Тест юный юрист
олимпиадные задания по праву по теме

Анджелика Юрьевна Полушина

Подробный разбор заданий теста "Юный юрист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_yurist_2009-2010.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ К КОНКУРСУ «ЮНЫЙ ЮРИСТ» 2009-2010гг.

Выберите единственный правильный ответ:

1. По форме правления ФРГ является:

  1. федерацией
  2. унитарным государством
  3. президентской республикой
  4. парламентской республикой

2. По достижении какого возраста гражданин может самостоятельно внести вклад в кредитное учреждение?

  1. 10 лет
  2. 14 лет
  3. 16 лет
  4. 18 лет

3. В действующем наследственном законодательстве РФ установлено, что граждане, умершие в разное время, но в рамках одних календарных суток, считаются умершими одновременно. Данное утверждение представляет собой (с точки зрения теории права) пример:

А) Презумпции

Большинство обычных презумпций, которыми мы пользуемся в повседневности, сложились естественным образом и потому выражают обычный порядок явлений. Человеку свойственно улавливать устойчивую связь последовательных явлений и придавать ей характер закономерности, отдельные случаи нарушения которой лишь подтверждают общее правило. Если повысили пенсии, значит вскоре вырастут цены. Если заныла поясница, завтра испортится погода. Если дорогу перебежал черный кот, жди неприятностей. Во всех подобных случаях мы на основании некоторого реального события делаем обоснованное (как нам кажется) предположение о более или менее вероятном наступлении другого события. Первое из них называется основанием презумпции, второе — презюмируемым событием.

 юридическая презумпция всегда допускает возможность фактического опровержения, т.е. признает факт юридически достоверным, пока не будет доказано обратное (контрпрезумпция). Правовая презумпция — это предположение, основанное на вероятности, а потому лишь условно признаваемое за истину. Ведь вывод о существовании либо отсутствии некоторого факта, сделанный исходя из наличия факта-основания, может на практике оказаться как истинным, так и ложным. Степень вероятности правовых презумпций различна. Наряду с высоковероятными в праве присутствуют и маловероятные презумпции, например презумпция невиновности. Действительно, тот факт, что лицо, обвиняемое в совершении налогового правонарушения, в конечном итоге окажется невиновным, в большинстве случаев не подтверждается практикой. Наоборот, виновность таких лиц, как правило, устанавливается в ходе налогового процесса, и правонарушитель привлекается к ответственности.

 В качестве нормативного положения презумпция имеет обязывающий характер — в том смысле, что обязывает суд, разрешающий дело, признать презюмируемый факт без доказательств.

Б) Аксиомы ПРАВОВАЯ АКСИОМА (англ. axiom in law) - в праве самоочевидная истина, не требующая доказательств. П.а. отражают уже установленные и достоверные знания. Юридическая наука опирается на П.а. как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много (кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными вправах; ответственность может наступить только за винузакон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона и др.). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль

В) Принципа        Под правовыми принципами следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие и руководящие начала правовой регламентации, определяющие смысл, содержание и применение права.

Правовые принципы не могут быть отнесены к числу абстрактных понятий. Такой вывод можно сделать связи с тем, что данные принципы закреплены в содержании правовых норм. В связи с чем эти нормы необходимо выделять в процессе правоприменительной деятельности, поскольку они определяют смысл, содержание и применение права. Поэтому нормы-принципы имеют приоритетное значение при реализации правовых предписаний.

Таким образом, значение правовых принципов заключается в следующем. Во-первых, они определяют смысл, содержание и применение права. Во-вторых, они выполняют роль основополагающих и руководящих начал по отношению к остальным правовым предписаниям. В- третьих, они определяют основу правового статуса субъектов права.

Можно выделить несколько видов принципов права.

Прежде всего выделяют общие правовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ. Принцип может быть назван общеправовым, если он применяется во всех ситуациях реализации норм права независимо от их отраслевой принадлежности. К числу общеправовых необходимо отнести принцип законности, поскольку при построении всех без исключения правоотношений должно соблюдаться действующее законодательство. Общим правовым принципом является равенство всех перед законом и судом.

 Следующим видом являются межотраслевые принципы, то есть нормы-принципы, которые могут быть применены при регулировании не всех отношений, а только отношений, являющихся предметом смежных отраслей права, например, трудового, гражданского и административного.

К числу межотраслевых могут быть отнесены принципы свободы труда и запрещения принудительного труда, правовой охраны собственности. 

Следующим видом следует назвать отраслевые принципы, то есть нормы-принципы, применяемые при регулировании отношений, составляющих предмет отдельных отраслей права.

Данные принципы получают свое закрепление в Общей части соответствующей отрасли права.

Г) Фикции ПРАВОВЫЕ ФИКЦИИ — несуществующие факты, признанные законодательством существующими и имеющими в силу этого юридические последствия. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГК РФ «военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий». Фикции — это положения изначально неистинные. Так, в указанном процитированной нормы случае, военнослужащий или иной гражданин в действительности (т.е. фактически) не обязательно является умершим, но юридически таковым признается. Наличие в законодательстве такой фикции необходимо, поскольку без этого невозможно решить вопросы, вытекающие из брака, владения имуществом и т.п.

В европейском праве, в т.ч. российском (п. 2 ст. 1114 ГК РФ), еще из римского принципа fractionem diei non recipit lex (закон не принимает в расчет частей суток) <*> сложилась правовая фикция: лица, умершие в один и тот же день (коммориенты) считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно и не наследуют друг после друга - к наследованию призываются наследники каждого из них. До 2002 г. это правило хотя и не было установлено Кодексом, но применялось

По российскому налоговому праву задолженность по налогам умершего списывается как безнадежная (тоже своего рода фикция - в США таковая вполне удачно взыскивается)

4. Наименование нормативного правового акта «Закон Российской Федерации «Об образовании»:

  1. свидетельствует о том, что указанный акт был принят до принятия Конституции РФ 1993 г. (после наименование ФЗ,ФКЗ)
  2. свидетельствует о том, что указанный акт был принят после принятия Конституции РФ 1993 г.
  3. свидетельствует о том, что указанный акт является Федеральным законом
  4. противоречит Конституции РФ 1993 г.

5. Источник права, в наибольшей степени реализующий принцип формальной определённости:

А) Правовой обычай

Б) Нормативно-правовой акт

В) Правовые принципы

Г) Индивидуальный правовой акт

6.  В теории права принято различать право:

А) Объективное и субъективное

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

 

Б) Абсолютное и относительное

В) Физическое и юридическое

Г) Простое и сложное

7. В соответствии с теорией Г.Кельзена закон является правовым, если

     А) Реализует естественные права человека

     Б) Соответствует принципу формального равенства

     В) Соответствует вышестоящей правовой норме

                В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют “общие нормы”, установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.

     Г) Принят легитимным представительным органом

8. Симметричной называется федерация, в которой

А) граждане равны в своих правах и обязанностях

Б) субъекты обладают равным статусом

Различают федерации симметричные и асимметричные. Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов, обычно симметричные федерации возникают «снизу», на основе союза государств. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (примеры: провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство – Пуэрто-Рико – в США) или же федерация включает только субъекты, однако они имеют разные статусы и пользуются разными правами (пример: Российская Федерация). В некоторых федерациях имеются федеральные владения, как правило, это небольшие прибрежные территории или острова без стабильного населения. Иногда в федерациях элементами особого статуса пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством). Такие резервации есть в США, Австралии.

Каждая симметричная и асимметричная федерация имеет свои достоинства и недостатки. В принципе можно говорить о том, что симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз давать адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства. К тому же само разграничение симметричных/асимметричных федераций является достаточно спорным, идеально симметричных федераций нет, поскольку даже конституционно симметричная федерация имеет ту или иную «скрытую асимметрию». Наиболее часто она проявляется в неодинаковом представительстве регионов в верхней палате парламента (пример: представительство федеральных земель ФРГ в Бундесрате).

В) существует двухпалатный парламент

Г) и парламент, и правительство имеют право законодательной инициативы

9. Уголовный кодекс РФ является

А) Федеральным Законом

Б) Федеральным Конституционным Законом

В) Органическим законом

Г) Рамочным актом

10. Договор купли-продажи квартиры, заключённый между гражданином и лицом без гражданства,

А) является международным

Б) подлежит ратификации

В) не является нормативным

Г) является недействительным

11. Теория, согласно которой право происходит из народного духа называется:

А) материалистической

Б) социологической

В) психологической

Г) исторической Представители исторической школы права исходили из консервативного исторического понимания права. Их идеи были своеобразным противопоставлением концепции естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционнойбуржуазии.

Историческая школа права выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства, объясняя это тем, что право должно складываться исторически.

Важнейшим источником права был объявлен обычайкодификация законов отвергалась, а само право представлялось как система постепенного формирования «народного духа». Развитие права сравнивалось с развитием языка или некоторыми видами игр (такими как шахматы или карты, так как их правила формировались постепенно, по мере необходимости разрешить ту или иную ситуацию).

Ключевое понятие школы — «Народный дух» — это особенности правосознания нации. Главный фактор, влияющий на него — исторические условия, в которых народ возникает и формируется. «Народный дух» дан изначально и не способен к саморазвитию.

12. Референдум является формой реализации

А) Представительной демократии

Б) Разделения властей

В) Прямой демократии

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) по словам Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.

Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э., Великий Новгород в XII-XV веках), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

Г) Системы сдержек и противовесов

13. По критерию субъекта выделяют толкование

А)  номинальное и символическое

Б)  республик, краёв, автономных областей

В)  ограничительно и расширительное

Г)  аутентичное и делегированное

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное. Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс», изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.

Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения — стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,

Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

14. Глава исполнительной власти избирается всенародно в:

А) дуалистической монархии

Б) парламентской республике

В) президентской республике

Г) сословно-представительной монархии

15. К правонарушениям относятся

А)  дисциплинарные проступки

Б)   юридические фикции

В)   события

Г)    юридические поступки

16. Указы монарха в парламентской монархии

А) проходят процедуру сецессии

Б)  предусматривают необходимость контрассигнации

В) выносятся на всенародный референдум

Г) подвергаются секуляризации

17. В Австрии субъекты федерации носят название:

А) земли

Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федера ции (в некоторых федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся террито рия состоит только из субъектов). Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США. В Соединенных Штатах Микронезии и Пакистане — по 4 субъекта, в Эфиопии — 9, в Малайзии — 13, в Мексике — 31 и т.д. Субъекты федерации называются по-разному: штаты — в США, Индии, Эфиопии; провинции — в Канаде, Пакистане; земли — в Австрии, Герма нии; кантоны — в Швейцарии; эмираты — в ОАЭ.
Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мекси ке — все штаты, в Танзании — только Занзибар, в Индии свой конститу ционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автоно мии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управ ляют абсолютные монархи — эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть — однопалатные). Парламен ты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших канто нах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава — губернатор, премьер-министр, главный ми нистр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верхов ных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакистане у субъектов федерации собственного гражданства нет). Иног да штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы (создание федеративных образова ний, иных, чем существующая федерация, им запрещено), а также согла шения экономического и культурного характера с субъектами федера ций других государств (это делается главным образом между субъекта ми, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).
Иногда субъекты федераций создают свои представительства в дру гих государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.
Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, не зависимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или неравное, которое зависит от численнос ти населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танзании — там парламент однопалатный и действует иной порядок представительства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть консультативное однопалатное собра ние при правительстве с разным представительством эмиратов.
Штаты иногда создают свои координационные органы (совет глав правительств штатов, национальная ассоциация легислатур — законода тельных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в крупные экономические районы, которые не создают свои политические органы, но образуют разного рода экономические комитеты по различ ным совместным программам.

Б) края

В) кантоны

Г) штаты

18. Право главы государства подписывать и обнародовать законы, принятые парламентом, называют:

А) контрасигнатурой

Б) инаугурацией

В) промульгацией

промульгация (от лат. promulgatio — объявление, обнародование) — в конституционном праве ряда государств опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленныеконституцией или законом сроки. Только после промульгации закон, как правило, приобретает обязательную силу.

Г) инкорпорацией

19. По способу внесения изменений в конституции они делятся на:

А) мягкие и твёрдые

Б) октроированные и народные

В) гибкие и жёсткие

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены путем принятия обычного закона. Жесткие конституции изменяются только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента (иногда референдума), ратификации поправок определенным числом субъектов федерации. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные. Конституции, принятые любым способом, кроме октроирования в конституционном праве называются народными конституциями. Обычно народные конституции принимаются представительными органами — парламентом или учредительным собранием

Г) постоянные и временные

20. Одним из теоретиков концепции общественного договора, разделявший «волю каждого» и «общую волю», являлся:

А) Руссо

Так, базисное для него понятие общей воли, la volonte generate, не имеет четкого определения. Общая воля не является результирующей различных точек зрения политических партий или депутатов национального собрания. Общая воля каким-то необъяснимым образом оказывается подлинной "народной" волей. Общая воля, по Руссо, выражает интересы общества в отличие от частных интересов индивидов.

Кроме того, Руссо считал, что общая воля "всегда права". Если человек желает иного, чем то, к чему стремится общая воля, то есть к чему "действительно" стремится народ, то это происходит потому, что человек действительно не знает того, что для него является наилучшим, или того, что он действительно хочет. Значит, человек должен подчиняться общей воле не по принуждению. По Руссо, там, где правит общая воля, нет места принуждению.

Б) Локк

В) Гоббс

Г) Кампанелла

21. Неолитическая теория происхождения государства по своей сути наиболее близка к:

  1. классовой теории
  2. органической теории

Органические концепции происхождения государства


В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.

[Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Теории других представителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т. п.

  1. договорной теории
  2. патриархальной теории

22. Гражданское общество – это:

  1. совокупность граждан государства
  2. организация, основанная на добровольном членстве, в рамках которой действуют корпоративные нормы
  3. общество, в котором признаются и обеспечиваются на практике экономические, социальные и культурные права человека и гражданина
  4. относительно независимая от государства саморегулирующаяся сфера жизнедеятельности людей

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.


23. Названия какого вида актов в соответствии с устоявшимися правилами юридической техники не пишутся с прописной буквы?

  1. указ Президента Российской Федерации
  2. федеральный закон

В названиях высших органов власти все слова, кроме служебных (союзов, предлогов), пишутся с прописной буквы:

         Федеральное Собрание Российской Федерации,

         Совет Федерации,

         Государственная Дума Федерального Собрания РФ,

         Правительство Российской Федерации,

         Совет Министров Российской Федерации.

 В названиях государственных учреждений, общественных, профессиональных организаций, министерств, служб  первое слово (и все имена собственные) пишется с заглавной буквы, остальные – со строчной:

Генеральная прокуратура Российской Федерации,

Министерство юстиции Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации,

Главное управление внутренних дел Челябинской области,

Управление внутренних дел Ленинского района,

Федеральная служба исполнения наказаний,

Федеральная служба судебных приставов,

Пенсионный фонд Российской Федерации,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

Центральный банк Российской Федерации,

Сберегательный банк Российской Федерации,

Российский банк реконструкции и развития,

Коллегия адвокатов № 1 Адвокатской палаты Челябинской области.

Современные орфографические справочники предлагают аналогичным образом писать наименования высших органов судебной власти: Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ (так они и употребляются в СМИ). Но в официальных документах (в том числе и в тексте Конституции) всё же закрепилось иное написание:

          Верховный Суд Российской Федерации,

          Конституционный Суд Российской Федерации,

          Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

     С заглавной буквы пишутся все слова в словосочетаниях

          Президиум Верховного Суда Российской Федерации,

          Пленум Верховного Суда,

но: президиум Челябинского областного суда.

        В наименованиях типа Законодательное Собрание Челябинской области, Челябинская городская Дума слова «Собрание, Дума» пишутся с прописной буквы, так как сами являются названиями органов власти. Заглавные буквы в них выполняют смыслоразличительную функцию, подчеркивая отличие от нарицательных существительных (родительское собрание, тяжелая дума).

Официальные наименования высших должностей и званий пишутся с прописной буквы:

Президент Российской Федерации,

Председатель Правительства Российской Федерации,

Председатель Верховного Суда Российской Федерации,

Генеральный прокурор Российской Федерации.

Наименования должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы: министр юстиции, министр обороны, председатель областного суда, мэр города, губернатор области, глава городской администрации, прокурор области, советник юстиции.

  1. постановление Правительства Российской Федерации

В составных названиях государственных законов, важнейших документов первое слово пишется с прописной буквы:

Конституция Российской Федерации,

Уголовный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации,

Кодекс законов о труде Российской Федерации.

В словосочетании «федеральный закон» первое слово пишется с прописной буквы, если речь идет о конкретном законе, например: «Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации…», но «Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Слова «постановление, распоряжение, определение» в сочетании с другими словами пишутся со строчной буквы:

         распоряжение Президента Российской Федерации,

         постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации,

         определение Конституционного Суда Российской Федерации,

но: Указ Президента Российской Федерации,

      Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

  1. конституция Российской Федерации

24. Массовое неучастие избирателей в выборах в конституционном праве обозначают термином:

А) альтруизм

Б) аскетизм

В) абсентеизм

Г) агностицизм

25. Ограничение в дееспособности совершеннолетнего гражданина:

А) осуществляется органом опеки и попечительства

Б) осуществляется судом

Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 30]

1. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

2. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

В) осуществляется органами местного самоуправления

Г) невозможно ни при каких условиях

26. Как в гражданском праве называется договор, который считается заключенным с момента передачи вещи?

А) возмездным

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей

Б) консенсуальным

Консенсуальный договор (от лат. consensus — согласие) — гражданско-правовой договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон — признаётся заключенным с момента подписания его сторонами. Большинство гражданско-правовых договоров относится к консенсуальным (например, договор купли-продажидоговор найма и др.). Консенсуальный договор не требует каких-либо условий по оформлению и выполнению, кроме как обоюдное согласие сторон на его заключение

В) реальным

Реальный договор — гражданско-правовой договор, для признания которого заключённым требуется передача вещи, денежных сумм или другого имущества. Реальный договор вступает в силу с момента передачи объекта. Реальными являются, в частности:

  1. договор займа;
  2. договор аренды транспортного средства;
  3. договор хранения.

Г) фидуциарным

Договор доверительного управления имуществом — один из видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ[1]

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Договор доверительного управления имуществом реальный, фидуциарный, по общему правилу безвозмездный и односторонне обязывающий, хотя в предусмотренном договором случае может быть возмездным и в силу этого двусторонне обязывающим.

Как правило, для договора доверительного управления имуществом необходима простая письменная форма, за исключением случая передачи в доверительное управление недвижимого имущества. Несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом влечет его ничтожность (ст. 1017 ГК РФ).

27. Общим последствием признания сделки недействительной является:

А) натурализация

Б) приватизация

В) двусторонняя реституция

Главным имущественным последствием недействительности сделок является двусторонняя реституция (от лат. restituere - восстанавливать, возмещать, приводить в порядок). В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК, содержащей общие правила о последствиях недействительности сделок, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненнойработе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Например, при совершении договора купли-продажи часов недееспособным лицом часы должны быть возвращены продавцу, а деньги - покупателю, т.е. стороны возвращаются в положение, в котором находились до совершения сделки (первоначальное правовое положение).
Согласно п. 2 ст. 167 ГК двусторонняя реституция наступает во всех случаях недействительности сделки, если в законе не указаны иные имущественные последствия. Двусторонняя реституция, в частности, предусмотрена для случаев недействительности сделок, совершенных:
с нарушением формы;
с нарушением правил о государственной регистрации сделки;
с выходом за пределы правоспособности юридического лица;
с выходом за пределы ограничений полномочия на совершение сделки;
недееспособными гражданами;
малолетними, не достигшими четырнадцатилетнего возраста;
несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
гражданами, ограниченными в дееспособности;
гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими;
под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение.
Наконец, указанные последствия наступают при признании сделки недействительной как совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, если ни одна из сторон не допустила умысла.

Г) реквизиция

28. В Российской Федерации брачный договор заключается:

А) в  устной форме

Б) в простой письменной форме

В) в нотариальной форме

Брачный контракт можно заключить как до официальной государственнойрегистрации заключения брака, так и в любое время в самом браке. 
Хотя, сам договор, заключенный накануне государственной регистрации брака, вступает в силу, лишь с момента регистрации оного. 
Брачный договор, должен быть заключен в рукописной форме, и впоследующем быть, заверенным у нотариуса. То есть, брачный контракт,включен в число, немногочисленных на сегодняшний день сделок,подлежащих нотариальному удостоверению, в обязательно порядке. 
Для удостоверения брачного договора необходимо:
* удостоверения личности (паспорта) обоих сторон;
* свидетельство о браке;
* явка обеих сторон в нотариальную контору;
* правоустанавливающие имущественные документы, если договор требуетсязаключить в отношении имущества имеющегося в наличии, а также другиетребующиеся документы, необходимые для оформления сделки с даннымимуществом, как например, справки из Центра по недвижимости - длядоговора, определяющего дальнейшую судьбу квартиры.

Г) в письменной форме и регистрируется в органах ЗАГС

29. Сторонами договора хранения являются:

А) хранитель и поклажедатель

Статья 886. Договор хранения

1. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

2. В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.

Б) охранник и подрядчик

В) хранитель и заказчик

Г) смотритель и владелец

30. Организационно-правовая форма юридического лица, предполагающая, по общему правилу, личное трудовое участие членов юридического лица в его деятельности, распределение прибыли с учётом трудового участия членов юридического лица, называется:

А) полным товариществом

Полное товарищество — вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

Б) коммандитным товариществом

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

В) обществом с ограниченной ответственностью

О́бщество с ограни́ченной отве́тственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное обществоуставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Г) артелью

Арте́ль — в России добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.

Артели строились на договоре, обычно устном (иногда в большой артели при выполнении длительных и сложных работ — на письменном), содержавшем условия деятельности и обязательства её членов. Артель состояла, как правило, из близких: по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям. Первоначально артели возникали на основе общинных, земляческих, родственных и национальных связей, со временем, особенно с развитием рыночной экономики, эти связи расширялись. Управление артелью осуществлял староста (он же рядчик, подрядчик, батырь, кормщик, атаман, усредник и пр.), которого выбирали на общем собрании из числа наиболее энергичных, знающих и опытных членов артели. Кроме того, артелью избирались один или двое помощников старосты, иногда для контроля за ним — особые «наблюдатели».

Артели создавались для выполнения как разовых, временных (сезонных), так и постоянных видов работ. По характеру работ артели были сельскохозяйственные, промысловые, торговые, строительные, сферы «услужения», биржевые, творческие (артели писателей, художников, артистов) и др.

Выберите все правильные ответы:

31. Примерами договоров нормативного содержания (нормативных договоров) являются:

Договор нормативного содержания – это  один  из  важнейших  источников

права.

      Договор нормативного  содержания  –  это  соглашение  двух  или  более

субъектов  по  конкретному  вопросу,  в   результате   заключения   которого

устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права.

      Не каждый договор является нормативным.

      Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:

1. содержит норму общего характера;

2. добровольность заключения;

3. общность интереса;

4. равенство сторон;

5. согласие участников по всем существенным аспектам договора;

6. эквивалентность и, как правило, возмездность;

7.  взаимную  ответственность  сторон  за  невыполнение   или   ненадлежащее

   исполнение принятых обязательств;

8. правовое обеспечение.

      В  отличие  от  договоров  –  сделок  нормативный  договор  не   носит

персонифицированного, индивидуально –  разового  характера,  его  содержание

составляют правила поведения общего характера – нормы.

      По своему  содержанию  нормативный  договор  –  это  юридический  акт,

закрепляющий волеизъявления сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

      Такие  договоры  получили  распространение  в   трудовом   праве   при

заключении контрактов между  работодателем  и  работником,  в  международном

праве.  В  последние  годы,  указанные  договоры  стали  применяться   и   в

конституционном праве России. Например, в 1992 г. был заключен  Федеративный

договор между Российской Федерацией и ее субъектами  о  разграничении  между

ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был  заключен  Договор  между

Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметы  взаимного

делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры  были  заключены  и  с

другими субъектами Федерации.

      В  области  трудового  права  значительную  роль   продолжают   играть

коллективные  договоры.  Согласно  ст.7  Кодекса   законов   о   труде   РФ,

коллективный договор  –  правовой  акт,  регулирующий  трудовые,  социально-

экономические   и   профессиональные   отношения   между   руководителем   и

работниками на предприятии, в учреждении, организации.

      Следует подчеркнуть, что  договорное  право  –  юридический  фундамент

динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.  Принятый

11 марта 1992 г. Закон Российской  Федерации  «О  коллективных  договорах  и

соглашениях»  один  из  наиболее   значимых   актов,   цельно   регулирующий

взаимоотношения предпринимателей и наемных работников.

   В качестве основной формы  права  выступает  договор  в  международном

праве.  Международный  договор  –  это  явно  выраженное  соглашение   между

государствами и другими  субъектами  международного  права,  заключенное  по

вопросам, имеющим для  них  общий  интерес,  и  призванное  регулировать  их

взаимоотношения путем  создания  взаимных  прав  и  обязанностей.  Статья  2

Венской конвенции  о  праве  международных  договоров  содержит  нормативное

определение этого источника:  «Договор  означает  международное  соглашение,

заключенное  между  государствами  в   письменной   форме   и   регулируемое

международным правом, независимо от того,  содержится ли такое соглашение  в

одном документе, в двух или нескольких связанных

между  собой   документах,   а   также   независимо   от   его   конкретного

наименования»1.

      Существуют различные виды международных договоров:

двусторонние  и  многосторонние;  политические,  экономические  договоры   и

договоры, заключаемые по специальным вопросам.

Каждый из них содержит общие правила поведения  вступает как

результат согласования воль субъектов – участников того или иного  договора.

      В ряде государств, включая Россию, международные договоры,  в  которых

участвуют эти государства, рассматриваются как составная часть  национальной

правовой системы.

       Примером международно-правового договора нового  типа  может  служить

принятый 12 сентября 1990 г.   Договор  об  окончательном  урегулировании  в

отношении  Германии,   согласно  которому  «объединенная    Германия   будет

включать территорию

Германской Демократической Республики, Федеративной

Республики Германия и всего Берлина».

 III.  Международный  договор  как  источник  права  в  различных   правовых

      системах.

   1. Международный договор в системе права России.

      Вопросы соотношения и взаимодействия международного

права и правовой системы России  приобретают  особое  значение  в  контексте

процессов интеграции и глобализации.

[?] Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст.  772.  (Цитировано  по

учебнику М.Н. Марченко «Теория Государства и Права», М., 2002)

      Впервые положение о приоритете  правил  международного  договора  было

включено  в  Основы  гражданского  законодательства  Союза  ССР  и   союзных

республик. Статья 7 Гражданского  кодекса  РФ  восприняла  положение  Основ,

установив, что международные договоры  Российской  Федерации  применяются  к

отношениям,    которые    регулируются    гражданским     законодательством,

непосредственно, кроме случаев, когда из  международного  договора  следует,

что для его применения требуется издание внутригосударственного  акта.  Если

международным договором РФ установлены правила, отличные от  предусмотренных

гражданским  законодательством,  то  применяются  положения   международного

договора.

      Конституция  Российской  Федерации  1993   г.   в   ст.15   утверждает

общепризнанные  принципы  и  нормы  международного  права  и   международные

договоры Российской Федерации в качестве составной  части  правовой  системы

Российской Федерации. Они действуют на  основе  принципа  непосредственности

действия международно-правовых норм. Однако  речь  идет  не  о  любой  норме

международного  права,   а   лишь   об   императивных   нормах,   обладающих

общеобязательным характером.

    На  основе  анализа  положения  Конституции  РФ   о   том,   что,   если

международным договором РФ установлены  иные  правила,  чем  предусмотренные

законом, то применяются правила международного договора, нельзя  утверждать,

будто приоритет над национальным законодательством  имеют  любые  договорные

нормы   международного   права.   Подобным   договором    является    только

международный    договор    Российской    Федерации     межгосударственного,

межправительственного или межведомственного  характера,  ратифицированный  и

официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует,  что  речь

идет лишь о ратифицированном международном договоре,  именно  такой  договор

выступает  в  качестве  источника  российского  права.   Именно   в   момент

ратификации  международного  договора   Россия   принимает   на   себя   все

обязательства по нему. Это нашло отражение в  формулировке  Верховного  Суда

РФ,  отметившего,  что  речь  идет  о  международном  договоре,  «решение  о

согласии  на  обязательность  которого  для  РФ   было   принято   в   форме

федерального закона».

    Соотношение норм международного права и международных  договоров  России

наряду с ч.4 ст.15 Конституции закрепляется в  п.»б»  ст.86,  п.»г»  ст.106,

ч.6  ст.125  Конституции  Российской  Федерации  и  Федеральном  законе   «О

международных договорах Российской Федерации».

    Российское законодательство в ст.6 Федерального закона «О  международных

договорах Российской Федерации»  закрепляет  следующие  процедуры  включения

положений международно-правовых актов,  международных  соглашений  России  в

российскую правовую систему:

    а)   согласие   Российской   Федерации   на   обязательность   для   нее

международного договора;

    б) подписание международного договора;

    в) обмен документами, образующими договор;

    г) ратификация;

    д) утверждение;

    е) принятие;

    ж) присоединение;

    з) иные способы выражения согласия по договоренности сторон.

    Федеральным законом «О  международных  договорах  Российской  Федерации»

устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые  к  данной

процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на  ратификацию

международных договоров обладают только  Президент  Российской  Федерации  и

Правительство  Российской  Федерации  (единственное  исключение   из   этого

положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования  к

содержанию  предложения  о   ратификации:   оно   должно   содержать   копию

официального текста международного  договора,  обоснование  целесообразности

его   ратификации,   определение   соответствия   международного    договора

законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции  РФ,  а

также  оценку   возможных   финансово-экономических   и   иных   последствий

ратификации международного договора.

    Федеральный  закон  «О  международных  договорах  Российской  Федерации»

впервые  в  отечественном  праве  закрепляет   положение,   что   вместе   с

осуществлением  процедуры  ратификации  должны  быть  определены   меры   по

обеспечению  выполнения  Россией  ратифицируемого  договора   и   выработаны

механизмы защиты интересов  России  в  связи  с  участием  в  ратифицируемом

договоре.  На  международные  договоры  в   полной   мере   распространяется

положение Конституции Российской  Федерации  об  обязательном  опубликовании

нормативных правовых актов  и  о  неприменении  любых  нормативных  правовых

актов, затрагивающих права, свободы и  обязанности  человека  и  гражданина,

если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ).

    Часть 6 ст.125  Конституции  РФ  закрепляет  положение  о  том,  что  не

соответствующие Конституции РФ международные договоры  Российской  Федерации

не подлежат введению в  действие  и  применению.  Таким  образом,  приоритет

международных договоров не распространяется на Конституцию РФ.  Более  того,

Конституционный  Суд  Российской  Федерации  согласно  п.  «а»,  «з»  ст.125

Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии  не  вступивших  в  силу

международных договоров Конституции РФ.

  1. международный договор
  2. международная конвенция
  3. договор дарения
  4. публичный договор
  5. коллективный договор
  6. брачный договор

32. Какие из приведенных высказываний неверны?

  1. «субъектами правоотношений могут быть либо граждане, либо юридические лица»
  2. «правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность»

Субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Под дееспособностью (физических лиц) имеется в виду способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. У юридических лиц, органов государства и общественных организаций право- и дееспособность, как правило, не разрываются, всегда вместе присутствуют у правомочного юридического лица.

Правовой статус — это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права.

Виды субъектов права различаются по-разному, для правоотношений в сфере частного права и в сфере публичного права. В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и других отраслей природопользования и т.п.) субъекты права подразделяются на физических (все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства) и юридических (все предприятия и их объединения, а также учреждения и общественные объединения (в том числе — религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности) лиц.

Правосубъектность физических и юридических лиц выражается в их правоспособности и дееспособности. Все физические лица имеют равную правоспособность в области частно-правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста.

В)  «юридическое содержание правоотношения составляют субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности» Содержание правоотношения — это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Г)«все юридические факты могут быть разделены на юридические акты и юридические поступки»

Д)«правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно»

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и составляет единое качество праве дееспособности. Правосубъектность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в его уставе. В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты права на осуществление полномочий по осуществлению властных функций государственной власти, управление правосудия. Только прямо указанные в закона полномочием (властные права и обязанности) составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же и их неосуществление является неправомерными, незаконными действиями.

Е)«правоотношения носят волевой характер»

Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий либо бездействия. Даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания, в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности.

При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит предоставительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

В юридической науке принято использовать понятие "структура правоотношения". Элементы этой структуры следующие: 
а) содержание правоотношения; 
б) субъекты правоотношения; 
в) объект правоотношения.

33. Мерами гражданско-правовой ответственности являются:

Гражданско-правовая ответственность - одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, влекущих для правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.

Основные черты гражданско-правовой ответственности:

Во-первых, как правило, гражданско-правовые санкции взыскиваются в пользу потерпевшего, а не в пользу государства.

Во-вторых, гражданско-правовая ответственность носит восстановительно-компенсационный характер, то есть восстановить имущественное положение потерпевшего и компенсировать причиненный ему вред.

В-третьих, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции - предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые судом к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Большинство гражданско-правовых санкций являются компенсационными, имея целью возмещение потерпевшей от правонарушения стороне понесенных ею имущественных потерь. Примером таких санкций служит возмещение убытков (п. 2 ст. 15 ГК). Гражданскому праву известны и штрафные санкции, которые взыскиваются с правонарушителя в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков, например неустойка за просрочку исполнения по договору.

Возмещение убытков - установленная законом мера гражданско-правовой ответственности, применяемая как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.

Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда). Они складываются,

  1. во-первых, из расходов, которые потерпевшее лицо либо произвело либо должно будет произвести для устранения последствий правонарушения;
  2. во-вторых, в состав убытков включается стоимость утраченного или поврежденного имущества потерпевшего;
  3. в-третьих, сюда входят неполученные потерпевшей стороной доходы, которые она могла бы получить при отсутствии правонарушения (п. 2 ст. 15 ГК).

Расходы потерпевшего и повреждение его имущества охватываются понятиемреального ущерба. Не полученные потерпевшим доходы составляют его упущенную выгоду. Гражданский закон исходит из принципа полноты возмещения убытков (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК) и допускает ограничение имущественной ответственности лишь в исключительных, прямо предусмотренных законом либо договором случаях (ст. 400 ГК).

2.Уплата неустойки.

Неустойка представляет собой определенную договором (договорная неустойка) или законом (законная неустойка) денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК).

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Существуют две формы неустойки: штраф и пени. Первый представляет собой однократно взыскиваемую сумму, которая может выражаться в виде твердой денежной суммы или процентов пропорционально заранее определенной величине (например, 3% от стоимости не переданного в срок товара). Пеня представляет собой неустойку, исчисляемую непрерывно, нарастающим итогом за каждый период просрочки (например, 0,1% за каждый день просрочки возврата полученного в банке кредита).

В зависимости от оснований ее установления различается неустойка, предусмотренная в законе (законная неустойка) и в договоре (договорная неустойка). Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, но не уменьшен.

3.Компенсация морального вреда.

Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания лица, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умалением иных его личных (нематериальных) благ - посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т.д.

Такой вред сам по себе не может быть компенсирован гражданско-правовыми (имущественными) способами, так как не поддается точной материальной оценке. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, он может быть возмещен в денежной форме с учетом требований разумности и справедливости, а также индивидуальных особенностей потерпевшего и других обстоятельств причинения вреда (ст. 151, 1101 ГК).

  1. Раздел наследства между наследниками
  2. Возмещение убытков
  3. Двусторонняя реституция
  4. Компенсация морального вреда
  5. Истребование имущества из чужого незаконного владения

34. Нормативно-правовой акт является источником права в следующих странах:

  1. Российской Федерации
  2. США
  3. Турции
  4. Великобритании
  5. Индии
  6. Саудовской Аравии

35. Элементами структуры правовой нормы являются:

А) гипотеза

Б) композиция

В) институт

Г) отрасль

Д) санация

Е) диспозиция

36. Односторонней сделкой является:

А) договор дарения

Б) завещание

В) договор аренды

Г) причинение вреда имуществу гражданина

Д) выдача банковской гарантии

Е) договор займа

37. Аналогия права допускается в

АНАЛОГИЯ ПРАВА - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение А.п. в уголовных делах.

            А) семейном праве

Б) финансовом праве

В) гражданском праве

Г) административном праве

Д) уголовном праве

38. К частно-правовым методам правового регулирования относятся методы:

  1. автономии воли участников
  2. субординации
  3. юридического равенства участников
  4. императивный
  5. талиона
  6. власти и подчинения

39. В соответствии с действующим наследственным законодательством Российской Федерации наследодателем может быть: Наследодателем может быть любое физическое лицо, так как в ст. 1110 ГК РФ говорится о переходе по наследству имущества умершего. Умереть может только физическое лицо, а не юридическое.

Статья 1116 ГК РФ дает полный перечень лиц, которые могут призываться к наследованию:

1) граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства;

2) зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства;

3) лица, указанные в завещании;

4) юридические лица, указанные в завещании и существующие на день открытия наследства;

5) Российская Федерация: по завещанию и по закону;

6) субъекты Российской Федерации - по завещанию;

7) муниципальные образования - по завещанию;

8) иностранные государства - по завещанию;

9) международные организации - по завещанию.

Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Наследственное право определяет, что наследник - лицо, которое призывается к наследованию в связи со смертью наследодателя. В качестве наследника может выступать любой субъект гражданского права. Положение государства как наследника имеет определенную специфику. По действующему законодательству, в соответствии с п. 3 ст. 1153 ГК РФ, должен был быть принят специальный закон, регулирующий порядок приобретения, учета и передачи в собственность государства наследуемого имущества. Однако такой закон пока не принят.

Наследодателем является лицо, имущество которого после его смерти переходит к другим лицам. Наследодателями могут быть граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

А) Несовершеннолетний гражданин

Б) Животное

В) Недееспособный гражданин

Г) Юридическое лицо

Д) Государство

Е) Полностью дееспособный гражданин

40. Какие законопроекты требуют заключения Правительства Российской Федерации?

А) о гражданстве

Б) об освобождении от уплаты налогов

В) о выпуске государственных займов

Г) о выборах Президента Российской Федерации

Д) о введении налогов

Е) об изменении финансовых обязательств государства


Вставьте правильный ответ (или впишите пропущенное слово)

41.  Лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц именуют (название имеет шведское происхождение)____________ омбудсмен_.

Институт омбудсмена, в международном праве является сравнительно новым. Создание и деятельность международных и региональных омбудсменов (комиссаров) пришлось на 1990-е гг. Таковыми стали Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека, Омбудсмен Европейского Союза. С тех пор их роль и функции в межгосударственных отношениях существенно возросли.

В нашей стране институт омбудсмена именуется институтом Уполномоченного по правам человека. В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. В Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587 (утратил силу). Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят 26 декабря 1997 года. Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Считается, что российский вариант ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

42. Назовите основоположников теории разделения властей (2 фамилии)______________

Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Система разделения властей включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

· коллегиальность деятельности;

· отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

· организационный характер;

· ориентация на практическую реализацию законодательства;

· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

Судебная власть.

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется ещё один принцип - принцип несменяемости судей. Данный принцип в последнее время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда, чем юридически закреплен принцип круговой поруки в судейском сообществе.

Результатом такого положения как раз и стало появление имени нарицательного "Бассманный суд". Надо отметить, что во всех развитых государствах судьи являются выборными. В России также согласно ФЗ "О мировых судьях" мировые судьи также являются выборными.

43. Римские сенаторы говорили: «Коих присутствие достаточно». В Англии при выборе членов суда эту фразу произносили в вольном переводе: «Столько, сколько потребуется». Какое понятие используется в настоящее время? ________________________.

КВОРУМ [лат. quorum (praesentia sufficit) - которых (присутствие достаточно)] - количество присутствующих на каком-л. собрании, заседании, необходимое для признания его решений действительными.

44. Науку гражданского права иначе именуют ____________цивилистика________________________.

45. В соответствии с действующим гражданским законодательством РФ органами опеки и попечительства являются ________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

Статья 34. ГК РФ Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
 Статья 35. Опекуны и попечители

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.
2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.
3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.
4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.
3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.
4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.
5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

46. Лицо, подписывающее сделку по просьбе гражданина, который вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, называется ______________________________. Рукоприкладчик ( от руку приложил) - лицо, подписывающее сделку за другое лицо, которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может подписаться собственноручно. 

В Гражданском кодексе дан исчерпывающий перечень случаев, когда разрешается подписание сделки не самим гражданином, являющимся стороной сделки, а по его просьбе другим лицом. Такое лицо именуется рукоприкладчиком. ГК подписание сделки рукоприкладчиком допустимо, если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться. Подпись рукоприкладчика должна быть нотариально удостоверена с указанием причин, в силу которых совершающий сделку гражданин не мог подписать ее собственноручно. Для рукоприкладчика никаких прав и обязанностей по сделке, которая им подписана, не возникает. Он не становится ее участником. 

Для соблюдения простой письменной формы обязательным условием является подписание документа уполномоченным лицом. Если гражданин не может собственноручно подписать документ вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности, то по его просьбе документ может подписать другой гражданин. Следует иметь в виду, что рукоприкладчик - гражданин, подписывающий документ по просьбе другого лица, сам не является участником сделки. Никаких прав и обязанностей по сделке, которая им подписана, в отношении рукоприкладчика не возникает. Его роль сводится исключительно к восполнению физического недостатка, неграмотности либо проявлений болезни лица, являющегося действительным участником сделки. 

47. В соответствии с нормативистской теорией Г. Кельзена основная норма может быть представлена в виде следующего высказывания: « _____________________».

48. В соответствии с действующим законодательством выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации осуществляются по ____________пропорциональной____________системе.

49. Санкция ____________________нормы права не предусматривает негативных последствий совершения правонарушения, а, наоборот, предполагает положительные последствия реализации её диспозиции.

50. Представителем какой теории происхождения государства является К.Виттфогель? _________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

Методические указания для юристов 2-3 курса

Данные методические указания  предназначаются для  самостоятельной работы студентов 2-3 курсов по специальности 0201.Цель издания – способствовать в выполнении  самостоятельной  ра...

Программа и тематическое планирование кружка "Юный юрист"

Данная программа разработана и выполнена в первом году обучения.  Так как группа кружка формируется из разновозрастных  учащихся (5-11 кл.), каждая возрастная подгруппа занимается по группов...

Программа дополнительного образования "Азбука юного юриста"

Настоящая программа имеет интелектуально-познавательную направленность, при этом программа направлена не только на расширение содержа...

Тест "Юный краевед"

Тест по теме "Краеведение" для учащихся по программам "Юный турист"...

Тест "Юный медик"

Тест по медицине для учащихся по программам "Юный турист"...