Игровая программа «Правовой лабиринт»
классный час по праву (9 класс) на тему

Чугуевец Надежда Васильевна

Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_programma.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа «Правовой лабиринт»

Цели:

1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.

2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.

3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.

4. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Форма проведения: игра- конкурс

Участники: дети младшего, среднего и старшего школьного возраста

Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.

Ход мероприятия:

Слайд 2

Выходят чтецы.

1-й чтец: Всё лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь, А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право!

2-й чтец: Свободно жить под солнцем и луной, И восхищаться красотой земной; Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь;

1-й чтец: Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом; Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею.

2-й чтец: А подрасту — поможет мне держава Работу выбрать – имею право. Ну а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник…. Досугу — час, А школе — всё внимание. Использую я право, На образование.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.

Слайд 3

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.

Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Слайд 4

Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём конкурсно — игровую программу «Правовой лабиринт». Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход». Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.

Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием.

Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и обязанности взрослых и детей. Это, завучи по учебной и воспитательной работе, библиотекарь.

Ведущий: Игра начинается.

Слайд 5

1 Задание: «Азбука права». Сейчас я буду читать вопросы. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку. Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово. Список слов вы видите на экране.                                           

- До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет)

- Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)

- Основной закон государства. (Конституция)

- Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения. (Право) — Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие. (Преступление)

- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

- Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,

которые его подписали. (Конвенция)

Слайд 6 (заставка)

Ведущий: А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку «Чужой телефон».

Выходят дети с портфелями и кладут их.

1 — Ты не пойдешь на физкультуру?

2 — Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме 2. Она садится и начинает рисовать.

2 — Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у 1.

2 Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1.

1 — Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?

2 — А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Высказываются дети.

- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе иребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

2 Задание: « Шифровка».

Ведущий: Командам раздаются конверты с шифровками. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.

1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного.Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.

2 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны. Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными

3 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы, нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать.

4 набор: Закон, ничто, плохо, как, то, мы, каждый, знать, должен, так, не знаем что. Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать – закон.

Слайд 7

Ведущий: Пока команды выполняют задание, проведём игру со зрителями «Поможем сказочным героям отстоять свои права», пользуясь Конвенцией о правах ребёнка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребёнка»

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне свои денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет права на личное имущество.)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от физического насилия.)

Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от физического насилия.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребёнка, запрещена эксплуатация детского труда.)

Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребёнок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не вправе разлучить их.)

Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции о правах ребёнка государство должно защищать всех детей.)

3 Задание: «Путешествие в сказку».

Со зрителями мы поиграли в игру и помогли сказочным героям отстоять свои права. Сейчас задание для команд. Вы будите рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.

Слайд 8

Давайте посмотрим на слайд «Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Слайд 9

«Буратино идёт в школу» — каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.

Слайд 10

«Гадкий утёнок» — все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Слайд 11

«Доктор Айболит» — право на получение медицинской помощи и лечения.

Слайд 12

«Золушка» — право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.

Слайд 13

«Ледяная избушка» — право на неприкосновенность жилища.

Слайд 14

Ведущий: Сегодня, на наше мероприятие мы пригласили гостя (…), которая занимается проблемами, возникающими у детей и подростков.

Слайд 15

4 Задание: «Определи преступление».

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «7а» – самый лучший класс!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Ведущий: Пока наши команды выполняют задание, проведём игру со зрителями «Это разрешается – это запрещается».

1. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это …(разрешается)

2. Рисовать и петь, учиться.

Если заболел – лечиться.

Это … (разрешается)

3. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

4. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго …(запрещается)

5. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это …(разрешается)

6. Трудится маленький ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Тоже … (запрещается)

7. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

5 Задание: «Отгадай кроссворд».

По горизонтали:

1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

Слайд 16

Ведущий: Пока наши команды выполняют задание, проведём игру со зрителями «Я знаю Конвенцию…». Попрошу сюда выйти тех детей, кому при входе были даны жетоны(7 человек). Необходимо, вынуть из мешка любой предмет и глядя на него сказать, какое право Конвенции ООН можно применить для данной игрушки.

п/п

предмет

Статьи Конвенции…

1

Сердце (мягкая игрушка)

ст.6. Право на жизнь…

2

Бейдж, паспорт ит.д.

ст.7. Право на имя…

3

Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д.

ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию…

4

Иконы (календарь)

ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии

ст. 30. Право пользоваться своей культурой…

5

Флакон с настойкой травы

ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения…

6

Нож (игрушка)

ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения…

7

Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д.

ст.28. Право на образования

Слайд 17

Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение к вам, детям.

- Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?

(Обязанности: уважать старших и друг друга, уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)

Слайд 18

Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их озвучим. (Озвучивают представители команд)

Ведущий:

Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить, насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А почему-то грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое – красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки, сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее. Однако разрешать их надо, иначе как жить дальше? Хотелось бы закончить нашу встречу притчей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...

Игра-турнир: «Восемь шагов по правовому лабиринту»

Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто не...

Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"

Конкурсно-игровая  программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возрас...

Игровая программа "Правовой турнир"

Целью игры является формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения. ...

Игровая программа "Правовой турнир"

Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов...