Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"
методическая разработка на тему

Алимжанова Наталия Петровна

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочисленные просветительские мероприятия: знакомсво с Конвенцией "О правах ребенка", тематические классные часы, викторины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛИМЖАНОВА НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА

ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов №1

Сценарий интеллектуальной игры

«Правовой калейдоскоп»

Цели и задачи:

Закрепление знаний, полученных во время проведения тематических классных часов.

Развитие познавательной активности и правовой культуры учащихся.

Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

В игре принимают участие учащиеся 7 – 10-ых классов. Из числа учащихся формируются шесть команд, каждая из которых отстаивает честь своего класса.

Предварительная подготовка.

В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.

Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.

Учащиеся совместно с воспитателем придумывают название команды и выбирают её капитана.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС

«В гостях у сказки»

Задание: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан?  Ответ: право на жизнь.

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

ВТОРОЙ КОНКУРС

«Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок -         к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Развитие –Т И В З А Р И Е

Голос – С Л О Г О

Защита – Т И Щ А З А

Интерес – С Т Е Р Н И Е

Гражданство –Ж Д А В О Г Р А Н С Т

Имя – м и я

Репутация –А П У Р Е Ц И Т Я

Игра  - А Р Г И

Карточка №6.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

ТРЕТИЙ КОНКУРС

«Блиц-опрос для капитанов»

Задание: капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.

В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.

Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.

Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.

Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».

 До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.

Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.

Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.

В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.

Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.

До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.

Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».

Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.

В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.

Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.

С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.

В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.

Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.

Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС

«Ситуации»

Задание: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.

Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.  

Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.

Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (своб

Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"

Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...

Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"

Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний...

Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»

Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ».

Сценарий занятия о профессиях....

Сценарий игровой программы "Нижегородский калейдоскоп"

Игровая программа "Нижегородский калейдоскоп" расчитана на детей в возрасте 9-12 лет. Основная цель данной программы - воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Задача - расширить знания д...

Познавательно - игровая программа "Калейдоскоп знаний"

Познавательно - игровая программа на закрепление знаний из разных областей для учащихся начальной школы...

Сценарий познавательно-игровой программы "Калейдоскоп профессий"

Сценарий игровой программы по профориентации...