Правовое регулирование права ребенка на родной язык в системе образования
статья по праву

Кинякина Елена Алексеевна

Конституция РФ ст. 68, провозглашая государственным языком на всей территории страны русский язык, одновременно гарантирует всем ее народам право на сохранении родного языка, создании условий для его изучения и развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka_na_rodnoy_yazyk.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое регулирование права ребенка на родной язык в системе образования

Бабина Е. А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28», г. Люберцы, Россия

Россия – это многонациональное государство с федеративным устройством. В настоящий момент население страны говорит более чем на ста языках и диалектах, и для поддержания целостности государства необходимо соблюдать права каждого.

В таких условиях ведущая роль в консолидации многонационального общества принадлежит государственному языку Российской Федерации [1].

Конституция РФ ст. 68, провозглашая государственным языком на всей территории страны русский язык, одновременно гарантирует всем ее народам право на сохранении родного языка, создании условий для его изучения и развития [2].

Языки народов РФ признаются равноправными, и находятся под защитой государства. Помимо этого, предусмотрено, что Россия гарантирует каждому право на свободное использование родного языка без какой-либо дискриминации. Равно и как право гражданина РФ на свободный выбор языка образования, что закреплено в одной из норм Закона РФ «О языках народов РФ» [3].

Как выбор языка образования может перерасти в проблему не только лингвистическую, но и социальную и политическую, иллюстрируется в попытке «внедрения» в школы США так называемого Black English.

Потому это право было продублировано в законодательстве об образовании и, в первую очередь, в ст. 14 вновь принятого в 2012 году Федерального закона «Об образовании в РФ» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») [4]. При этом законодатель указывает на ограниченность этого права пределами возможностей предоставляемых системой образования. Эта формулировка представляется довольно замысловатой. Однако конкретизировано то, что реализация данных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций (отдельных классов, групп), а кроме того, необходимых условий для их функционирования [5].

Так же как и при изучении русского языка, преподавание и изучение родного языка должно происходить на основе имеющих государственную аккредитацию образовательных программ и в соответствии с ФГОС.

Право выбора образовательной организации с определенным языком воспитания и обучения детей принадлежит законным представителям ребенка.

Часть 2 статьи 68 Конституции РФ содержит право установления своего государственного языка только субъектам в статусе республик. Таким образом, приходим к выводу, что обучение на своем языке не возможно, если он не является русским или государственным языком республик РФ.

Статья 14 ФЗ «Об образовании в РФ» указывает, что реализация образования на родном языке не может осуществляться в ущерб преподавания и изучения русского языка.

Данному вопросу было посвящено Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. №16-П, в котором на предмет соответствия Конституции РФ рассматривалось положение законодательства Республики Татарстан, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки республики изучаются в равных объемах. Конституционного Суда РФ определил, в частности, что в отличие от русского языка, татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов РФ. Введение законам Республики Татарстан изучение татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституции РФ условия. Однако изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т. п. [6]

По моему взгляду эта выявленное несоответствие должно быть исправлено, так как в сложившейся ситуации стоит выступать со стороны заинтересованных лиц – учеников, которые вынуждены сдавать ЕГЭ по русскому языку наравне со сверстниками с других регионов.

Право пользоваться родным языком, как и преимущественная часть основных прав и свобод человека, не носит абсолютный характер. Оно призвано обеспечить реализацию интересов лица в определенной сфере общественно-культурных отношений, к примеру, в сфере образования. Поэтому правильно проводимая языковая политика будет способствовать сохранению социальной и экономической стабильности государства, развитию диалога и общероссийского единения всех народов России.

Литература:

1.Артеменко О. И. Статус Русского языка в системе общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mdn.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/publikacii2/stati/oi_artemen.html

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 21 июля 2014 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : КонсультантПлюс

3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 год № 1807-1 (ред. от 12 марта 2014 года) «О языках народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : КонсультантПлюс

4.Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 02 марта 2016 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : КонсультантПлюс

5. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : КонсультантПлюс

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2004 года № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : КонсультантПлюс