Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"
методическая разработка по теме

Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_osenniy_kaleydoskop.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества «Левобережный»

Сценарий познавательной-экологической программы

 для детей младшего школьного возраста

Подготовила    педагог-организатор

Бойцова А.А.

г. Липецк,2011

Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний

Задачи:

  1. закрепить знания о времени года – осени, месяцах, о признаках и ассоциациях в рамках осенней темы(овощи, птицы, состояние природы)
  2. развивать и тренировать память, двигательную активность детей;
  3. развивать умение рассуждать, делать выводы;
  4. совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать коллективно;
  5. развивать творческие способности детей; 
  6. воспитывать у детей природоохранное поведение.

Действующие лица: ведущая 1, ведущая 2,Осень.

Оборудование:осенние листья,, , 2 корзинки, шишки,

Оформление: плакаты, осенние букеты

Ведущая 1: Здравствуйте, ребята!Какие вы нарядные, красивые. Давайте знакомиться.

(Дети хором, громко произносят своё имя)

 Сейчас мы проведем веселую викторину, посвященную осени.  

Узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы и выясним, кто же самый эрудированный и веселый.

А в самом конце подведём итоги

 Готовы? Ну, тогда начнем.

 А знаете ли вы, что в древности сентябрь имел несколько названий:

 ХМУРЕНЬ- за частое ненастье

 ВЕРЕСЕНЬ- пора цветения вереска

Октябрь называли ГРЯЗНИК, ЗИМНИК, ЛИСТОБОЙ все эти названия отражали состояние погоды и природы.

Ноябрь- ПОЛУЗИМНИК, СТУДЕНЬ. По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

 А теперь начнем проверять ваши знания серьезно

Ведущая 2:

  1. Назовите признаки осени. По каким приметам мы узнаем, что наступила осень?

( похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди и одежда, зонты)

  1. Чем осень отличается от весны?( весной день длиннее становится, почки на деревьях, прилетают птицы, зеленеет трава, теплеет, тает снег и пр.)
  2. Какое время года идет следом за осенью?(зима)
  3. Какие птицы улетают от нас на юг?( журавли, соловьи, гуси, ласточки, дрозды, лебеди +)
  4. Какие птицы остаются зимовать с нами?(снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты- даже выводят зимой птенцов)
  5. Какие животные впадают в спячку?( медведи, ежи, лягушки,
  6. Какие животные меняют цвет шубки , готовясь к зиме?(белки, зайцы,песцы)

  1. А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготовляет?

( бобры, белки, мыши, ежи, хомяки)

Вед1:  Послушайте  стишок, это даст вам подсказку.

 Сколько белкам хлопот!

 Поспевает орех,

Кислый яблок лесной и рябина,

 По кустам заалела калина,-

 У хозяек заботливых спех:

 Надо белых грибов насбирать,

 Нанизать их по веткам сосновым,

 Конопатить дупло мохом новым,

 Трав и листьев в гнездо натаскать.

 Оттого-то в лесу суета,

 И без ветра в движенье верхушки,

 Оттого вкруг косматого пня

 Взрыты мхов разноцветных подушки.

Вед. 2:

  1. Назовите съедобные грибы.( опята, сыроежки, маслята, моховики, горькушки, грузди и пр.)
  2. .Какие цветы цветут осенью?( хризантемы, астры, гладиолусы, георгины)
  3. Какие ягоды поспевают осенью?( рябина, клюква, брусника, калина, облепиха)
  4. Почему деревья сбрасывают на зиму листья?

( испарения уменьшить, сохранить питательные вещества, избавиться от ядовитых веществ,накопившихся на листьях, )

Вед.1: Я вам помогу немного.

Почему к зиме деревья раздеваются кругом? :

А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!

А знаете ли вы, какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают?(хвойные: сосны, кедры, ели)

Вед. 2:Я вам подскажу

 Почему не спится елкам с наступленьем осени?

 Почему они иголки на зиму не сбросили?

 Им зимою не до сна- вдруг заблудится весна?

 Снег кружится над землей, тропки занесенные

 Вот и светятся зимой огоньки зеленые.

Вед. 1:

 А сейчас ребята отгадайте загадки:

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

 И на южный край земли

 Потянулись журавли.

 Распахнулись двери школ

 Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Вед.2:

Все мрачней лицо природы:

 Почернели огороды,

 Оголяются леса,

 Молкнут птичьи голоса,

 Мишка в спячку завалился.

 Что за месяц к нам явился? ( октябрь)

Вед. 1:

 Поля черно-белыми стали:

 Падает то дождь, то снег,

 А еще похолодало-

 Льдом сковало воды рек.

 Мерзнет в поле озимь ржи.

 Что за месяц- подскажи.(ноябрь)

Вед. 2:

Давайте хором перечислим осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь

Вед. 1:

Вот художник, так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл!

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (осень)

(входит Осень с корзиной осенних даров)

Осень:

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Всем хороша я и пригожа

Золота, яшмы не счесть.

Яблоки, шишки, орехи –

Всё в сундуке моём есть.

Принесла я вам, ребята, свои осенние подарки, отгадайте какие.

  1. Какие овощи усатые?( фасоль, горох)
  2. У какого овоща есть глазки?(картофель)
  3. Какой овощ мешал спать принцессе?(горох)
  4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю(лук)
  5. Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)
  6. Кругла да гладка, откусишь- сладка,засела на грядке крепко. Я+.(репка)
  7. И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом- (картошка)
  8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
  9. Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)
  10. Круглое, румяное, я росту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
  11. Я в красной шапочке росту среди корней осиновых, меня увидишь за версту,- зовусь я - ( подосиновик)
  12. Он в лесу стоял, никто его не брал, в красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор).

Вед.1:

 Урожай у нас хорош, уродился густо:

 И морковка , и картошка, белая капуста,

 Баклажаны синие, красный помидор

 Затевают длинный и серьезный спор.

 Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?

Осень:

А как вы думаете, ребята? Какие овощи самые полезные?

Конечно, каждый полезен по-своему и хорош.

Вед. 2:

 Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить.

 Все без исключения, в этом нет сомнения!

 В каждом польза есть и вкус,и решить я не берусь:

 Кто из вас вкуснее? Кто из вас нужнее?

Осень:

Всем известно: без труда

 Не вынешь рыбку из пруда.

 В огороде и в саду, на болоте и в лесу,

 Ждут мои подарки вас,

 Собирайте про запас!

 Не ленитесь, а зимой

 Пригодится дар вам мой.

Вед.1:

А теперь поиграем.

(ведущий проводит игры, Осень и другой  ведущий помогают)

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

 На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?

ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?»

 На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»

 Участвуют пять мальчиков и пять девочек.

 На полу раскладывают листы бумаги. Делают две дорожки.

 Ребята должны пробежать, наступая только на листы бумаги.

 Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее

 и аккуратнее справится с этим заданием?

ИГРА «СОБЕРИ ШИШКИ»

Для конкурса необходимы корзинки, шишки.Один игрок раскладывает шишки, другой - собирает. В конкурсе участвуют по 6 человек от команды.

Вед. 1:А сейчас игра на внимание: я читаю стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите  "лишнее" слово, начинаете хлопать в ладоши.

 Улетели птицы:

 Голуби, куницы.

Улетели птицы:

 Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Улетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чибисы, чижи,

 Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Улетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Галки и стрижи

 Чибисы, ежи.

Улетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

 Чибисы, чижи,

 Аисты, кукушки,

 Лебеди и утки

 И спасибо шутке.

Вед. 2:Ну, что же.все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях о животных. МОЛОДЦЫ!

Вед. 1:

Много об осени мы говорили,

Радовались ей и снею грустили.

Все ж удивительное время года-

То прекрасная пора, то непогода.

Осень:

Славно мы повеселились

Очень крепко подружились

Но теперь пришла пора

Расставаться, детвора!

Вед.2:

Уходит осень щедрая от нас,

Её теплом мы были все согреты.

И пусть останется в сердцах у вас

Наш праздник, прошедший в зале этом!

Вед. 1:

Понравился ли вам наш праздник? Хорошее ли у вас настроение?

Заработанные листочки заберите с собой в память об осени.

Желаем вам хороших оценок, добрых друзей и много интересного повстречать этой осенью.

Все вместе:Всем спасибо и до свидания.

Литература:

  1. Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, «Просвещение», 1998
  2. Праздник осени. Осень в лесу. Спор овощей. Журнал «Начальная школа», 1992,
  3. Пузанкова Т.В. Праздник осени. Журнал «Завуч начальной школы» 2005, № 2
  4. В гостях у Осени. Сценарии, стихи, песни, игры, танцы. Журнал «Колокольчик», 2002, № 26.
  5. Зарецкая Н.В. С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок. Ярославль, Академия развития, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...

Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"

Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...

Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»

Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ».

Сценарий занятия о профессиях....

Сценарий игровой программы "Нижегородский калейдоскоп"

Игровая программа "Нижегородский калейдоскоп" расчитана на детей в возрасте 9-12 лет. Основная цель данной программы - воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Задача - расширить знания д...

Познавательно - игровая программа "Калейдоскоп знаний"

Познавательно - игровая программа на закрепление знаний из разных областей для учащихся начальной школы...

Сценарий познавательно-игровой программы "Калейдоскоп профессий"

Сценарий игровой программы по профориентации...