Лекция 2. Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор
презентация к уроку (право, 11 класс) по теме

Алькин Дмитрий Николаевич

Лекция + презентация, право. В помощь при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 2. Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор

1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений.
Система социального регулирования включает в себя нормативное и ненормативное регулирование.
Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм.
Социальная норма – это специальное правило поведения, регулирующее отношения между людьми.
К ненормативному регулированию относится ценностное, директивное и информационное регулирование.
Ценностное регулирование заключается во влиянии на поведение членов общества системы социальных ценностей (коллективизм или культ частной собственности и пр.).
Директивное регулирование заключается во влиянии на поведение людей общих директив, программ действий, исходящих от органов государственной власти (напр., программа развития малого предпринимательства).
Информационное регулирование заключается во влиянии на поведение людей путем распространения через СМИ сведений о конкретных случаях поведения как образцах для подражания, либо для осуждения (раньше - ударники труда, сейчас – правонарушители).

2.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие «норма» в широком смысле означает правило, руководящее начало.
Различают социальные и несоциальные нормы.
Несоциальные нормы регулируют отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами. Они отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми.

 Они отличаются от других правил поведения следующим:
1. Они регулируют типичные, повторяющиеся, наиболее важные связи между людьми.
2. Рассчитаны на применение многими людьми.
3. За их неисполнение налагаются различного рода наказания - санкции.
В качестве социальных норм используются:
1. Обычаи.
2. Моральные нормы.
3. Религиозные нормы.
4. Корпоративные нормы.
5. Нормы права.
Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными
психологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»).
Моральные нормы – это правила поведения людей на основе их представления о добре и о зле, о справедливости и других нравственных ценностях. Моральные нормы существуют в сознании людей, отражаются в литературе, искусстве, СМИ.
Религиозные нормы устанавливаются различными вероисповеданиями. Они регулируют как отношение к божественному началу, так и поведение людей. Религиозные нормы отражаются в различных книгах (Библия, Коран).
Корпоративные нормы устанавливаются объединением граждан. Отражаются в уставах, программах и других документах организаций. К нарушителям применяются меры морального и дисциплинарного воздействия .

Нормы права – это установленные и поддерживаемые государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Занимают ведущее место среди всех социальных норм.
Обладают следующими специфическими признаками:
1. Обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы.
2. Их исполнение обеспечивается государственным принуждением.
3. Они характеризуются формальной определенностью и обязательно фиксируются в письменных официальных документах.
4.Образуют единую систему, в которой нормы согласованы и логически взаимосвязаны.

3.ПРАВО КАК НОРМАТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Спецификой доправового регулирования являлось преобладание немотивированных запретов.(ТАБУ)
Немногочисленные социальные нормы регулировали совокупность общественных отношений. Такие нормы называются мононормами (например,не убий).
Для правового регулирования общественных отношений характерно следующее:
1. Определение в нормах права что разрешается делать, что обязательно надо делать, что запрещается делать.
2. Выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами.
3. Нормы права обязательно фиксируются в письменном виде.

Основные этапы развития правового регулирования:
1. Зарождение правового регулирования в обществах, где происходило становление производящих форм экономики (земледелие, скотоводство).
2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (например, законы XII таблиц в Древнем Риме).
3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов (Гражданский Кодекс Наполеона).
В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы.
Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества.
4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей.
Этому этапу характерно:
а) Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина.
б) Возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд).
в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

Общие закономерности возникновения и формирования права:
1. Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»);
2. Далее к обычному праву добавляются оформленные в письменной форме правила поведения, устанавливаемые должностными лицами государств (королями, царями и др.) («писанное право»);
3. Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

Сфера правового регулирования.
Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами
и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

4. СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

1.
Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).
2.
Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право).
3. В некоторых странах
религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм.
4. Право связано с развитием и реализацией многих
корпоративных норм.
Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан.
5. Связь между несоциальными нормами и правом.
Нормы права
могут иметь ссылки на несоциальные нормы, соблюдение которых признается юридической обязанностью (правила техники безопасности). Нарушение таких несоциальных норм расценивается как правонарушение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право в системе социальных норм. Определение права.

Данная презентация сопровождает урок права в 10 классе социально-экономического профиля по базовому учебнику Кашанина и Кашаниной. рассмотрены виды норм поведения, соотношение права и морали, назначен...

Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией

Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс (общеобразовательный)Цель урока:-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;- рассмот...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Правовое регулирование права ребенка на родной язык в системе образования

Конституция РФ ст. 68, провозглашая государственным языком на всей территории страны русский язык, одновременно гарантирует всем ее народам право на сохранении родного языка, создании условий для его ...

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Право»

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Право»...

презентация " Право в системе социальных регуляторов"

презентация к уроку права "Право в системем социальных регуляторов" по УМК Л,Боголюбова...

Обществознание. Лекция. Право в системе социальных норм

Тема занятия: «Право в системе социальных норм»Цель занятия: - раскрыть специфику права в системе социальных норм.Задачи: Обозначить основные признаки права;Сравнить право и мораль;Изучить...