Урок по праву в 10 классе "Нарушение и защита прав человека"
презентация к уроку (право, 10 класс) по теме

Разработка урока по праву с использованием мультимедийной презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение и защита

прав человека

Урок по предмету «Право»

в 10 классе

Подготовила и провела

учитель истории и обществознания

Гимназии №4 г. Можайска

Черкасова Наталья Игоревна

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и практической работы.


Цели урока:

на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;

охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;

закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы: беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия: геноцид; апартеид; расизм; дискриминация.

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме; закрепление навыков работы с документами; закрепление навыков исследовательской работы; закрепление навыков решения практических задач; научить защищать свои права всеми возможными законными способами.

Ход  урока:

1.  Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.

2. Объявление темы, постановка цели.

Тема нашего урока - «Нарушение и защита прав человека»  (слайд 1)

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека».

                                                                                                                                              (слайд 1)

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока  (ответы учащихся).

Итак, цель урока – охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека (слайд 2).

И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).

«Как защитить свои права?» (слайд 2).

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

На прошлых занятиях мы говорили об истории возникновения основных прав и свобод, поколениях прав человека и анализировали основные положения Всеобщей декларации прав человека

Повторение пройденного материала:

1) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

2) Какие группы прав человека мы знаем?

3) Приведите примеры прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня мы с вами продолжим работать с источниками международного права и  расширим свои знания в области прав человека.

На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Нарушение прав человека: уроки истории.

3.Факты нарушений прав человека в современном  мире.

4. Защита прав человека в России.

5. Международная защита прав человека (слайд 3).

4. Открытие новых знаний.

Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их (слайд 4). Обратимся к правовым источникам.

         Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).

Геноцид  (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

убийства членов этой группы;

причинения тяжкого вреда их здоровью;

мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;

принудительной передачи детей;

предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеи́д   (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми (слайд 6).

Дискриминация - (лат. Discriminatio — различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т.д. (слайд 6).

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому (слайд 7).

Учащиеся представляют свои исследовательские проекты по теме  «Нарушение прав человека: уроки истории».

Давайте обобщим результаты вашей работы.

Самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид (слайд 8).

Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895—1923 гг.

Истребление нацистской Германией во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян.

Истребление в годы Второй мировой войны профашистским хорватским режимом Павелича сербов.

Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975—1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев.

Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака —1987—1989 годов.

Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси.

Резня в Сребренице (1995) — массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами (слайд 9).

Самые страшные преступления против человечества совершались во время Второй мировой войны (слайд 10 – видеофрагмент об узниках фашистских концлагерей).

В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили:  11 млн. человек на оккупированных территориях СССР;  6 млн. евреев;  200 тыс. цыган (слайд 11).

Но, к сожалению, люди не извлекли уроков из этой страшной войны. Преступления против человечества продолжают совершаться в разных точках земного шара.

В 1975—1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн. человек. В Руанде 1994 года истреблено 800 тыс.  В окрестностях г.Сребреница  в 1995 г. было уничтожено  по приблизительным подсчетам от 8 до 10 тыс. человек (слайд 12).

Одной из форм нарушений прав человека является расизм (слайд 13).

Расизм в США.  Чернокожие в Америке:

не допускались к участию в выборах

не могли учиться вместе с белыми

должны были занимать специально

отведенные места в транспорте и т.д.

В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения. Расовая дискриминация была запрещена (слайд 14).

Примером массового нарушения прав человека является политика апартеида, проводимая в ЮАР во второй половине 20 века (слайд 15).

Апартеид в ЮАР:

 предписывал народам банту проживать в специальных резервациях

 лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав

 запретил межрасовые браки

 ввел раздельный общественных транспорт, школы, больницы и т.д. (слайд 16).

К сожалению, примеры массового нарушения прав человека мы находим и в современной жизни, в нашей стране (слайд 17).

Примером тому могут служить этнические чистки в Чечне  — насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г.

В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов.

В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек, а возможно, и больше» (слайд 18).

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них — русские.

Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей (слайд 19).

Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо вызвали шок во всем мире. «Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали»,- вспоминал один из узников тюрьмы Гуантанамо (слайд 20).

Сейчас идет настоящая война в Ливии. Каждый день мы узнаем о новых жертвах среди мирных жителей (слайд 21).

Что вам известно о событиях в Ливии? Каково ваше мнение о событиях, которые происходя там? Какие права человека нарушаются в ходе войны? (ответы учащихся).

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан (слайд 22).

Решение задач (слайд 23).

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…» (слайд 24 - рефлексия).

А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека (слайд 25).

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей (слайд 26).

Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? (ответы учащихся) У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека (слайд 27).

К ним относятся:

Европейский суд по правам человека

Комитет по правам человека ООН

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

Комиссар Совета Европы по правам человека (слайд 28).

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов. 

 

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали… (слайд 29), (ответы учащихся).

Вернемся к главному вопросу нашего урока: как защитить свои права? (слайд 30)

(ответы учащихся)

6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 31), привести примеры нарушений прав человека и определить, способы защиты нарушенных прав.

Учитель объявляет об окончании урока и благодарит учащихся за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения и защита прав человека Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека. Марк Туллий Цицерон

Слайд 2

охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека Главный вопрос урока: к ак защитить свои права ? Цель урока:

Слайд 3

План урока: 1 . Виды нарушений прав человека . 2. Нарушение прав человека: уроки истории . 3. Факты нарушений прав человека в современном мире . 4. Защита прав человека в России . 5. Международная защита прав человека .

Слайд 4

Виды нарушений прав человека

Слайд 5

Геноцид (от греч . γένος — род, племя и лат . caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную , этническую , расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения; принудительной передачи детей; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этой группы. Апартеи́д (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д .) – крайняя форма дискриминации цветного населения , существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века .

Слайд 6

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Дискриминация - ( лат. Discriminatio — различение ) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку . В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса , национальность , гражданство , родство , пол , религиозные убеждения , возраст , инвалидность , род занятий и т . д .

Слайд 7

Нарушения прав человека: уроки истории

Слайд 8

Геноцид

Слайд 9

Истребление и депортация армян в Османской империи в 1895—1923 гг. Истребление нацистской Германие й во время Второй мировой войны евреев, цыган и славян . Истребление режимом Пол Пота и Иенг Сари в 1975—1979 годах в Камбодже до трёх миллионов камбоджийцев . Истребление иракскими войсками курдского населения северного Ирака —1987—1989 годов. Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, представители племени хуту истребили 800 тысяч членов племени тутси . Резня в Сребренице (1995) — массовое убийство боснийских мусульман боснийскими сербами.

Слайд 11

11 млн . человек на оккупированных территориях СССР 6 млн . евреев 200 тыс . цыган В годы Второй мировой войны фашисты уничтожили

Слайд 12

В 1975—1979 годах в Камбодже было уничтожено 3 млн . человек В Руанде 1994 года истреблено от 8 до 10 тыс . человек В окрестностях г . Сребреница в 1995 г . б ыло уничтожено 800 ТЫС . ЧЕЛОВЕК

Слайд 13

Расизм

Слайд 14

Расизм в США Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Чернокожие в Америке: не допускались к участию в выборах не могли учиться вместе с белыми должны были занимать специально отведенные места в транспорте и т . д . В 60-е годы 20 века в США развернулось движение за гражданские права чернокожего населения . Расовая дискриминация была запрещена .

Слайд 15

Апартеид

Слайд 16

Апартеид в ЮАР: предписывал народам банту проживать в специальных резервациях лишил чернокожих жителей почти всех гражданских и политических прав запретил межрасовые браки ввел раздельный общественных транспорт , школы , больницы и т . д .

Слайд 17

Нарушения прав человека в современном мире

Слайд 18

Этнические чистки в Чечне — насильственные действия, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского, украинского, армянского и т. д.), населения в Чеченской Республике и осуществляемые по этническому признаку с момента прихода к власти Джохара Дудаева в 1991 г. В Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс . человек были фактически превращены в рабов. В 2002 году президент России Владимир Путин заявил, что в «результате этнических чисток в Чечне погибло до 30 тыс. человек , а возможно, и больше». Чечня

Слайд 19

5 февраля 2000 года российскими военными были расстреляны 56 мирных жителей в посёлке Новые Алды и прилегающих районах города Грозного. Большинство убитых карателями жителей были чеченцы, а некоторая часть из них — русские. Россия проиграла все процессы по этому делу перед Европейским судом по правам человека. Российский ОМОН действовал предельно жестоко, расстреливая детей, женщин и стариков, а затем сжигая огнеметом ещё живых людей .

Слайд 20

«Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать. Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали» Пытки и издевательства над заключенными в американских военных тюрьмах Абу-Грейб и Гуантанамо

Слайд 21

Сейчас там продолжают погибать люди! Гражданская война в Ливии

Слайд 22

Нарушение прав человека в повседневной жизни

Слайд 23

Гражданке Сидоровой было отказано в приеме на работу секретарем-референтом на том основании, что ей уже исполнилось 45 лет, а фирма-работодатель предпочитает иметь дело с молодыми, активными и перспективными работниками. Сидорова обратилась в суд. Какой принцип был нарушен работодателем? Комарова похоронила мужа, умершего от опухоли головного мозга. Лечивший его врач сказал, что причиной заболевания является плохая экология. Желая прояснить ситуацию с экологической обстановкой в своем районе, Комарова обратилась в префектуру Центрального округа города Москвы. «Данные об экологической обстановке являются секретными» - заявил в ответ чиновник. Прав ли чиновник? Редакция газеты «Вечернее обозрение» опубликовала статью, в которой описывается серия преступлений. Виновным в совершении данных преступлений журналисты назвали гражданина Б., находящегося под следствием. Адвокат и его подзащитный сочли, что этими публикациями нарушаются конституционные нормы и потребовали от редакции компенсации морального вреда.

Слайд 24

Права человека нарушаются тогда , когда …

Слайд 25

Защита прав человека в России

Слайд 26

Система защиты прав человека Институт Уполномоченного по правам человека в РФ Комиссия по правам человека при Президенте РФ Прокуратура РФ Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ Правоохранительные органы судебная защита несудебная защита неправительственные правозащитные организации Межрегиональный центр прав человека Общество «Мемориал» Антифашистский центр Комитет солдатских матерей Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Высший Арбитражный Суд РФ Суды субъектов федерации , районные (городские) суды Мировые судьи

Слайд 27

Международная защита прав человека

Слайд 28

Европейский суд по правам человека Комитет по правам человека ООН Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН) Управление Верховного комиссара ООН по правам человека Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ) Комиссар Совета Европы по правам человека

Слайд 29

Сегодня на уроке мы узнали …

Слайд 30

Главный вопрос урока: как защитить свои права ?

Слайд 31

Нарушения прав человека Способы защиты нарушенных прав 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Д/ з § 34 , 35 Приведите случаи нарушения прав человека, свидетелями которых вы являлись. Как общество может противостоять этим нарушениям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по обществознанию в 9классе "Защита прав потребителей".

Тема:  КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫ.  КУЛЛАНУЧЫ ХОКУКЛАРЫН ЯКЛАУ.Максат:- гражданнар кодексы һәм “Кулланучының  хокукларын яклау турындагы” закон нигезендә укучыларны кулланучының төп хокуклары ...

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"...

Право п.29. Международная защита прав человека

Международные договоры о правах человека. Нарушения и защита прав....

Права человека. Международная защита прав человека.

Презентация по курсу "Право" 10 класс. Разработана к уроку "Международная защита прав человека" раздел "Право и личность" (учебник "Право" 10 класс углубленный ...