Игра "Шаги по правовому лабиринту"
план-конспект занятия по праву по теме

Урок-игра по праву

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagi_po_pravovomu_labirintu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра: Шаги по правовому лабиринту.

Разработал  учитель истории и обществознания МОУ «СОШ№74»: Семеняченко Н.П.      

Цели игры:

- повышение уровня правовой культуры учащихся МОУ «СОШ№74»

 - формирование понятия – уважение к закону

- формирование мотивов к активному изучению права как науки.

Задачи игры:

- закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка

- развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях.

Оборудование к игре:

  1. Спроектировать на экран актового зала эпиграф:

Право-это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

Право-это всё что истинно и справедливо. (В.Гюго)

  1. Над сценой повесить портрет А.Д.Сахарова-великого гражданина России.

Содержание игры:

     

 Ведущая: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведёт к отсутствию уверенности в себе. К, сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих то правах, когда не осознаёшь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объёмом информации о своих правах, у него имеется не мало способов отстоять их, защитить себя и других. Наша игра позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям!

Игра включает 7 этапов:

  1. Представление команд.
  2. Разминка.
  3. Конкурс «Вредные советы».
  4. Конкурс «Правовая сказка».
  5. «Заморочки»
  6. «Взрослые и дети».
  7. Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права).

Сейчас я попрошу вас разбиться на 4 команды.

Президентский совет получает специфическое задание, они являются журналистами, готовят репортаж с игры в школьную газету, а двое из них будут членами жюри и подведут итоги ролевой игры.

Ведущая: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название должно соответствовать теме: «Права человека». Высший бал-2 балла. (Команды представляют свои названия, например «Свободный выбор», «Профсоюз», «Гражданин», «Лига прав человека» ит.д.)

Ведущая: Второй шаг по лабиринту называется «Разминка». Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 3 вопроса: 3понятия назвать на основе данного определения. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны!

Вопросы команде №1

  1. Система общеобязательных правил поведения, закреплённых в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства (право).
  2. Основной закон государства, обладающей высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан (конституция).
  3. Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое (преступление).

Вопросы команде №2

  1. Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей (правовое государство).
  2. Противоправное поведение гражданина (правонарушение).
  3. Законодательный орган власти в России (Федеральное собрание)

Вопросы команде №3

  1. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом (правовая ответственность).
  2. Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок (республика).
  3. Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году (Конвенция о правах ребенка)

Вопросы команде №4

  1. Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной  территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории (государство).
  2. Главные защитники прав ребенка (родители)
  3. Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения (Семейный кодекс).

Ведущая: Третий шаг по лабиринту - Конкурс «Вредные советы».

 Каждая команда получает по два совета на карточках. Перед вами начальные строки вредного совета в стиле Г.Остера. Вам необходимо продолжить данный совет. Максимальный балл, за самые оригинальные советы-5 баллов.

Команде №1

1.Если вдруг тебя решили

Прав каких-нибудь лишить…

                       2.Если жить на этом свете

                       Ты решился без друзей…

Команде №2

1.Если вдруг ты не согласен

С тем, что люди говорят…

                        2.Если ты не добрый малый.

                           Скажем прямо даже злой…

 Команде №3

1.Если думаешь, что можно 

 Младших в школе обижать…

                         2. Если ты надумал в школу

                            Вдруг о бомбе позвонить…

Команде №4

1.Если ты такой хороший

И закон тебе не нужен…

                          2.Если вдруг тебя посмели,

                             В магазине обсчитать…

Ведущая: Четвёртый шаг по лабиринту – Конкурс «Правовая сказка».

Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 2 балла за правильный ответ.

Команде №1

Он был приговорён к утоплению в пруду как беспаспортный, бездомный, беспризорный (Буратино).

Команде №2

Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо  роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек  («Колобок»).

Команде №3

В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).

       Команде №4

В какой  сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк  и семеро козлят»).

Ведущая: «Заморочки».

В этом конкурсе, а это пятый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются задания. Время -3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде №1

1.Почемузаконодательство не допускает приёма на работу лиц моложе 15 лет, а при определённых условиях- 14 лет? (Необходимость соблюдения права на образование, ст.43.п.4. Конституции РФ, недееспособность несовершеннолетних).

2.После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права…(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе).

С какого возраста ребёнок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения).

Вопросы команде №2

1.Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё наперекор родителям и не уважает их? (Да, воспитание - равное право и обязанность родителей).

2. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюблённым следующие права…(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).

3. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (с 10 лет)

Вопросы команде №3

1.Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры  или противоправное деяние? (противоправное деяние).

2.Григорий - страстный фотолюбитель. Помогут Григорию следующие права…(Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности).

3.С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд? (с 14 лет)

Вопросы команде №4

1.Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).

2.Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права…(Право на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещён).

3.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)

Ведущая: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребёнку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны будете придумать  обращение несовершеннолетних детей к взрослым. Это и есть ваш  шестой шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например:  Ах, взрослые, нам бы ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! ит.д.)

Высший балл-3 балла.

Ведущая: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остался один. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырёх команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы, касающиеся закона, права. Конкурс называется «Литературная дуэль». За каждый правильный ответ -1 балл. Побеждает – набравший наибольшее количество баллов.

Вопросы дуэлянтам:

  1. Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
  2. Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
  3. Что означает выражение «Пуститься во все тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни).
  4. Назовите автора высказывания: «Человек- это звучит гордо» (А.М.Горький).
  5. Вспомните и назовите хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Воскресенье», В.Липатов «И это всё о нём» и др.).

6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы – право на личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире).

7.Назовите автора строк и название стихотворения:

     Ваш долг: спасать от бед невинных,

     Несчастливым подать покров;

     От сильных защищать бессильных,

     Исторгнуть бедных из оков (Г.Державин «Властителям и суиям»)

8. Из русских писателей XIX века преследованию по обвинения в соучастии и убийстве подвергался: а) Н.Гоголь   б) А.Островский   в)А.Сухово-Кобылин

Ведущая: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершён. Игра показала, что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам ориентироваться в сложных современных отношениях. Остаётся подвести итоги. Слово предоставляется членам жюри. Награждение лидеров, самых активных и знающих учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М. 1999г.
  2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск I,II. М. ООО Издательский дом «Новый учебник», 2002г.
  3. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс», М. Издательство Вита- «Пресс», 2000г.

За проведение ролевой игры было вручено благодарственное письмо «за активное участие в проведении Дня молодого избирателя» от Председателя ТИК Советского района города Астрахани С.В.Антонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-турнир: «Восемь шагов по правовому лабиринту»

Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто не...

Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"

Конкурсно-игровая  программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возрас...

Литературно- правовой лабиринт

Игра для учащихся, проверяющая правовые знания на основе литературных произведений....

Презентация к игре "Литературно- правовой лабиринт"

Презентация поможет сделать игру более наглядной и зрелищной....

Игровая программа «Правовой лабиринт»

Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов...

Профилактическое мероприятие "Правовой лабиринт"

Проведено мероприятие правовой направленности «Правовой лабиринт». Главная цель проведения мероприятия – повышение правовой культуры воспитанников, формирование активной гражданской ...