Рабочая учебная программа по элективному курсу «Право и политика» 9 класс
рабочая программа по праву (9 класс)

Рабочая программа по праву в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politika_i_pravo.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________Р. А. Митрофанова

Протокол № ___________

«______»______________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________ Л.Л. Ковалева

«______»____________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 77»

_______________ Т. Б. Прислегина

«_____»____________20____ г.

Рабочая учебная программа

по элективному курсу

«Право и политика»

9 класс

Составитель:

учитель

МБОУ «СОШ № 77»

Т. А. Стратович

Кемерово, 2012

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………...2

Содержание программы…………………………………..9

Тематическое планирование…………………………….12

Список литературы………………………………………13

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Праву и политике  в 9 классе составлена в соответствии с программой по Праву и политике автор А. Ф. Никитин - Программы общеобразовательных учреждений М «Просвещение» 2008г. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

Нормативные документы для составления программы:

  1. Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010г

 Курс «Политика и право» завершает новый комплексный курс для основной школы под условным названием «Гражданское образование» или «Человек. Гражданин. Общество». Этот курс создается в центре «Педагогика прав человека» (ИРЛ РАО) к 1995/96 учебному году. Он включает в себя начальный курс «Граждановедение» (5—6-й классы, 68 ч), «Права ребенка» (7-й класс, 34 ч) и три одночасовых модуля для 8-го и 9-го классов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Политика и право». Учебный материал в этом комплексном курсе расположен по принципу от интегративности, дискретности—к изучению основ знаний, необходимых человеку для выполнения его гражданских обязанностей. Таким образом, объем знаний по тем или иным разделам распределяется достаточно равномерно от 5-го до 9-го класса. Например, уменьшение материала права в курсе для 9-го класса в значительной мере компенсируется изучением отдельных правоведческих тем в 5—7-м классах. Политологические темы (даже в столь небольшом объеме) во многом новы для основной школы. Тем более если их изложение свободно от недавних идеологических клише. В период серьезных общественно-политических перемен излишне говорить об актуальности их изучения.

Требует пояснения обоснованность объединения в одном курсе политологического и правоведческого разделов. Право и политику объединяет глубокая внутренняя связь, не всегда реализуемая в прошлом. Мы хорошо знаем, что представляет собой политика, не опирающаяся на строгие правовые основы, игнорирующая законы, исходящая из принципа «практической целесообразности».

Соединение политической и правовой тематики весьма важно и с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять как сущность политики, ее институтов, так и особенности правового регулирования общественной жизни. Не все нормы права связаны с политикой, но есть такие отрасли, которые невозможно плодотворно изучить, не обладая минимумом политических знаний. Речь идет, прежде всего, о конституционном (государственном) праве. Само понятие «государство» и правовое и политическое. Государство, принимающее законы п обеспечивающее их выполнение, есть основной элемент политической системы общества. Понятие «правовое государство» подразумевает верховенство закона в любой сфере социальной действительности, разумеется, и в политике.

Существенной основой единства политики и права является такой феномен, как гражданственность. Существует множество некомпетентных интерпретаций этого явления. В прошлые годы гражданственность была популярным объектом всевозможных спекуляций. Понятие «гражданин» до сих пор путают с более широким понятием «человек». На самом деле гражданин — это по преимуществу участник политической и правовой жизни общества. В этом заключается специфическая роль гражданина. У человека же есть и другие роли — семьянина, учащегося, труженика (наемного работника), любителя искусства, исследователя, бизнесмена, спортсмена и др.

Следовательно, объединение политических и правовых тем обусловлено также необходимостью обеспечения оптимальных условий гражданского образования учащихся основной школы.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. Исключение в последние годы курса права из учебного плана было совершенно необъяснимо с позиций создания гражданского общества, правового государства. Практика образования молодых людей в демократических странах показывает, что правовое обучение и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

.

Данный курс рассчитан на 35 часов. Это, конечно, обрекает его содержание на неизбежную беглость, фрагментарность. Сгладить эти объективные трудности можно путем испытанного проблемного построения работы с учебным материалом, чередования обзорных лекций с семинарскими занятиями, уоркшопами (мастерскими), использования систем консультантов и т. д.

Таким образом, основная задача изучения рекомендуемого курса — способствовать образованию гражданина демократического, правового государства. Актуальна задача воспитания цивилизованного отношения к собственности, частному предпринимательству. Важен показ не только правовых последствий, различных хозяйственных злоупотреблений, но и тесной связи легальных успехов в предпринимательстве с высоким уровнем нравственного развития человека, участвующего в бизнесе. В силе остается также профилактическая функция правового образования, однако придавать ей такое глобальное значение, как это делали в прошлом, не следует. Цели :

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи программы:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся:

знать/понимать:

Систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии.

уметь:

Характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательные и законодательные процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров.

объяснять:

Происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правонарушений; особенности правонарушений, регулируемых публичным и частным правом.

различать:

Формы (источники) права, субъекты права; виды судопроизводства; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; обращения в надлежащие органы за квалификационной юридической помощью.

уметь:

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

 По результатам обучения обучающийся должен знать:

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе.

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования.

- методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности.

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки.

 По результатам обучения обучающийся должен обладать навыками:

        - устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом.

Владеть компетенциями.

  1. Информационно- поисковой;
  2. Учебно-познавательной;
  3. Коммуникативной;
  4. Рефлексивной;

Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Виды контроля:

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Тестирование

Устный опрос

Тестирование по теме

Словарный диктант

Итоговый тест

контрольная работа

Содержание программы

Введение. Политика и право — существенные сферы жизни общества. Связь политики и права, их взаимозависимость.

Раздел I. Политика и власть (12 ч)

Зачем нужна власть. Отрицание роли власти в обществе анархистами. Виды власти. Сущность власти. Авторитет Соотношение политики и власти.

Происхождение политики. Что такое политика. Правители. Политики. Политиканы. Политика и религия. Нравственность и безнравственность политики. Макиавеллизм.

Функции политики. Связь политики с другими сферами жизни общества. Политика и право. Политика и экономика. Политика и культура. Политика и мораль.

Политическая система общества. Государство — основной ее элемент. Особенности политической системы Российской Федерации.

Гражданское общество. Самоорганизация общества. Общество и государство. Контроль общества над государством. Что мешает обществу стать гражданским.

Понятие «гражданин». Использование этого понятия в прошлом. Человек и гражданин: общее и особенное. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Двойное гражданство.

Основные формы государственного правления (формы государства). Что такое монархия. Абсолютизм и самодержавие. Монархия и тирания. Конституционная монархия.

Что такое республика. Республики в России (СССР). Достоинства и недостатки избирательной системы формирования власти. Виды республики. Парламентская республика. Президентская республика. Смешанный вид республики. Российская Федерация как республика.

Политические режимы. Что такое демократия. Ее основные признаки. Либерализм как общественно-политическое учение. Либеральная демократия. Особенности нынешней "российской демократии.

Что такое тоталитаризм. Что такое авторитаризм.

Зачем нужны политические партии. Что такое политическая партия. Виды политических партий: кадровые (парламентские) и массовые. Политическая направленность партии. Политический плюрализм. Оппозиция.

Политическая культура человека. Зачем человеку участвовать в политике. Необходимость политических знаний. Способность самостоятельно принимать политические решения. Политическая активность.

Основные понятия раздела: власть, авторитет, политика, политики, функции политики, сфера общества, политическая система общества, гражданское общество, самоорганизация, гражданин, гражданство, форма правления, политический режим, монархия, абсолютизм, самодержавие, тирания, республика, президентская республика, парламентская республика, демократия, либерализм, либеральная демократия, тоталитаризм, авторитаризм, политическая партия, парламентская партия, плюрализм, оппозиция, политическая культура человека, избиратель.

Сопутствующие (вспомогательные) понятия: анархисты, анархия, лидер, парламентарий, правители, государство, культура, мораль, право, религия, экономика, экстремизм, интеграция, народ, нация, политолог, рыночная экономика, общественное мнение, лояльность, общество, референдум, империя, колония, менталитет, социализм, советский, диктатура, большевизм, фашизм, идеологический, электорат.

Раздел II. Государство и право (20 ч)

Что такое государство. Необходимость правового государства. Основные признаки правового государства. Верховенство закона.

Что такое право. Значения этого понятия. Что такое закон. Источники права. Отрасли права. Почему надо знать закон.

Конституционное (государственное) право. Что такое конституция. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Что такое федеративное государство.

Сущность разделения властей. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Президент Российской Федерации. Правительство, суд, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, прокуратура, Генеральный Прокурор, местное самоуправление.

Права человека. Понятия «право человека» и «свобода человека». Международные документы о правах человека. Международный Билль о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Отражение положений о правах человека в отраслевом законодательстве. Права человека в Конституции Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина России.

Основные гражданские права. Право на жизнь. Проблема отмены смертной казни. Процедурные гражданские права.

Политические права. Право на свободу совести. Свобода мысли и слова. "Право на участие в управлении делами государства.

Экономические, социальные и культурные права. Право на труд. Право частной собственности. Право на образование. Право на свободу творчества.

Права ребенка. Почему необходимо защищать детство. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Трудности реализации прав ребенка.

Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сфере.

Защита прав человека. Индивидуальные возможности человека защитить свои права. Международный механизм в области защиты прав человека. Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен).

Семейное право. Семья и брак. Что такое брак. Условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Развод, его причины. Права и обязанности родителей. Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей. Алименты. Права и обязанности детей.

Гражданское право. Что регулирует гражданское право. Имущественные и неимущественные отношения. Понятие имущества. Обязательственное право. Понятия сделки, договора. Виды договоров. Юридическое лицо. Физическое лицо. Ответственность по гражданскому праву. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Право собственности. Содержание права собственности. Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Виды собственности. Юридические гарантии всех прав собственности.

Налоги. Понятие «налоги». Роль налогов в рыночной экономике. Подоходный налог. Порядок и размеры взимания подоходного налога. Льготы в налогообложении граждан. Ответственность за неуплату налогов.

Понятие «трудовое право». Изменение характера трудовых отношении в период создания рыночной экономики. Трудовая дисциплина. Дисциплинарный проступок. Ответственность по трудовому праву. Трудовой договор. Коллективный договор. Льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.

Что регулирует административное право. Административные правонарушения и взыскания за них.

Чем занимается уголовное право. Что такое преступление. Виды преступлений.

Ответственность по уголовному праву. Уголовный кодекс (УК). Наказания за преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Направления совершенствования уголовного законодательства.

Причины преступлений. Неизбежна ли преступность. Объективные причины преступлений. Субъективные причины преступлений.

Правовая культура человека — основной результат правового образования. Составные части правовой культуры.

Основные понятия раздела: государство, правовое государство, верховенство закона, право, закон, отрасли права, конституционное право, конституция, федерация, субъект федерации, суверенитет, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Правительство, суд. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, прокуратура, Генеральный Прокурор, местное самоуправление, права человека, свободы, обязанности, Всеобщая декларация прав человека, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, права ребенка, Конвенция о правах ребенка, нарушения прав человека, геноцид, апартеид, дискриминация прав меньшинств, Организация Объединенных Наций (ООН), Комитет по правам человека, уполномоченный по правам человека (омбудсман), семейное право, брак, гражданское право, обязательственное право, сделка, договор, правоспособность, дееспособность, юридическое лицо, физическое лицо, право собственности, налог, подоходный налог, трудовое право, дисциплинарный проступок, трудовой договор, коллективный договор, административное право, административный проступок, административное взыскание, уголовное право, преступление, уголовный кодекс, уголовное наказание, причины преступлений, правовая культура человека, правовое образование.

Сопутствующие (вспомогательные) понятия: естественное право, обычай, этатизм, присяжные заседатели, унитарное государство, конфедерация, муниципалитет, устав, надзор, билль, декларация, пакт, пытка, свод, деспотизм, процедура, репрессия, ратификация, расизм, раса, Комиссия по правам человека, Международная амнистия, диссидент, алкоголизм, наркомания, налоговые льготы, налоговая декларация, трудовая дисциплина, малое предприятие, рентабельность, вменяемость, кара, рецидив, законность.

Тематическое планирование.

урока

Наименование тем

Кол-во часов

Календарная неделя

Форма контроля

1

Власть, право, политика.

1

1

2

Что такое государство.

2

3

Правовое государство.

1

3

устный опрос

4

Источники права.

1

4

5

Отрасли права.

1

5

6

Что такое закон.

1

6

7

Конституционное право.

1

7

устный опрос

8

Избирательное право.

1

8

устный опрос

9

Сущность разделения властей.

1

9

тест

10

Права человека.

1

10

работа с дополнит. литературой

11

Основные гражданские права.

1

11

тест

12

Политические права.

1

12

13

Экономические, социальные, культурные

права.

1

13

работа с дополнит. литературой

14

Права ребенка.

1

14

15

Защита прав человека.

1

15

устный опрос

16

Семейное право.

1

16

17

Права и обязанности детей.

17

18

Трудовое право.

1

18

тест

19

Административное право.

1

19

20

Гражданское право.

20

21

Уголовное право.

1

21

устный опрос

22

Ответственность по уголовному праву.

1

22

23

Несовершеннолетние УК РФ.

1

23

работа с дополнит. литературой

24

Причины преступлений.

1

24

25

Происхождение политики.

1

25

26

Функции политики.

1

26

27

Политическая система общества.

1

27

тест

28

Гражданское общество.

1

28

29

Основные формы государственного правления.

1

29

30

Политические режимы.

1

30

31

Что такое политическая партия.

1

31

тест

32

Политическая культура человека.

1

32

33

Налоги. Роль налогов в рыночной экономике.

1

33

34

Правовая культура.

1

34

тест

35

Повторительно-обобщающий урок

1

35

Список литературы

Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2010.

Алексеев С. С. Философия права.— М., 2010;

Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2012.

Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2010.

Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2010.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2010.

Основы российского права.— М., 2010.

Права человека. История, теория, практика.— М., 2010.

Сборник кодексов РФ.— М., 2010.

Юридическая энциклопедия.— М., 2009.

Основные кодексы и законы РФ.-СПб.: ИД «Весь», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Рабочая программа элективного курса "Право и политика" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «Право и политика»  разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс

  Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...

Рабочая программа КТП элективного курса "Право".

Рабочая программа элективного курса "Право" предназначена для учащихся 10 класса....

Рабочая учебная программа по элективному курсу: Избранные вопросы математики 6-б класс

Программа  рассчитана  на  34 часа и составлена с  учетом  специфических  целей  и в целом,  расширить  полученные знания на уроках, развить ведущие  ...

Планирование элективного курса "Права человека", 11 класс

Элективный курс «Права человека» составлен на основе программы Певцовой  Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Темы  курса расширяют и углубляют базовый компонент по пр...