Сценарий игровой программы "Нижегородский калейдоскоп"
материал на тему

Смагловская Светлана Петровна

Игровая программа "Нижегородский калейдоскоп" расчитана на детей в возрасте 9-12 лет. Основная цель данной программы - воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю. Задача - расширить знания детей о народных промыслах Нижегородского края. Может проводиться также и для взрослой аудитории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  КАЛЕЙДОСКОП»

Сценарий игровой программы для детей 9-12 лет.

Цели и задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю;
  • Расширение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве родного края;
  • Развитие творческих способностей  детей, предоставление возможностей для их реализации;
  • Развитие двигательной активности, эмоциональная разрядка детей.

Оформление:

  • Самовар;
  • Связки баранок;
  • Предметы народных промыслов (ложки, матрешки, доски и тр.);
  • Воздушные шары.

Оборудование:

  • Столы;
  • Баян.

Реквизит:

  • Русские сарафаны – 2 шт.;
  • Кокошники – 2 шт.;
  • Прихватки – 2 шт.;
  • Рукавицы – 2 шт.;
  • Шумовой оркестр (дудки, трещотки, деревянные ложки и др.);
  • Карточки алфавита – 20 шт.

Ход игры:

На площадку выходят 4 девочки в русских сарафанах и кокошниках.

1 девочка: Добры молодцы и красны девицы!

2 девочка: Приглашаем всех на народное гулянье!

3 девочка: для вас наше представленье, всем на удивленье!

4 девочка: Веселись, честной народ, всех вас Ярмарка зовет!

Ведущий 1:

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево – лавки с товаром!

Гляньте направо – веселье даром!

Ведущий 2: нашему прекрасному городу исполняется в этом году 790 лет. Много повидал и пережил он за эти годы и, конечно же, многим прославился!

Выходят чтецы:

1 чтец:

Мой Новгород Нижний, столица Приволжья,

Стоишь ты над Волгой и устьем Оки.

Мой город, тебя не любить невозможно.

Ты – моя жизнь, мои лучшие дни.

2 чтец:

Ты словно паришь над Волжским простором,

Пленяем меня твоих гор высота.

С откоса гляжу я восторженным взором

На дали речные, луга и леса.

3 чтец:

Стены Кремля повидали немало,

Здесь веет дыханьем седой старины,

Отсюда шли в вечность, покрыв себя славой,

Мои земляки на защиту страны.

4 чтец:

Есть города, есть на свете столицы,

Но нет среди них мне дороже тебя,

Встречают меня мне родные здесь лица,

Мой город любимый, родная земля.

Ведущий 1:

Наша Нижегородская земля известна своими умельцами не только в России, но и во всем мире.

Ведущий 2:

А вы, уважаемые зрители, знаете, чем славится земля Нижегородская? Сейчас мы это проверим. Давайте вместе вспомним достопримечательности нашего Нижегородского края, ответив на вопросы конкурса «Нижегородский алфавит».

Ведущий 1:

Девицы-красавицы зададут вам вопросы, ответы на которые начинаются на определенную букву алфавита. Правильно ответившие на вопрос подходят к девочке, задавшей его.

1 конкурс: «Нижегородский алфавит»

Каждая из четырех девочек задает по 5 вопросов. Ведущие отслеживают правильность и скорость ответов и формируют команды – участницы игры.

Загаданные слова:

1-я девочка задает вопросы, ответы на которые начинаются на буквы А, Б, В, Г. Д, Е.

А – самый  многочисленный по количеству проживающих людей район  Нижнего Новгорода – АВТОЗАВОД;

Б – главная улица нашего города – БОЛЬШАЯ ПОКРОВСКАЯ;

В – великая русская река – ВОЛГА;

Г – фамилия писателя, в честь которого раньше назывался наш город – ГОРЬКИЙ;

Д – на каких горах лежит Нижний Новгород – ДЯТЛОВЫ ГОРЫ.

2-я девочка задает вопросы, ответы на которые начинаются на буквы Ё, И, К, Л, М.

Ё – они появляются на всех площадях нашего города в канун Нового года – ЁЛКИ;

И – башня Нижегородского Кремля, с которой началось его строительство в 1575 году – ИВАНОВСКАЯ БАШНЯ;

К – крепость, оберегающая Нижний Новгород от врагов – КРЕМЛЬ;

Л – один из районов Нижнего Новгорода – ЛЕНИНСКИЙ;

М – организатор национально-освободительной борьбы русского народа против поляков в 1612 году – МИНИН КОЗЬМА.

3-я девочка задает вопросы, ответы на которые начинаются на буквы Н, О, П, С, У.

Н – улица, проходящая по берегу реки – НАБЕРЕЖНАЯ;

О – животное, изображенное на гербе нашего года – ОЛЕНЬ;

П – московский князь, глава ополчения, восстановивший Российскую государственность – ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ;

С – место слияния двух рек – СТРЕЛКА;

У – высшее учебное заведение нашего города, носящее имя Николая Ивановича Лобачевского – УНИВЕРСИТЕТ.

4-я девочка задает вопросы, ответы на которые начинаются на буквы Х, Ч, Э, Ю, Я.

Х – старинный русский народный промысел, зародившийся в 17 веке в округе города Нижнего Новгорода, представляющий собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели – ХОХЛОМА;

Ч – советский летчик, совершивший первый беспересадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США – ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ;

Э – коллективное посещение достопримечательных мест города – ЭКСКУРСИЯ;

Ю – великий Владимирский князь, основавший в 1221 году город Нижний Новгород – ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ;

Я – крупный торговый комплекс, ранее располагавшийся у стен Макарьевского монастыря, а в 1817 году перенесенный в город Нижний Новгород – ЯРМАРКА.

Ведущий:

Итак, наши команды сформированы. И мы продолжаем нашу игру. Наш следующий конкурс – «Ярмарка».

2 Конкурс «ЯРМАРКА»

Ведущий 1:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

Сейчас мы с вами попробуем возродить стиль старой Российской ярмарки и предлагаем вам выступить в роли торговцев, рекламирующих и продающих свой товар.

Ведущий 2:

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо- люди – мастера!

Ведущий 1:на столе перед вами находятся предметы различных промыслов всей нашей  великой и талантливой России. Кто первый  правильно назовет промысел Нижегородского края, тот получает право выбора предмета для рекламы. (Дети называют промыслы и подходят к столу за предметами).

Вот товар, а ты – купец!

Товар продал – молодец!

Ведущий 2:

Купцы дорогие,

Люди торговые!

На нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть,

И себя показать,

И товар свой продать!

Представлены промыслы Нижегородской области:

  • ХОХЛОМА
  • ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
  • БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
  • РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
  • ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Каждая команда выбирает себе предмет для рекламы.  Время,  отведенное для подготовки команд, 3 минуты. Заслушиваются поочередно выступления каждой команды.  Комментируется правильность ответов.

Все участники конкурса «Ярмарка» награждаются призами.

Ведущий 1:

Купцами вы побыли, свой товар продали. Но ни одна Ярмарка не обходится без народного гулянья! Ярмарка – это обязательно игры и веселье!

Ведущий 2:

Наш город стоит на слиянии двух рек: Волги и Оки. А каждая река начинается с маленького ручейка. И мы предлагаем вам сыграть в народную игру «Ручеёк», всем нам известную с детства.

Игра «РУЧЕЁК»

Описание игры: Дети встают парами (первые пары образуют девочки-помощницы и любой ребенок из зрителей). Ребенок, оставшийся без пары, проходя через «ручеёк», выбирает себе партнера. Оставшийся без пары ребенок проделывает то же самое. Время, отведенное на игру, 3 минуты.

3 конкурс «НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ОРКЕСТР»

Ведущий 1: На каждой ярмарке обязательно выступали артисты и музыканты. Они развлекали собравшуюся публику при помощи своего мастерства, исполняя на музыкальных инструментах веселую мелодию.

Ведущий 2: А давайте вместе попробуем угадать, о каких инструментах идет речь!

Ведущие загадывают загадки о музыкальных инструментах. Дети, правильно ответившие на загадки, становятся участниками следующего конкурса.

  1. Очень музыку любили

Две сестры: Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое …ПИАНИНО.

  1. Дед Егор еще не старый,

Внуку сделал он подарок.

И теперь у нас Ванютка

Целый день дудит на … ДУДКЕ.

  1. На концерте выступала

Наша милая Татьяна.

Как звезда она играла

Целый час на … ФОРТЕПЬЯНО.

  1. Все мы очень любим слушать,

Как поет у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная … ГИТАРА.

  1. Мы очень удивляемся

И очень восхищаемся,

Когда малыш Филиппка

Играет нам на … СКРИПКЕ.

  1. Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Сережка

Заиграет на … ГАРМОШКЕ.

  1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый … БАРАБАН.

  1. Семь кружочков-малышат

На линеечках сидят.

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют.

Очень заняты работой

Эти радостные … НОТЫ.

Ведущий 1: Это были загадки про всем нам известные музыкальные инструменты. А сейчас вместе с вами освоим необычные инструменты, которые всегда есть под рукой.

Детям раздают имеющиеся в наличии «музыкальные инструменты» (деревянные ложки, бубны, балалайку, трещотки и др.). Баянист проигрывает мелодию, которую участники конкурса прослушивают. После этого все участники «необыкновенного оркестра» исполняют эту же мелодию под аккомпанемент баяна.

Ведущий 2: Ярмарочный оркестр прозвучал. Наши музыканты всем продемонстрировали свой талант. Под такое музыкальное сопровождение так и хочется запеть самим. Какая Ярмарка обходится без веселых песен?

Вокальная группа исполняет частушки про чай.

ЧАСТУШКИ.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаёк

Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар блести, кипя,

Чай в нем так и пенится.

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки,

Значит, письма пишут вам!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

4 конкурс «ГРЕЛКА ДЛЯ ЧАЙНИКА»

Ведущий 1:

На каждой Ярмарке столы ломились от угощений, шел пар от горячих свмоваров. Все собравшиеся угощались чаем. Сейчас в магазинах изобилие различных сортов чая. Можете назвать хотя бы несколько? (Примеры сортов чая: индийский, цейлонский, грузинский, «Липтон», «Акбар», «Седой граф», «Принцесса Гита» и др.).

Ведущий 2: Начинаем наш АУКЦИОН! Итак, принимаем ваши ответы!

Первые восемь детей, назвавшие различные сорта чая, становятся участниками конкурса. Они делятся на две команды по четыре человека.

Ведущий 1: Команды дизайнеров укомплектованы. Осталось выбрать два самых главных героя нашего конкурса. Ими станут ребята, угадавшие, о чем пойдет речь в аших загадках.

Ведущий 2.

В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок.

Всего одна рука

И та – на спине. (ЧАЙНИК)

Был листок зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (ЧАЙ)

Ребята, отгадавшие загадки, выходят к ведущим.

Ведущий 1: Самое главное в искусстве подавать чай – это правильно его заварить. Существуют определенные способы заварки чая, но в каждом из них присутствует обязательное условие: чай должен хорошо настояться. А помочь сохранить температуру заваривания может обычная чайная грелка (демонстрируется зрителям).

Ведущий 2: Роль «грелки» удостоились чести исполнить наши главные герои. Давайте с ними познакомимся (выбранные ребята называют свои имена). Остальным участникам команд раздаются необходимые атрибуты (сарафан, кокошник, прихватка, рукавичка)., которыми они в этой же последовательности должны нарядить свою «грелку».

Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Все участники конкурса награждаются сладкими призами.

Ведущий 1: Наша Ярмарка подходит к концу. Повеселились все вдоволь.

Ведущий 2:

Вот тебе гостинец на прощанье,

Заходи почаще! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...

Сценарий игровой программы "Сказочный калейдоскоп"

Игровая программа «Сказочный калейдоскоп» проводилась в рамках общешкольной Недели сказки среди учащихся 3 – 5 классов. Учащиеся окунулись в атмосферу волшебства и нестандартности произведений этого ж...

Сценарий игровой программы "Осенний калейдоскоп"

Цель: создание условий для знакомства детей младшего школьного возраста с основами экологических знаний...

Сценарий игровой танцевальной программы «Танцевальный калейдоскоп»

Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.Задачи:- способствовать двигательной активности детей; - создание позитивной атмосферы;- развитие внимания, быстрот...

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ».

Сценарий занятия о профессиях....

Познавательно - игровая программа "Калейдоскоп знаний"

Познавательно - игровая программа на закрепление знаний из разных областей для учащихся начальной школы...

Сценарий познавательно-игровой программы "Калейдоскоп профессий"

Сценарий игровой программы по профориентации...