению правовых задач.

Список литературы для учителя:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 1998.

3. Азаркин Н., Левченко В., Мартышин О. История политических учений. Вып. 1. М., 1994.

4. Азаров А., Болотина Т. Права человека. М., 1995.

5. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М., 1996.

6. Аристотель. Сочинения. 4 тома. М., 1984.

7. Введение в политологию. М., 1995.

8. Гаджиев К. Политическая наука. М., 1995.

9. Головатенко А. Из истории права: Задания для старшеклассников. - История, 1997, № 32, 33.

10. Давлетшина Н. и др. Демократия: государство и общество. М., 1999.

11. Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995.

12. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ Под ред. В. Нерсесянца. М., 1995.

18. Ищенко В. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 1997.

Список литературы для учащихся:

1. Певцова Е.А. Основы правовой культуры 2 часть .

2 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М., 1996.

3. Комментарий к Конституции РФ/ Общ. ред. Ю. Кудрявцева. М., 1996.

4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под. ред. Б. Топорнина. М., 1997.

 5.Конституция РФ: Энциклопедический словарь. М., 1997.

6. Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М., 1996.

 7.Марченко М. Теория государства и права. М., 1996.

 8.Мухаев Р. Политология. Пособие. М., 1997.

 9.Мушинский В. Основы правоведения. М., 1995.

10. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М., 1995.

11.Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М., 1995.

 12.Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 1997.

 13.Основы государства и права. Хрестоматия/ Сост. Н. Ильютченко. М., 1998.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

ТЕМА  ЗАНЯТИЯ

Часы

Дата

   1      Вводные занятия

           Роль и задачи курса.                                         1

Тема 1. Понятие государства и его

 признаки.                                                                       7

2,3

Понятие государство и его признаки

2

18

4,5

Теория происхождение государства

2

19

6,7

Сущность и функции государства

2

20

8

Закрепление

1

Тема2. Особенности политической

системы Р.Ф.                                                                   5

9,10

Формы государства

2

 

21,

11,12

Организация власти и управления в стране

2

22

13

Закрепление

1

Тема 3. Правовое государство.                                  5

14,15

Правовое государство и его сущность

2

23

16,17

Конституция Р.Ф.- основной закон страны

2

24,25

18

Закрепление

1

Тема 4. Правовой статус

               человека.                                                         6

19,20

Гражданство как правовая

категория                                                       2                                                                                                  

26

21,22

23

Правовой статус человека  в демократическом правовом

государстве                                              3

27,28

24

Закрепление                                             1

Тема 5. Типы избирательных систем.                      4

25,26,27

Избирательные системы и их виды

3

29,30

28

Закрепление

1

Тема 6.  Правосудие и

правоохранительные органы                                    4

29,30,31

Защита прав человека в государстве.

3

31,32

32,

Правоохранительные органы Р.Ф.

1

33

                 Заключение                                                  2

33,34

Проверочная работа

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Рабочая программа элективного курса "Право и политика" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Право и политика»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс

  Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...

Рабочая программа элективного курса 10 класса "Основы российского государства и права"

Учебный курс по основам государства и права, создаёт основу длястановления социально-правовой компетентости обучающихся, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применении права в разли...

Рабочая учебная программа по элективному курсу «Право и политика» 9 класс

Рабочая программа по праву в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования...

Планирование элективного курса "Права человека", 11 класс

Элективный курс «Права человека» составлен на основе программы Певцовой  Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Темы  курса расширяют и углубляют базовый компонент по пр...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...