Разрешение конфликтов без насилия.
классный час по праву (8 класс) по теме

Морозова Галина Александровна

На занятии речь идет о необходимости разрешать любые конфликтные ситуации мирным путем, не применяя никакие виды насилия: ни физические, ни психологические. Предлагаюся ситуации для решения конфликтов мирным путем. Воспитанникам предложено сделать вывод о необходимости принимать правильные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razreshenie_konfliktov_bez_nasiliya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

БЕЗ НАСИЛИЯ.

Цели:

1.Учить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.

            2.Учить адекватному поведению при разрешении конфликтов.

            3.Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.

Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого школьника лежат на партах.

Ход занятия

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Социальный педагог:

Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы подумайте, как можно его закончить. Рома и Петя  учились в девятом классе. Они давно дружили, много свободного времени проводили вместе. Самой любимой игрой для друзей была игра в футбол на большой школьной перемене. Уже несколько раз к их игре пытался присоединиться  Антон, который в их классе учился недавно. Антон был грубым, недоброжелательным, часто сквернословил, поэтому ребята его недолюбливали и в сою игру брать не хотели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Но Антон был настойчив в свое желании поиграть, что Роман, в конце концов, пригласил его. С самого начала игры Антон стал вести себя вызывающе, неожиданно выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но тут прозвенел звонок на следующий урок, и ребята поспешили в школу. Но Антон продолжал приставать  к Пете даже во время урока, предлагал после урока « поговорить». Петя старался не обращать внимания на Антона, так как не умел драться, да и не хотел. «Что, трусишь? - усмехнулся Антон,- Ну что ж, не хочешь иметь дело со мной, будешь иметь дело с моими друзьями. Вот только уроки закончатся».

После окончания уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у входа в школу. Рома заметил, что его друг беспокоится. В это время мальчики услышали сигнал автомобиля. Это отец Ромы приехал за ними. Когда мальчики садились в автомобиль, они услышали, как Антон им крикнул: «Струсили! Ладно, завтра увидимся». На следующий день Петя и Рома встретились в раздевалке школы. Петя оглянулся, чтобы убедиться, что за ним никто не наблюдает, открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома оторопел и спросил: «Зачем тебе это?». «Да вот, у отца взял, - ответил Петя. – Попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Дело в том, что отец Пети работал в органах внутренних дел и имел право хранить дома оружие, но так, чтобы оно не было доступно другим членам семьи. Прозвенел звонок на первый урок. Петя обратился с просьбой к Роме. «Положи этот пистолет к себе в портфель и сохрани его там для меня, потому, что я боюсь, что мой отец перероет все мои вещи». «Я не могу,- ответил Рома. - Что, если меня поймают?». «Пожалуйста», - попросил Петя.  «Ну, ладно, - согласился Рома. – Но только до перерыва на большую перемену».          

Рита, с которой дружил Рома, обратила внимание, что он был очень расстроен, когда вошел в класс. «Что-нибудь случилось?» - участливо спросила девочка. «Я не могу тебе сказать, занимайся своим делом», резко ответил Рома. Рита, конечно же, обиделась. В тревоге Рома просидел первый урок, ему казалось, что все знают о пистолете у него в портфеле.

Как можно закончить рассказ?

Варианты ответов детей:

  1. Рома отдал пистолет Пете и сказал, чтобы он вернул его отцу.
  2. Приехал отец Пети в школу и забрал пистолет, а дома наказал его за это.
  3. После урока Антон с друзьями опять стали требовать от Пети и Ромы выйти и поговорить. И тогда мог бы кто-нибудь пострадать. Отца Ромы могли бы привлечь к уголовной ответственности за ненадлежащее хранение оружия.

Соц.педагог:  Как вы думаете, зачем Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено?

Дети:  Хотел испугать Антона, чтобы тот отстал от него.

Соц.педагог:  Почему Антон хотел подраться с Петей?

Ученики: Он хотел показать, что ничуть не хуже уже Пети. Ему было обидно, что все его игнорируют.

Соц.педагог: Между Петей и Антоном возник конфликт. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Разрешение конфликтов без насилия».

Основная часть

Беседа

Соц.педагог:  Ребята, объясните, что значит КОНФЛИКТ?

 

Дети:  Конфликт - это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу  и не могут найти общего решения.

Учитель: Конфликт - это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.

Записываем определение на доске.

Соц.педагог: Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?

Дети:  Раздражение. Злость. Обиду. Угнетенное состояние. Страх. Злость.

Соц.педагог:  В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.

Дети приводят примеры из своей жизни.

Соц. педагог: Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

Учащиеся:  Наверное, можно. Надо было поговорить с этим  человеком, либо уйти. А через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить. Возможно, был прав он, а не я.

Соц.педагог:  Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?

Дети:  Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.  

НА ДОСКЕ:

СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ОЗНАЧАЕТ:

- Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.

- Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.

- Говорить тихо, не оскорблять.

- Дать другому человеку шанс отступить.

- Сдерживать себя, например, лучше уйти, извинившись при этом.

- Идти на компромисс (уступить в чем-то).

- По возможности использовать юмор.

Самостоятельная  работа  учащихся

Соц  . педагог:  А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы.

Р А Б О Ч И Й   Л И С Т

Ч то вас может рассердить, разозлить?

В группе?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

В школе?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соц.педагог:  Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить в группе, в школе?

Дети работают самостоятельно

Соц.педагог:  Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома. Первым свою ситуацию читает Сережа.

Сережа:  Когда кто-то из ребят слушает музыку громко.

Соц.педагог:  Как ты поступаешь в данной ситуации?  

Сережа: Прошу его, чтобы убрал громкость. Если он этого не делает, начинаю кричать на него.

Соц.педагог:  Как можно поступить Сереже в данной ситуации?

Ученики:  Объяснить Сереже, что он мешает учить уроки или смотреть телевизор.

Соц.педагог:  Кого еще что раздражает?

 Дети: Когда кто-то смотрит бразильские сериалы, а я их терпеть не могу.

Соц. педагог:  Раз смотрят сериалы, значит, они им нравятся, и они не должны их бросать смотреть только потому, что кому-то они не нравятся.

Лучше во время сериала пообщаться с друзьями или погулять.

      Далее аналогично рассматриваются все ситуации.

Соц.педагог:  Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблению и насилию. Но, если все-таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?

Дети:  К соц. педагогу, воспитателю, учителям, друзьям, братьям, сестрам.

Соц.педагог: Самое главное -не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?

Дети: Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.

Соц.педагог: Какие  способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?

Ученики:  Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.

Соц.педагог:  Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.

Дети: Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать любимую музыку, погулять.

НА ДОСКЕ

- Сосчитать до 10 и обратно

- Дышать глубоко.

- Обговорить проблему с друзьями, воспитателями, или с тем, кому больше всего доверяешь.

- Послушать музыку.

- Заняться спортом.

- Заняться любимым делом.

- Почитать книгу.

- Подумать, что ты можешь предпринять для того, чтобы научиться владеть собой.

Р О Л Е В А Я   И Г Р А.

Соц.педагог:  С группой ребят мы подготовили небольшую сценку. Я буду автором, а ребята - актерами.

Автор:  Несколько ребят из 9 класса решили отметить окончание школы и собраться на квартире у Стаса.

Стас:  Приходите вечером ко мне. Посидим, послушаем музыку.

Автор:  Ребята согласились и вечером пришли по указанному адресу. Стас встретил их и провел в комнату. Его родителей дома не было, поэтому квартира была полностью в их распоряжении.

Стас: Я тут подготовился к вашему приходу. Ведь окончание 9 класса не должно пройти неотмеченным.

Автор:  И Стас поставил на стол две бутылки пива.

Сергей:  Это уж точно! Такое надо как следует отметить!

Аня:  А здесь курить можно?

Лена:  Я спиртное пить не буду.

Саша:  Я тоже не буду, как я потом домой приду?

Миша:  Все будут, и вы будете!

Стас:  А зачем вы тогда вообще пришли? Чай с тортиком попить?

Автор:  Одноклассники поддержали Стаса и Мишу колкими выражениями в адрес Лены и Саши.

Оля:  Ах, да! Вы же отличники! Как можно пить эту гадость?!

Аня:  Вы же ничего крепче кваса не пьете, а то мама с папой заругают!

Стас:  Так, все! Хватит вымудряться! Давайте свои стаканы!

Саша:  Я уже сказал, что не буду!

Лена:  Мне тоже не наливайте.

Миша:  Или вы будете как все, или выметайтесь отсюда!

Автор:  Лена и Саша встали из-за стола и ушли.

Соц.педагог:  Спасибо, ребята. Займите свои места. Правильно ли поступили Лена и Саша?

Дети: Правильно. Ребята бы все равно весь вечер портили бы им настроение, подшучивали. Если бы они остались, возможно, их бы все-таки уговорили выпить, а если бы и не уговорили, то конфликт мог перерасти в ссору и не исключено и в сцену насилия.

Соц.педагог:  Как можно было избежать подобной ситуации?

Дети: Договориться заранее о том, для чего вообще собираться у Стаса в квартире, будет спиртное или нет.

Итог занятия.

Соц.педагог:  Что же такое конфликт?

Учащиеся: Конфликт - это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.

Соц.педагог:  Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?

Ученики: Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца. Не позволять гневу выплеснуться наружу. Говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»

Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...


 

Комментарии

Морозова Галина Александровна

Занятие интересное, актуально. Воспитанники учатся размышлять, делать выводы, принимать правельные решения.